В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее соответственно - Закон N 44-ФЗ, Постановление N 680) Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.
Положения пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и изданного в его реализацию Постановления N 680 касаются вопросов изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Следовательно, на основании Постановления N 680, изданного в реализацию указанного пункта 11, не могут быть изменены существенные условия заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ контрактов, не являющихся государственными и муниципальными контрактами (то есть заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками).
Следует отметить, что в соответствии с положениями части 65 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ допускается изменение по соглашению сторон существенных условий любого контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
В этой связи в отношении контрактов, существенные условия которых не могут быть изменены в соответствии с Постановлением N 680 в связи с тем, что они не являются государственными и муниципальными контрактами, может быть рассмотрен вопрос об изменении их существенных условий на основании положений части 65 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.
В частности, существенные условия контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, могут быть изменены в соответствии с положениями части 65 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
Принятие решений и издание актов высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Учитывая, что положениями Закона N 44-ФЗ не ограничивается возможность высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации предусмотреть в решении, указанном в части 65 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта, у высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации также имеется возможность предусмотреть условия применения такого решения, аналогичные соответствующим положениям (основанные на соответствующих положениях) Постановления N 680.
Аналогичный подход может быть применен при принятии местной администрацией решения, предусмотренного частью 65 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, в отношении контрактов, заключенных для обеспечения муниципальных нужд.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Директор Департамента |
Т.П. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об изменении существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по возведению, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, по сохранению объектов культурного наследия. Ранее Правительством РФ были установлены особенности исполнения в 2022 г. таких контрактов. Речь идет об изменении отдельных существенных условий в случаях, когда контракт нельзя исполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам.
Минфин отметил, что с учетом особенностей не могут быть изменены существенные условия контрактов, не являющихся государственными и муниципальными.
В силу 44-ФЗ изменение существенных условий любого контракта, заключенного до 1 января 2023 г., допускается по соглашению сторон, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
В частности, существенные условия контракта, заключенного для обеспечения нужд региона, могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа субъекта.
Письмо Минфина России от 12 июля 2022 г. N 24-01-07/66840 "Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году"
Опубликование:
Вестник ценообразования и сметного нормирования, 2022 г. N 7
Вестник ценообразования и сметного нормирования, 2022 г. N 11
журнал "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", август 2022 г. N 8
журнал "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", август 2022 г. N 8