Письмо Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2022 г. N 22-0/1132
Департамент учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Департамент) в целях единообразного применения правил (способов) ведения бухгалтерского учета подведомственными организациями сообщает следующее.
Согласно пункту 318 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в учетной политике, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета обязательств и денежных обязательств органами Федерального казначейства, санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Перечень документов, на основании которых возникают бюджетные и денежные обязательства, приведен в приложении 3 к Порядку учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Минфина России от 30.10.2020 N 258н (далее - Приложение 3 к Порядку N 258н).
В соответствии с Перечнем документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, Приложения 3 к Порядку N 258н обязательства по оплате труда возникают у получателей средств федерального бюджета на основании приказа об утверждении Штатного расписания с расчетом годового фонда оплаты труда или иного документа, подтверждающего возникновение бюджетного обязательства, содержащего расчет годового объема оплаты труда (денежного содержания, денежного довольствия) (аналогичные разъяснения приведены в Письмах Минфина РФ от 25.09.2020 N 02-06-10/86916, Федерального казначейства от 09.02.2018 N 07-04-05/08-2108).
Таким образом, федеральным государственным автономным и бюджетным учреждениям, подведомственным Минздраву России (далее - учреждения), обязательства по оплате труда необходимо принимать к учету единовременно в начале текущего финансового года исходя из годового объема фонда оплаты труда, включая, в том числе расходы на выплату отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника учреждения.
Учреждениям необходимо в рамках учетной политики определить документы, на основании которых ежемесячно принимаются обязательства по страховым взносам по факту их начисления.
В графе 6 раздела 1 "Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам" Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) (далее - отчет (ф. 0503738)) необходимо отражать принятые обязательства по данным бухгалтерского учета (кредитовые обороты по счетам 0 502 11 211, 0 502 11 213):
- по оплате труда (КВР 111 "Фонд оплаты труда учреждений") - в размере годового фонда оплаты труда;
- по страховым взносам (КВР 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений") - в порядке, установленном в учетной политике учреждения в сумме фактически начисленных обязательств по уплате страховых взносов.
Одновременно сообщаем, что не является нарушением наличие показателей на конец года в графе 10 раздела 1 "Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам" отчета (ф. 0503738) (неисполненные принятые обязательства) по оплате труда и страховым взносам (по КВР 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений"), ввиду того в графе 10 отчета (ф. 0503738) может быть отражен остаток по неисполненным принятым обязательствам по оплате труда и страховым взносам на конец года (за текущий финансовый год) в случае, если у учреждения образовалась экономия средств по расходным обязательствам по указанным кодам вида расходов.
При этом в соответствии с пунктом 72.1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33), отклонение между фактическими выплатами и принятыми обязательствами, отраженное в графе 10 отчета (ф. 0503738) по оплате труда и страховым взносам, указывается в Сведениях о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775) по коду причины 11 - экономия по заработной плате.
Вместе с тем, если по правовым основаниям (на основании локального нормативного акта учреждения, например, коллективного договора) выплата заработной платы, начисленной в декабре отчетного года, должна быть произведена в следующем за текущим годом, то в этом случае сумма обязательств (денежных обязательств) отражается в разделе 3 "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" отчета (ф. 0503738).
Обращаем внимание, что показатели граф 5-8 раздела 3 "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" отчета (ф. 0503738) формируются аналогично порядку, предусмотренному для граф 5-8 раздела 1 "Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам" отчета (ф. 0503738). Однако при заполнении этого раздела следует принимать во внимание порядок формирования строк раздела, установленный пунктом 48 Инструкции N 33н.
Показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов", которые сформированы по следующим финансовым периодам:
- 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)" (строка 810);
- 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)" (строка 820);
- 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным" (строка 830).
Отражение обязательств в конкретном финансовом периоде определяется исходя из условий оплаты обязательств по правовым основаниям, определенным условиями договоров. Так, если по условиям договоров исполнение учреждением обязательств по оплате товаров, работ, услуг за декабрь отчетного года приходится на следующий за отчетным год, то данные обязательства (денежные обязательства) следует отражать в разделе 3 "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" отчета (ф. 0503738). Данное требование также предусмотрено абзацами 3 и 4 пункта 20(1) постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета".
Вместе с тем, в случае, если по правовым основаниям условий договоров обязательства по оплате, предусмотренные в отчетном году в рамках утвержденных плановых назначений отчетного года, не исполнены по причине нарушения сроков исполнения со стороны поставщика (иным основаниям), образовавшаяся неисполненная кредиторская задолженность на конец отчетного года в объеме принятых обязательств (денежных обязательств) подлежит отражению в разделе 1 отчета ф. 0503738 (с разъяснениями в пояснительной записке).
Таким образом, принятые денежные обязательства следующего за текущим годом по КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов", КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг", подлежащие исполнению в части оплаты по правовым основаниям (условиям договора) в январе года следующего за текущим, отражаются в бухгалтерском учете на счете 0 502 22 000 "Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)" и, как следствие, отражаются в разделе 3 "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" отчета (ф. 0503738) в сумме обязательств (денежных обязательств), исполнение которых предусмотрено в году, следующим за отчетным годом. При этом показатели кредиторской задолженности на счете 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", возникшие в декабре отчетного года, отражаются в "Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения" (ф. 0503769).
Коммунальные услуги, услуги связи, услуги, связанные с содержанием имущества (вывоз ТКО и т.п.), услуги охраны являются непрерывными, оказываются за текущий финансовый год, включая последний календарный день года (в 2021 году - 31.12.2021, в 2022 году - 31.12.2022).
В связи с этим документы по вышеуказанным услугам могут оформляться со стороны поставщика (исполнителя) последним календарным днем года, тогда как последний рабочий день 30.12.2021, 30.12.2022, если это предусмотрено условиями договора оказания таких услуг.
Таким образом, срок оплаты по правовому основанию (договору) наступит в следующем году. При этом оформленные контрагентом документы передаются для оплаты в соответствии с пунктом договора учреждению в январе следующего года.
Аналогичным образом согласно нормам законодательства Российской Федерации и порядку санкционирования расходов обязательства: принятые за год, за 4 квартал года по налогам (например, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог), иным обязательным платежам (например, плата за негативное воздействие на окружающую среду) следует отражать в разделе 3 "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" отчета (ф. 0503738).
Таким образом, налоги исчисляются за текущий финансовый год, но их оплата производится в следующем за текущим годом согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Директор Департамента |
Н.Ю. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральным автономным и бюджетным госучреждениям, подведомственным Минздраву, обязательства по оплате труда необходимо принимать к учёту единовременно в начале текущего финансового года исходя из годового объёма фонда оплаты труда, включая расходы на выплату отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск.
Учреждениям необходимо в рамках учётной политики определить документы, на основании которых ежемесячно принимаются обязательства по страховым взносам по факту их начисления.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2022 г. N 22-0/1132
Опубликование:
-