Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "НПК Меркурий" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "НПК Меркурий" (далее - ООО "НПК Меркурий") оспаривает конституционность пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1904 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255", согласно которому изменения, вносимые в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (в том числе в части пунктов 12.1 и 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду), вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 года, за исключением пункта 3 данных изменений.
Как следует из представленных материалов, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в ходе проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду установило, что у ООО "НПК Меркурий", занимающегося обезвреживанием ртутьсодержащих ламп, за 2019 год отсутствовали утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В связи с этим государственный орган обратился в суд с заявлением о взыскании с ООО "НПК Меркурий" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 82 763,61 руб. с применением к ставке платы пятикратного повышающего коэффициента.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения вышестоящими судами, заявление территориального управления Росприроднадзора удовлетворено. Суды отклонили доводы ООО "НПК Меркурий" о том, что до получения комплексного экологического заключения оно вправе не устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Как указали суды, в силу действующего регулирования предусмотренная отсрочка получения комплексного экологического заключения (до 1 января 2025 года) не означает возможность для ООО "НПК Меркурий", эксплуатирующего объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду, осуществлять деятельность в отношении образующихся опасных отходов без разрешительных документов; отсутствие установленных нормативов (лимитов) влечет расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год с применением пятикратного повышающего коэффициента.
По мнению ООО "НПК Меркурий", оспариваемое регулирование в той мере, в какой оно придает обратную силу (с 1 января 2019 года) действию пятикратного повышающего коэффициента при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 15 и 57.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 марта 2013 года N 5-П, правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды - исходя из того что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и, соответственно, предусматривает в качестве одного из методов экономического регулирования в этой области установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в отношении такого вида негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов (статьи 3 и 16).
Согласно положениям данного Федерального закона Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1904 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255, утвердившее Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. В частности, им введен пункт 12.1, предусматривающий в том числе, что при превышении нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18.2, 20, 21 и 21.1 данных Правил. В свою очередь, формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренная пунктом 20 указанных Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1904), включает пятикратный повышающий коэффициент.
То обстоятельство, что данное регулирование применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 года (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1904), не означает установление с обратной силой пятикратного повышающего коэффициента для названных случаев и тем самым ухудшение положения субъектов хозяйствующей деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, поскольку и ранее, а именно - с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении периода 2019 года допускалось применение указанного коэффициента при нарушении установленных пределов (нормативов, лимитов) на размещение отходов производства и потребления (часть 8 статьи 11 данного Федерального закона).
Этим же Федеральным законом предусмотрена выдача или переоформление разрешений и документов (в том числе нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), которые подлежат применению до дня получения хозяйствующим субъектом комплексного экологического разрешения (часть 1.1 статьи 11).
Оспариваемое заявителем регулирование, подлежащее применению во взаимосвязи как с положениями названного Федерального закона, так и с положениями иных законодательных актов, в частности со статьей 18 "Нормирование в области обращения с отходами" Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", направлено на недопущение бесконтрольного образования и размещения отходов производства и потребления. Таким образом, само по себе оно не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "НПК Меркурий", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2022 г. N 1098-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "НПК Меркурий" на нарушение его конституционных прав пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255", пунктами 12.1 и 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)
Опубликование:
-