В целях реализации части 3 статьи 15 Федерального закона "О карантине растений" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности ее работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 128 "Об утверждении Правил осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в целях ее использования для посевов и посадок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 8, ст. 1205).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г.
5. Правила, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 марта 2029 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
Настоящие Правила действуют до 1 марта 2029 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2022 г. N 1787
Правила
осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее соответственно - места производства подкарантинной продукции, подкарантинная продукция, иностранное государство).
2. Настоящие Правила не применяются в отношении подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза.
3. Контроль в местах производства подкарантинной продукции осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - надзорный орган).
4. При осуществлении контроля в местах производства подкарантинной продукции устанавливается карантинное фитосанитарное состояние подкарантинной продукции, карантинное фитосанитарное состояние территории иностранного государства и (или) мест производства подкарантинной продукции.
5. Контроль в местах производства подкарантинной продукции осуществляется при поступлении в надзорный орган:
а) обращения участника внешнеэкономической деятельности о начале поставок подкарантинной продукции из иностранного государства для осуществления контроля в местах производства подкарантинной продукции, представленного по форме согласно приложению N 1 (далее - обращение участника внешнеэкономической деятельности);
б) обращения (приглашения) уполномоченного органа по карантину растений иностранного государства (далее - уполномоченный орган иностранного государства), представленного в произвольной форме.
6. Обращение участника внешнеэкономической деятельности подается в надзорный орган через федеральную государственную информационную систему выдачи и учета фитосанитарной документации (систему учета выданных фитосанитарных документов в области карантина растений) (далее - информационная система выдачи и учета фитосанитарной документации) или федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
7. При осуществлении контроля в местах производства подкарантинной продукции в случае, указанном в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, к обращению участника внешнеэкономической деятельности прилагаются следующие документы в электронном виде:
а) контракт на поставку подкарантинной продукции (при его наличии);
б) план завоза подкарантинной продукции (при его наличии), под которым в целях настоящих Правил понимается документ, содержащий сведения о предполагаемых объемах, сроках и местах поставок подкарантинной продукции с указанием периода отгрузки из иностранного государства, ввоза на территорию Российской Федерации, мест посева и (или) посадки, мест накопления подкарантинной продукции (с почтовыми адресами) (при наличии).
8. Надзорный орган принимает решение об отказе в рассмотрении обращения участника внешнеэкономической деятельности в случае наличия в нем и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений.
Уведомление об отказе в рассмотрении обращения участника внешнеэкономической деятельности не позднее 1 рабочего дня со дня поступления обращения участника внешнеэкономической деятельности направляется участнику внешнеэкономической деятельности через информационную систему выдачи и учета фитосанитарной документации или единый портал.
Участник внешнеэкономической деятельности вправе повторно обратиться в надзорный орган с обращением участника внешнеэкономической деятельности после устранения причин отказа в рассмотрении обращения участника внешнеэкономической деятельности.
9. Надзорный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения обращения участника внешнеэкономической деятельности и обращения уполномоченного органа иностранного государства принимает решение о проведении контроля в местах производства подкарантинной продукции.
Надзорный орган запрашивает у уполномоченного органа иностранного государства или иного компетентного органа иностранного государства информацию, необходимую для проведения контроля в местах производства подкарантинной продукции.
10. Контроль в местах производства подкарантинной продукции осуществляется посредством проведения следующих карантинных фитосанитарных мероприятий:
а) досмотр, отбор проб (образцов) и лабораторные исследования подкарантинной продукции;
б) обследование и мониторинг мест производства подкарантинной продукции на территории иностранного государства в целях установления их фитосанитарного состояния в соответствии с положениями Международной конвенции по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года);
в) анализ документации, содержащей информацию о фитосанитарном состоянии мест производства подкарантинной продукции, фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, ее происхождении, ассортименте и планируемом количестве такой подкарантинной продукции, подготовленной к отгрузке в Российскую Федерацию.
11. Надзорным органом с согласия и во взаимодействии с уполномоченным органом иностранного государства проводится совместный контроль в местах производства подкарантинной продукции применения карантинных фитосанитарных мер, состояния подкарантинной продукции и мест производства подкарантинной продукции с отбором (в 3 повторениях) образцов, субстрата, в который входят почва, торф и иные органические субстанции. Один образец направляется в организации, подведомственные надзорному органу, второй - в лаборатории по карантину растений уполномоченного органа иностранного государства, третий - для проведения арбитражных заключений (хранится в надзорном органе).
12. После установления в рамках контроля мест производства подкарантинной продукции карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции и мест производства подкарантинной продукции надзорный орган принимает одно из следующих решений:
а) отказывает во ввозе в Российскую Федерацию подкарантинной продукции в случае выявления по результатам лабораторных исследований карантинных объектов;
б) разрешает ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции в случае отсутствия выявления по результатам лабораторных исследований карантинных объектов.
13. В отношении мест производства подкарантинной продукции по перечню согласно приложению N 2 контроль осуществляется путем документарной проверки без проведения мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 10 и пунктом 11 настоящих Правил, за исключением случая, указанного в пункте 15 настоящих Правил.
Документарная проверка включает анализ полученной от уполномоченного органа иностранного государства, а также имеющейся в распоряжении надзорного органа информации о фитосанитарном состоянии мест производства подкарантинной продукции, фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, указанной в приложении N 2 к настоящим Правилам, ее происхождении, ассортименте и планируемом количестве такой подкарантинной продукции, подготовленной к отгрузке в Российскую Федерацию.
14. По результатам контроля мест производства подкарантинной продукции путем документарной проверки надзорный орган принимает одно из следующих решений:
а) в случае отсутствия информации о распространении карантинных объектов в местах производства подкарантинной продукции или подтверждения уполномоченным органом иностранного государства информации об отсутствии карантинных объектов в местах производства подкарантинной продукции разрешает ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, указанной в обращении участника внешнеэкономической деятельности, из мест производства подкарантинной продукции;
б) в случае указания в обращении участника внешнеэкономической деятельности недостоверных сведений и (или) получения надзорным органом от уполномоченного органа иностранного государства информации о распространении карантинных объектов в месте производства подкарантинной продукции отказывает в ввозе в Российскую Федерацию подкарантинной продукции из такого места производства подкарантинной продукции.
15. В случае обнаружения в подкарантинной продукции, указанной в приложении N 2 к настоящим Правилам, при ввозе на территорию Российской Федерации в соответствии с Правилами осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 792 "О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. N 158 "Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза", в местах производства подкарантинной продукции проводятся мероприятия, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил.
Мероприятия, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил, в отношении мест производства подкарантинной продукции в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, проводятся на основании обращения участника внешнеэкономической деятельности в отношении указанных мест производства подкарантинной продукции и осуществляются до принятия надзорным органом решения, предусмотренного подпунктом "б" пункта 12 настоящих Правил, с последующим проведением документарной проверки, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил.
По результатам контроля в местах производства подкарантинной продукции, указанной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в отношении которых проводились мероприятия, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил.
16. Решения, указанные в подпункте "а" пункта 12 и подпункте "б" пункта 14 настоящих Правил, направляются в уполномоченный орган иностранного государства посредством информационной системы выдачи и учета фитосанитарной документации, а участникам внешнеэкономической деятельности - через информационную систему выдачи и учета фитосанитарной документации или единый портал в срок, не превышающий 5 рабочих дней после принятия такого решения.
17. В случае разногласий с уполномоченным органом иностранного государства арбитражный образец подкарантинной продукции и (или) субстрата, в который входят почва, торф и иные органические субстанции, направляется надзорным органом в независимую лабораторию по карантину растений. Решение о ввозе в Российскую Федерацию подкарантинной продукции принимается надзорным органом в соответствии с положениями Международной конвенции по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года).
18. После завершения осуществления контроля в местах производства подкарантинной продукции надзорный орган составляет отчет, в котором содержится информация о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции и (или) мест производства подкарантинной продукции, соответствующей карантинным фитосанитарным требованиям Российской Федерации.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 1
к Правилам осуществления контроля
в местах производства (в том числе
переработки), отгрузки подкарантинной
продукции, предназначенной для ввоза
в Российскую Федерацию в целях
ее использования для посевов и посадок
из иностранных государств или групп
иностранных государств, где выявлено
распространение карантинных объектов,
характерных для такой подкарантинной
продукции, в соответствии
с международными договорами
Российской Федерации
(форма)
Обращение
участника внешнеэкономической деятельности о начале поставок
подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую
Федерацию в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных
государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение
карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, для
осуществления контроля в местах ее производства (в том числе
переработки), отгрузки в соответствии с международными договорами
Российской Федерации
1. Полное наименование участника внешнеэкономической деятельности
_________________________________________________________________________
2. Полное наименование, почтовый адрес питомника (места
производства, отгрузки) _________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Наименование и адрес предполагаемого получателя на территории
Российской Федерации ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Наименование и адрес юридического лица, индивидуального
предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства (получателя), где
будет осуществляться посев или посадка подкарантинной продукции (при
наличии) ________________________________________________________________
5. Ассортимент, номера лотов* и сорта подкарантинной продукции с
указанием объема по каждому лоту ________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Предполагаемый пункт пропуска через государственную границу
Российской Федерации ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Место, в котором расположен таможенный орган назначения (место
доставки) _______________________________________________________________
8. Наличие контракта на поставку подкарантинной продукции __________
_________________________________________________________________________
(есть или нет)
9. Наличие плана завоза подкарантинной продукции ___________________
_________________________________________________________________________
(есть или нет)
10. К настоящему обращению прилагаются документы, указанные в пункте
7 Правил осуществления контроля в местах производства (в том числе
переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для
ввоза в Российскую Федерацию в целях ее использования для посевов и
посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где
выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой
подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами
Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 октября 2022 г. N 1787 "Об утверждении Правил
осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки),
отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую
Федерацию в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных
государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение
карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в
соответствии с международными договорами Российской Федерации".
------------------------------
* Номера, приводимые на этикетках и в сопроводительных документах, сопровождающих каждую партию подкарантинной продукции (в случае если приведение таких номеров принято уполномоченным органом по карантину растений иностранного государства).
------------------------------
Приложение N 2
к Правилам осуществления контроля
в местах производства (в том числе
переработки), отгрузки подкарантинной
продукции, предназначенной для ввоза
в Российскую Федерацию в целях
ее использования для посевов и посадок
из иностранных государств или групп
иностранных государств, где выявлено
распространение карантинных объектов,
характерных для такой подкарантинной
продукции, в соответствии
с международными договорами
Российской Федерации
Перечень
подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в отношении мест производства (в том числе переработки), отгрузки которой контроль в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется путем проведения документарной проверки
Наименование |
Код ТН ВЭД ЕАЭС |
Луковицы, клубни, клубневидные корни, клубнелуковицы, корневища, включая разветвленные, находящиеся в состоянии вегетативного покоя, вегетации или цветения; растения и корни цикория, кроме корней товарной позиции 1212 |
Из 0601 |
Лук-севок |
0703 10 110 0 |
Кукуруза сахарная (Zea mays var. saccharata) гибридная для посева |
0712 90 110 0 |
Горох (Pisum sativum) для посева |
0713 10 100 0 |
Нут на семенные цели |
0713 20 000 0 |
Фасоль обыкновенная, включая белую мелкосеменную фасоль (Phaseolus vulgaris), для посева |
0713 33 100 0 |
Чечевица на семенные цели |
0713 40 000 0 |
Пшеница твердая семенная |
1001 11 000 0 |
Семенная спельта |
1001 91 100 0 |
Семенные пшеница мягкая и меслин |
1001 91 200 0 |
Семенные прочие |
1001 91 900 0 |
Рожь семенная |
1002 10 000 0 |
Ячмень семенной |
1003 10 000 0 |
Овес семенной |
1004 10 000 0 |
Кукуруза семенная |
1005 10 |
Рис для посева |
1006 10 100 0 |
Сорго семенное |
1007 10 |
Гречиха семенная |
1008 10 000 1 |
Просо семенное |
1008 21 000 0 |
Тритикале |
1008 60 000 0 |
Соевые бобы семенные |
1201 10 000 0 |
Арахис семенной |
1202 30 000 0 |
Семена льна для посева |
1204 00 100 |
Семена рапса, или кользы, для посева с низким содержанием эруковой кислоты |
1205 10 100 0 |
Прочие семена рапса, или кользы, для посева |
1205 90 000 1 |
Семена подсолнечника для посева |
1206 00 100 0 |
Семена хлопчатника семенные |
1207 21 000 0 |
Семена кунжута семенные |
1207 40 100 0 |
Семена горчицы семенные |
1207 50 100 0 |
Семена мака семенные |
1207 91 100 0 |
Прочие семена масличных культур семенные |
1207 99 200 0 |
Семена, плоды и споры для посева |
1209 |
Утверждены новые правила контроля в местах производства (в т. ч. переработки), отгрузки подкарантинной продукции, которую планируется импортировать для посевов и посадок. Они заменят правила 2018 г.
Речь идет об импорте из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для указанной продукции.
По семенам ряда овощных, полевых и цветочных культур будут проводить только документарные проверки. Это позволит снизить административные барьеры.
Уточнен порядок подачи обращений для проведения контроля через ГИС "Аргус-Фито".
Постановление Правительства РФ от 7 октября 2022 г. N 1787 "Об утверждении Правил осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации"
Вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 11 октября 2022 г. N 0001202210110011
Собрание законодательства Российской Федерации, 17 октября 2022 г. N 42 ст. 7174