Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 ноября 2021 г. N 03-07-11/94606
Вопрос: ООО - агрегатор кейтеринговых сервисов, интернет-площадка, позволяющая делать онлайн-заказ еды от 700+ ресторанов, кафе, меню которых проинтегрировано на единую платформу.
ООО - компания, оказывающая услуги по организации мероприятий и доставке еды корпоративным клиентам и физическим лицам. ООО работает с организациями общественного питания по агентским договорам. Доходом компании является вознаграждение в процентах от суммы каждого заказа, выполненного принципалом (кафе, рестораном, кейтеринговой службой, супермаркетом и пр.) заказа от клиента, сформировавшего заказ на интернет-площадке. Агент действует от своего имени, права и обязанности по заключенным им сделкам возникают у агента. Система налогообложения Агента - ОСНО.
Основные виды деятельности компании - 56.29 Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания и 62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения.
С 1 января 2022 года от НДС освобождаются предприятия общепита. В пункт 3 статьи 149 НК РФ Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ внесен новый подпункт 38. Льгота предоставляется ресторанам, кафе, барам, предприятиям быстрого обслуживания, а также предприятиям выездного обслуживания.
Просим Вас дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Льгота по освобождению от НДС касается только деятельности услуг общепита, оказываемых непосредственно в заведении или на вынос, то есть продукция должна быть готова к употреблению на месте (в ресторане, кафе и прочих организациях общественного питания)?
2. Является ли агрегатор кейтеринговых сервисов предприятием, оказывающим прочие услуги по организации общественного питания, и может ли он применять положения подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК к своей деятельности?
З. Подлежит ли освобождению от Налога на добавленную стоимость на основании пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ сумма Агентского вознаграждения, которое агрегатор получает от участника кейтерингового сервиса (ресторана, кафе и прочих организаций общественного питания)?
Ответ: В связи с письмом о применении с 1 января 2022 года налога на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 2 и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость будет применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона N 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).
Согласно пункту 41 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013" Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенному в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст, услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Таким образом, организация, осуществляющая оказание услуг общественного питания через вышепоименованные объекты общественного питания и (или) вне этих объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), вправе с 1 января 2022 года применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания в случае соблюдения вышеуказанных условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 федерального закона N 305-ФЗ.
Что касается налога на добавленную стоимость в отношении вознаграждения, получаемого агентом на основании агентского договора, предусматривающего оказание агентом услуг по организации и доставке корпоративным клиентам и физическим лицам продукции общественного питания, произведенной предприятиями общественного питания, то в соответствии с пунктом 7 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
В связи с этим вознаграждение, получаемое агентом на основании агентского договора, предусматривающего оказание агентом услуг по организации и доставке корпоративным клиентам и физическим лицам продукции общественного питания, произведенной предприятиями общественного питания, облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация общественного питания вправе с 1 января 2022 г. применять освобождение от НДС.
При этом вознаграждение, получаемое агентом за организацию и доставку корпоративным клиентам и физлицам продукции общественного питания, произведенной предприятиями общественного питания, облагается НДС в общем порядке.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 ноября 2021 г. N 03-07-11/94606
Текст письма опубликован не был