В связи с поступающими вопросами, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) направляет разъяснения по вопросу полномочий ФАС России по рассмотрению жалоб на закупки малого объема.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе путем проведения конкурентных процедур или осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев для осуществления закупок малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при условии соблюдения лимитов объемов закупок, установленных указанными пунктами части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться на суммы до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного объема закупок и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей, а для отдельных заказчиков, указанных в пункте 5 части 1 стати 93 Закона о контрактной системе - до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей (далее - закупки малого объема).
В соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка товара в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.
При этом закупки, осуществляемые в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, относятся к электронным процедурам в силу части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Главой 6 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок подачи и рассмотрения жалоб участником закупки на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля.
При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Также положениями приказа ФАС России от 13.10.2015 N 955/15 (далее - Приказ) установлена подведомственность рассмотрения жалоб.
Таким образом, жалобы на закупки малого объема, осуществляемые в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, которые размещены на электронной площадке либо специализированной электронной площадке и поступившие в ФАС России в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона о контрактной системе, подлежат рассмотрению ФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Приказа.
При этом в отношении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе с использованием информационных систем, обеспечивающих их автоматизацию, без применения порядка, установленного частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, специальные положения об их обжаловании в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе не предусмотрены. Жалобы, поданные в отношении таких закупок, подлежат возврату.
Вместе с тем вне зависимости от наличия механизма обжалования ФАС России уполномочена проводить внеплановые проверки закупок, осуществляемых в том числе с использованием информационной системы, обеспечивающей автоматизацию таких закупок, на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе при получении заявления, сообщения о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2021 N 24-03-08/104212.
|
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Жалобы на закупки малого объема, осуществляемые в соответствии с 44-ФЗ, размещенные на электронной площадке, в т. ч. специализированной, и поступившие в ФАС, рассматриваются Службой в соответствии с требованиями этого Закона и порядка координации деятельности ФАС и ее территориальных органов при осуществлении контроля в сфере закупок.
При этом в отношении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимых в т. ч. с помощью информсистем, обеспечивающих их автоматизацию, без применения установленного 44-ФЗ порядка, специальные положения об их обжаловании не предусмотрены. Жалобы, поступившие в отношении таких закупок, подлежат возврату. Вместе с тем ФАС уполномочена проводить внеплановые проверки таких закупок при получении сообщения о признаках нарушения законодательства о контрактной системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 6 сентября 2022 г. N МШ/83177/22 "Разъяснения по вопросу полномочий ФАС России по рассмотрению жалоб на закупки малого объема"
Опубликование:
-