В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и некоторых актов Правительства Российской Федерации, касающихся осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, принятых в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.
1. Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 65 1, предусматривающей возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1 3 - 1 6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
На основании части 65 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств.
Часть 65 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, в связи с чем размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона N 44-ФЗ, в частности в отношении цены контракта и срока исполнения контракта.
Принятие решений и издание актов высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Положениями Закона N 44-ФЗ не ограничивается возможность высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в решении, указанном в части 65 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.
2. Согласно части 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ в период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ осуществление закупки в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с заключения контракта.
В связи с изложенным, учитывая, что предусмотренные в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ случаи осуществления закупок устанавливаются до 31 декабря 2022 года, заключение контракта в таких случаях должно быть осуществлено не позднее 31 декабря 2022 года.
Требования к сроку завершения закупки частью 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ не установлены, в связи с чем срок исполнения контракта определяется с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и может истекать после 31 декабря 2022 года.
Принятая редакция части 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ не предусматривает возможность в случаях, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд.
В целях обеспечения оперативного осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд Минфином России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (N 99018-8), предусматривающий распространение права осуществлять закупки в вышеуказанных случаях, в том числе для обеспечения муниципальных нужд.
3. Возможность осуществления закупок, предусмотренных пунктами 5 1 и 5 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, не предусмотрена, поскольку такой порядок применяется исключительно при осуществлении закупок в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
В настоящее время Минфином России разработан проект федерального закона, предусматривающий установление возможности осуществлять такие закупки в порядке, установленном частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Также положениями указанного проекта федерального закона предусматривается исключение из пункта 5 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ указание на медицинскую организацию и на решение учредителя медицинской организации, что позволит применять положения указанного пункта иным заказчикам.
4. В настоящее время Минфином России во исполнение соответствующего поручения Правительства Российской Федерации рассматривается вопрос о подготовке предложений о временном освобождении заказчиков от обязанности руководствоваться при осуществлении закупок предельной ценой, определенной при нормировании закупок.
5. Согласно части 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в 2021 и 2022 годах положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
В настоящее время такие случаи и порядок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315) исключительно в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд если стороной контракта является заказчик, указанный в приложении (подпункт "а" пункта 2).
В связи с изложенным изменение на основании части 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ условий контракта, заключенного на срок менее одного года и предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия на основании возможно осуществить исключительно при условии соблюдения ограничений, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и положений Постановления N 1315.
В случае невозможности изменения существенных условий контрактов на основании положений части 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, такие условия могут быть изменены в соответствии с положениями части 65 1 указанной статьи.
6. Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году" предусмотрена норма, которая носит рекомендательный характер для высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), в части принятия мер, обеспечивающих включение в заключаемые ими в 2022 году государственные контракты (муниципальные контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным указанным постановлением для федерального бюджета.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Директор Департамента |
Т.П. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин сообщает об изменениях, произошедших в сфере закупок. Их цель - нивелировать последствия санкций недружественных стран.
В частности, появилась возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 г., если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств. Для изменения существенных условий контракта требуется решение уполномоченного органа.
До конца 2022 г. регионы могут устанавливать случаи осуществления закупок у единственного поставщика. Речь идет о закупках для региональных (а не муниципальных) нужд. При этом контракт должен быть заключен не позднее 31 декабря 2022 г., а срок его исполнения может истекать уже после этой даты.
Кроме того, заказчиков планируется временно освободить от обязанности руководствоваться предельной ценой, определенной при нормировании закупок.
Письмо Минфина России от 12 апреля 2022 г. N 24-01-07/31697 "O направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Текст письма опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", май 2022 г., N 5