В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 декабря 2021 г. N 2192
Правила
взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, в том числе порядок координации указанного взаимодействия.
2. В настоящих Правилах под органами государственного контроля (надзора) понимаются контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида федерального государственного контроля (надзора) или вида регионального государственного контроля (надзора) (далее - вид государственного контроля (надзора), предметом которых является соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами (далее - соблюдение требований технических регламентов).
3. Деятельность органов государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), федеральными законами о видах государственного контроля (надзора) или законами субъектов Российской Федерации о видах государственного контроля (надзора), предметом которых является соблюдение требований технических регламентов, а также положениями об указанных видах государственного контроля (надзора).
4. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в целях обеспечения предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований технических регламентов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений требований технических регламентов, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
5. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в соответствии с принципами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленными статьями 7 - 14 Федерального закона. Указанное взаимодействие осуществляется по следующим вопросам:
а) вопросы, предусмотренные частью 1 статьи 20 Федерального закона;
б) информирование о признаках нарушения требований технических регламентов;
в) совместное рассмотрение сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в связи с нарушением требований технических регламентов (далее - сведения о нарушении требований технических регламентов);
г) выработка единых подходов по вопросам применения положений технических регламентов в целях организации и осуществления видов государственного контроля (надзора).
6. Получение органами государственного контроля (надзора), а также национальным органом по аккредитации документов и (или) сведений от иных органов, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона.
7. Совместное планирование и проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий органами государственного контроля (надзора), а также органами государственного контроля (надзора) и национальным органом по аккредитации при необходимости осуществляются в соответствии с соглашениями, предусмотренными частью 5 статьи 20 Федерального закона.
II. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора) по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
8. В случае выявления органом государственного контроля (надзора) по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия признаков нарушения требований технического регламента, соблюдение которых является предметом иного вида государственного контроля (надзора), указанный орган государственного контроля (надзора) информирует об этих признаках орган государственного контроля (надзора), уполномоченный на осуществление вида государственного контроля (надзора), предметом которого является соблюдение таких требований технических регламентов, в пределах его компетенции.
9. В целях информирования о признаках нарушения требований технических регламентов орган государственного контроля (надзора), выявивший указанные признаки, направляет в орган государственного контроля (надзора), уполномоченный на осуществление вида государственного контроля (надзора), предметом которого является соблюдение таких требований технических регламентов, в течение 5 рабочих дней со дня завершения контрольного (надзорного) мероприятия следующие сведения:
а) полное наименование контролируемого лица - юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) контролируемого лица - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении которых проведено контрольное (надзорное) мероприятие, идентификационный номер налогоплательщика;
б) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
в) признаки нарушения требований технических регламентов, соблюдение которых относится к предмету вида государственного контроля (надзора), осуществляемого органом государственного контроля (надзора), в адрес которого направляются сведения, предусмотренные настоящим пунктом.
10. В случае необходимости рассмотрения органом государственного контроля (надзора) совместно с органами государственного контроля (надзора), уполномоченными на осуществление иных видов государственного контроля (надзора), сведений о нарушении требований технических регламентов, полученных органом государственного контроля (надзора) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля (надзора) направляет сведения о нарушении требований технических регламентов в органы государственного контроля (надзора), уполномоченные на осуществление иных видов государственного контроля (надзора), предметом которых является соблюдение требований технических регламентов, указанных в сведениях о нарушении требований технических регламентов, с указанием источника сведений о нарушении требований технических регламентов, причин необходимости их совместного рассмотрения, а также информации об оценке достоверности сведений о нарушении требований технических регламентов, проведенной в соответствии со статьей 58 Федерального закона.
11. В случае если в сведениях, предусмотренных пунктами 9 и (или) 10 настоящих Правил, отсутствуют вопросы, относящиеся к предмету вида государственного контроля (надзора), осуществляемого органом государственного контроля (надзора), получившим указанные сведения, такой орган государственного контроля (надзора) информирует об этом орган государственного контроля (надзора), представивший сведения, указанные в пунктах 9 и (или) 10 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений.
12. Орган государственного контроля (надзора), получивший сведения, предусмотренные пунктами 9 и (или) 10 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил, осуществляет рассмотрение указанных сведений в соответствии с положениями статей 58 и 59 Федерального закона, в том числе в части подтверждения достоверности указанных сведений, а также установления параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
13. По результатам рассмотрения сведений, предусмотренных пунктами 9 и (или) 10 настоящих Правил, орган государственного контроля (надзора) принимает решение в соответствии со статьей 60 Федерального закона и в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет информацию о принятом решении в орган государственного контроля (надзора), представивший сведения, предусмотренные пунктами 9 и (или) 10 настоящих Правил.
III. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов
14. В целях обеспечения осуществления органами государственного контроля (надзора) профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), в рамках видов государственного контроля (надзора), предметом которых является соблюдение требований технических регламентов, национальный орган по аккредитации обеспечивает доступ должностных лиц органов государственного контроля (надзора), уполномоченных на осуществление таких видов государственного контроля (надзора), к сведениям, содержащимся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации.
Доступ, указанный в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном соглашением о взаимодействии между национальным органом по аккредитации и органом государственного контроля (надзора), и в пределах предмета соответствующего вида государственного контроля (надзора).
15. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия органом государственного контроля (надзора) признаков нарушения обязательных требований, соблюдение которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, указанный орган государственного контроля (надзора) информирует национальный орган по аккредитации посредством направления в течение 5 рабочих дней со дня завершения контрольного (надзорного) мероприятия сведений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 9 настоящих Правил, а также сведений о признаках нарушения обязательных требований, соблюдение которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц.
16. В случае необходимости рассмотрения органом государственного контроля (надзора) совместно с национальным органом по аккредитации сведений о нарушении требований технических регламентов, полученных органом государственного контроля (надзора) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля (надзора) направляет сведения о нарушении требований технических регламентов в национальный орган по аккредитации с указанием источника сведений о нарушении требований технических регламентов, причин необходимости их совместного рассмотрения, а также информации об оценке достоверности сведений о нарушении требований технических регламентов, проведенной в соответствии со статьей 58 Федерального закона.
17. Рассмотрение сведений, предусмотренных пунктами 15 и 16 настоящих Правил, принятие решений, а также информирование органа государственного контроля (надзора), представившего указанные сведения, осуществляются национальным органом по аккредитации в порядке, предусмотренном пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
18. В случае выявления национальным органом по аккредитации по результатам контрольного (надзорного) мероприятия признаков нарушения требований технических регламентов, соблюдение которых является предметом вида государственного контроля (надзора), осуществляемого органом государственного контроля (надзора), национальный орган по аккредитации информирует о таких признаках указанный орган государственного контроля (надзора) посредством направления в течение 5 рабочих дней со дня завершения контрольного (надзорного) мероприятия сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.
19. В случае необходимости рассмотрения национальным органом по аккредитации совместно с органом государственного контроля (надзора) сведений о нарушении требований технических регламентов, полученных национальным органом по аккредитации в том числе в ходе контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, процедуры подтверждения компетентности аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц, структурного, форматно-логического и иных видов контроля соответствия сведений, содержащихся в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, требованиям законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза, а также при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, национальный орган по аккредитации направляет сведения о нарушении требований технических регламентов в орган государственного контроля (надзора), уполномоченный на осуществление вида государственного контроля (надзора), предметом которого является соблюдение таких требований технических регламентов, с указанием источника сведений о нарушении требований технических регламентов, причин необходимости их совместного рассмотрения, а также информации об оценке достоверности сведений о нарушении требований технических регламентов, проведенной в соответствии со статьей 58 Федерального закона (в случае если сведения о нарушении требований технических регламентов получены национальным органом по аккредитации при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации).
20. Рассмотрение сведений, предусмотренных пунктами 18 - 19 настоящих Правил, принятие решений, а также направление информации в национальный орган по аккредитации осуществляются органом государственного контроля (надзора), получившим указанные сведения, в порядке, предусмотренном пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
IV. Координация взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации
Пункт 21 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
21. Органы государственного контроля (надзора) и национальный орган по аккредитации обеспечивают включение информации о результатах взаимодействия, осуществляемого в соответствии с настоящими Правилами, в доклады о видах государственного контроля (надзора), подготовка которых предусмотрена частью 8 статьи 30 Федерального закона.
22. Координация взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации осуществляется посредством рассмотрения вопросов, содержащихся в информации, указанной в пункте 21 настоящих Правил, а также выработки единых подходов по вопросам, касающимся применения положений технических регламентов в целях организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), на заседаниях Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества в рамках подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения эффективного функционирования инфраструктуры качества в Российской Федерации.
Законом о техническом регулировании предусмотрено в т. ч. взаимодействие органов госконтроля (надзора), а также этих органов с национальным органом по аккредитации по вопросам госконтроля (надзора) за соблюдением требований техрегламентов.
Определено, по каким вопросам осуществляется взаимодействие, в каком порядке происходит получение сведений.
Взаимодействие необходимо для обеспечения предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований техрегламентов, принятия мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения нарушений.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, которые будут действовать с 1 марта 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2021 г. N 2192 "Об утверждении Правил взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов"
Вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 21 Правил, который вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 декабря 2021 г. N 0001202112090010, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 50 (часть IV) ст. 8577