Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Подготовка нового федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" обусловлена необходимостью учета в нем положений нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также создания законодательной базы, обеспечивающей участие в выборах Президента Российской Федерации политических партий, которые образованы в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Проект федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее именуется - законопроект) состоит из 12 глав, включающих в себя 88 статей.
Законопроектом не предусматривается изменять действующую мажоритарную избирательную систему, в соответствии с которой выборы Президента Российской Федерации могут проводиться в два тура. Если по результатам первого тура кандидат получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, он считается избранным на должность Президента Российской Федерации. Если ни один из включенных в избирательный бюллетень кандидатов по результатам первого тура не был избран на должность Президента Российской Федерации, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (статья 76 законопроекта).
По результатам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом число голосов избирателей, поданных за кандидата, получившего большее число голосов избирателей, должно превышать число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Повторное голосование может проводиться и по одной кандидатуре. В этом случае кандидату, чтобы быть избранным на должность Президента Российской Федерации, необходимо получить не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (статья 77 законопроекта).
Выборы Президента Российской Федерации признаются состоявшимися, если в них приняло участие 50 и более процентов избирателей, включенных в списки избирателей.
В то же время законопроект содержит ряд новаций, обусловленных требованиями федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О политических партиях".
Так, гражданин Российской Федерации может быть выдвинут кандидатом на должность Президента Российской Федерации в порядке самовыдвижения (при условии его поддержки инициативной группой избирателей в количестве не менее 500 человек) либо политическими партиями и избирательными блоками. Выдвижение кандидата избирателями (инициативной группой избирателей) не предусматривается (статьи 6, 34 и 35 законопроекта).
Избирательные блоки, участвующие в выборах Президента Российской Федерации, должны отвечать следующим требованиям. В составе избирательного блока в обязательном порядке должна быть хотя бы одна политическая партия, наряду с которой в него могут входить и иные общероссийские общественные объединения, созданные в форме общественной организации и общественного движения. Самостоятельно участвовать в выборах Президента Российской Федерации указанные общественные объединения не вправе. Избирательный блок может состоять не более чем из трех участников (статья 30 законопроекта).
Не может быть выдвинут кандидатом на должность Президента Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимавший указанную должность и досрочно прекративший исполнение полномочий главы государства вследствие отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, если выборы Президента Российской Федерации назначены в связи с указанными обстоятельствами (статья 6 законопроекта).
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, а также политическая партия или избирательный блок, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в поддержку выдвижения не менее двух миллионов подписей избирателей, что вдвое превышает количество подписей, требуемое в соответствии с действующим Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации". При этом с 70 тысяч до 50 тысяч сокращается количество подписей избирателей, приходящихся на один субъект Российской Федерации. Аналогичное сокращение предусматривается и в отношении общего количества подписей, собираемых среди избирателей, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (статья 36 законопроекта).
От сбора подписей освобождается кандидат, выдвинутый политической партией или избирательным блоком, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших, предшествующих выборам Президента Российской Федерации, выборов депутатов Государственной Думы.
Регистрация кандидата на должность Президента Российской Федерации на основании избирательного залога не предусматривается.
В качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации не может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока (статья 3 законопроекта).
В ходе проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям и избирательным блокам обеспечиваются равные условия при предоставлении бесплатного и платного эфирного времени и печатной площади, помещений для проведения массовых мероприятий, услуг рекламных и полиграфических организаций. В то же время бесплатное эфирное время и бесплатная печатная площадь не предоставляются политическим партиям, имеющим задолженность перед организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, в связи с предоставлением им на предыдущих выборах бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади. Избирательные блоки, в состав которых входят такие политические партии, иные общероссийские общественные объединения, имеющие указанную задолженность, их правопреемники, а также зарегистрированные кандидаты, выдвинутые этими политическими партиями и избирательными блоками, лишаются права на предоставление им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади (статьи 52 и 53 законопроекта).
В законопроекте в основном сохраняются установленные законодательством Российской Федерации гарантии деятельности зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации. Вместе с тем предлагается не возмещать транспортные расходы зарегистрированным кандидатам, получившим в ходе первого тура выборов менее 3 процентов голосов избирателей (статья 42 законопроекта).
Согласно законопроекту предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 150 миллионов рублей. При этом предусматривается индексация указанной суммы в соответствии с уровнем инфляции, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В законопроекте нашли отражение и решения Конституционного Суда Российской Федерации, принятые им за последние два года и касающиеся порядка проведения выборов в Российской Федерации.
Так, законопроектом устанавливается закрытый перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов и для отмены их регистрации, которая может быть осуществлена только судом. Это позволит избежать субъективного подхода избирательных комиссий при решении указанных вопросов (статья 84 законопроекта).
Внесены уточнения и в процедуру выбытия кандидата, согласно которым кандидат в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств может снять свою кандидатуру за день до голосования (установленный до решения Конституционного Суда Российской Федерации порядок предусматривал, что выбытие кандидата за день до голосования может быть осуществлено только на основании судебного решения).
Помимо этого устанавливается, что участие кандидата во втором туре выборов должно основываться на его волеизъявлении. Поэтому проведение повторного голосования допускается лишь при наличии письменного заявления каждого из зарегистрированных кандидатов, по которым назначается повторное голосование (статья 77 законопроекта).
В законопроекте предусматривается ряд мер, направленных на предотвращение использования на выборах так называемого административного ресурса. В ходе избирательной кампании запрещается использовать преимущества своего служебного положения не только кандидатам, замещающим государственные и муниципальные должности, но и кандидатам, находящимся на государственной или муниципальной службе, а также кандидатам, являющимся должностными лицами организаций, выпускающих средства массовой информации. Указанные кандидаты, за исключением Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации, временно исполняющего обязанности главы государства, а также депутатов всех уровней, на период участия в выборах освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей.
Обеспечению открытости и гласности выборов, подведения их итогов будет способствовать размещение соответствующей информации в международной компьютерной сети "Интернет".
Законопроект подготовлен в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на основании доклада рабочей группы, созданной распоряжением Президента Российской Федерации от 26 августа 2000 г. N 372-рп для подготовки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Для реализации нового федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" потребуются расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. Объем предполагаемого финансирования по сравнению с объемом, предусмотренным действующим законодательством о выборах Президента Российской Федерации, несколько увеличивается. Такое увеличение связано с реализацией положений Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым работникам, освобожденным от основной работы на время выполнения государственных обязанностей, выплачивается компенсация за счет средств соответствующего бюджета, а также положений, предусматривающих повышенную степень защиты избирательных бюллетеней.
Краткое финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"
Порядок финансирования выборов Президента Российской Федерации определяется федеральными законами "О выборах Президента Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми средства на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации предусматриваются в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Фактические расходы на подготовку и проведение в 2000 году выборов Президента Российской Федерации составили 1419,9 млн.рублей. Указанные расходы включали в себя:
расходы избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации - 1370,5 млн.рублей;
расходы кандидатов на должность Президента Российской Федерации - 2,6 млн.рублей;
расходы федеральных органов исполнительной власти, оказывающих содействие в реализации полномочий избирательных комиссий, которые были образованы руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях стран пребывания граждан Российской Федерации, командирами воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, - 7,4 млн.рублей;
централизованные расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, - 39,4 млн.рублей.
Наиболее крупные затраты были связаны с оплатой труда членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов комиссий и граждан, привлеченных к работе в комиссиях (около 50 процентов от общих затрат), а также с изготовлением печатной продукции по выборам и ее доставкой на избирательные участки и избирателям, оплатой услуг транспорта и связи, оборудованием избирательных участков и содержанием помещений, выделенных избирательным комиссиям (около 45 процентов).
Трудовым кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 февраля 2002 г., определено, что работнику, привлекаемому к исполнению государственных обязанностей с временным освобождением от основной работы, сохраняется место работы (должность), а компенсация за время освобождения от основной работы выплачивается государственным органом, привлекшим работника к исполнению этих обязанностей. В связи с этим в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрена норма, согласно которой члену комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, выплачивается компенсация за счет бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов (ранее средний заработок члену избирательной комиссии за время освобождения его от работы на указанный период выплачивался по месту основной работы за счет средств работодателя).
Реализация нового федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" повлечет за собой и иные дополнительные расходы из федерального бюджета, связанные с повышением степени защиты избирательных бюллетеней по выборам Президента Российской Федерации.
Других норм, которые повлекли бы увеличение расходов бюджетных средств на подготовку и проведение выборов по сравнению с предусмотренными действующим Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", проект федерального закона не содержит.
Таким образом, общий объем средств, выделяемых на подготовку и проведение очередных выборов Президента Российской Федерации (март 2004 г.), с учетом указанных дополнительных расходов, а также с учетом возможности проведения повторного голосования составит 4,9 млрд. рублей (исходя из цен и тарифов по состоянию на 1 июня 2002 г.).
Выделение указанных средств необходимо предусмотреть в расходной части федерального бюджета на 2003 год, поскольку решение о назначении очередных выборов Президента Российской Федерации должно быть принято в первой половине декабря 2003 г., а соответствующие средства согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" должны быть перечислены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в десятидневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.