Письмо Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2021 г. N БС-4-11/18458@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц за физическое лицо и сообщает следующее.
Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.
На основании пункта 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 указанной статьи, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ, налог), исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
При этом на основании пункта 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 Кодекса).
В соответствии с пунктом 9 статьи 226 Кодекса уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с Кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом.
При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Таким образом, организация - заемщик, производящая выплату дохода в виде процентов по займу в пользу физического лица - займодавца, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ. Организация, являющаяся оператором инвестиционной платформы по краудлендингу, не признается налоговым агентом по НДФЛ.
Указанный порядок выполнения налоговым агентом обязанностей, возложенных на него положениями Кодекса, не может быть изменен на основании договора, заключенного между оператором инвестиционной платформы и организацией - заемщиком.
Дополнительно сообщается, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация-заемщик, выплачивающая физлицу-займодавцу доход в виде процентов по займу, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ. Организация - оператор инвестиционной платформы по краудлендингу налоговым агентом не является.
Указанный порядок не может быть изменен на основании договора, заключенного между оператором инвестиционной платформы и организацией - заемщиком.
Письмо Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2021 г. N БС-4-11/18458@
Текст письма опубликован не был