Complex improvement and exploitation of urban areas. Rules for the improvement of municipalities. Basic requirements, development and operation processes
УДК 352.075:006.354
ОКС 13.020
Дата введения - 1 мая 2023 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ") совместно с директором проектов Центра развития региональной экономики и городской среды дивизиона "Развитие регионов и инвестиции" АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (АСИ) О.С. Вовк
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Услуги (работы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. N 1094-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт предназначен для применения органами местного самоуправления при разработке ими правил благоустройства муниципальных образований в рамках реализации полномочий, предусмотренных в [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 28329 Озеленение городов. Термины и определения
СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
СП 82.13330 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 28329, СП 82.13330, СП 59.13330, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 благоустройство территории муниципального образования: Деятельность по реализации мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов.
3.1.2
внутригородской район: Внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением. |
3.1.3
внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения: Часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. |
3.1.4
городской округ: Один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах. |
3.1.5
городской округ с внутригородским делением: Городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования. |
3.1.6
городское поселение: Город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. |
3.1.7 городская среда: Совокупность территориально выраженных природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, характеризующих среду обитания в муниципальных образованиях (в том числе в сельских поселениях) и определяющих комфортность проживания на такой территории.
3.1.8
муниципальное образование: Городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. |
Примечание - Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями.
3.1.9
муниципальный округ: Несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. |
3.1.10
муниципальный правовой акт: Решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. |
3.1.11
муниципальный район: Несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. |
3.1.12 объекты благоустройства: Территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.
3.1.13 озеленение территории муниципального образования: Составная и необходимая часть благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающая формирование устойчивой среды муниципального образования с активным использованием существующих и (или) создаваемых вновь природных комплексов, а также поддержание и бережный уход за ранее созданной или изначально существующей природной средой на территории муниципального образования.
3.1.14
правила благоустройства территории муниципального образования: Муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. |
3.1.15
прилегающая территория: Территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. |
3.1.16
сельское поселение: Один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. |
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
- МГН - маломобильные группы населения;
- МО - муниципальное образование;
- МАФ - малая архитектурная форма.
4 Состав и содержание правил благоустройства муниципальных образований
4.1 Правила благоустройства территории МО регулируют следующие вопросы:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории МО, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории МО, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории МО, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории МО в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других МГН;
10) уборки территории МО, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков [за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов] в содержании прилегающих территорий;
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15) праздничного оформления территории МО;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории МО;
17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории МО.
4.2 Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории МО, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных МО.
4.3 В состав правил благоустройства МО следует включать (но не ограничиваясь) следующие разделы (подразделы):
- общие положения;
- общие требования к организации благоустройства и распределения обязанностей по содержанию территории муниципального образования;
- общие требования к созданию и состоянию объектов благоустройства;
- требования к уборке и содержанию объектов благоустройства;
- организация сбора и вывоза отходов производства и потребления;
- основные требования к проведению земляных работ;
- особые требования к доступности среды для маломобильных групп населения;
- размещение и содержание средств наружной информации на территории муниципального образования;
- определение границ прилегающих территорий;
- формы, порядок и механизмы общественного участия в благоустройстве объектов и элементов благоустройства;
- контроль за исполнением правил благоустройства МО и ответственность за их нарушение.
В состав правил благоустройства МО также могут быть включены приложения, устанавливающие правила, порядок и требования по вопросам, регулируемым такими правилами.
4.4 Правила благоустройства МО должны ясно описывать желаемые и при этом реально достижимые усилиями местного сообщества требования к состоянию городской среды, предлагать общие подходы к планированию и осуществлению проектов по благоустройству, предусматривать механизмы общественного участия в процессе благоустройства, указывать инструменты контроля за качеством выполняемых работ по благоустройству и текущим состоянием отдельных элементов и объектов, содержать перечень ответственных за качество содержания городской среды лиц и структур.
4.5 Правила благоустройства МО устанавливают единые и обязательные исполнению нормы и требования для всех юридических лиц независимо от их правового статуса и форм хозяйственной деятельности, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство территорий, при проектировании, строительстве, создании, эксплуатации и содержании объектов благоустройства территории муниципального образования.
4.6 Задачами правил благоустройства МО являются:
1) установление единого порядка содержания территории МО;
2) привлечение к осуществлению мероприятий по содержанию территории МО физических и юридических лиц;
3) усиление контроля за использованием, охраной и благоустройством территории МО, повышение ответственности физических и юридических лиц за соблюдение чистоты и порядка в МО.
5 Требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования
5.1 Деятельность по благоустройству территорий МО в общем случае включает:
- разработку проектной документации по благоустройству территорий;
- выполнение мероприятий по благоустройству территорий;
- эксплуатацию объектов благоустройства.
5.2 Благоустройство территорий МО необходимо осуществлять путем улучшения, обновления, трансформации, использования лучших практик и технологий, в том числе путем развития инфраструктуры, системы управления, технологий, коммуникаций между жителями и сообществами. При этом целесообразно осуществлять реализацию комплексных проектов по благоустройству, предусматривающих одновременное использование различных элементов благоустройства, обеспечивающих повышение удобства использования и визуальной привлекательности благоустраиваемой территории.
5.3 Эксплуатацию объектов благоустройства следует осуществлять путем поддержания в надлежащем техническом, физическом, эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов в соответствии с эксплуатационными требованиями. При разработке и выборе проектов по благоустройству территорий важным критерием является стоимость их эксплуатации.
5.4 Органам местного самоуправления рекомендуется относить к потенциальным участникам деятельности по благоустройству территорий следующие группы лиц:
а) жителей муниципального образования [граждан, их объединения - группы граждан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, добровольцев (волонтеров)] с целью определения перечней территорий, подлежащих благоустройству, участия [финансового и (или) трудового] в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий, участия в содержании и эксплуатации общественных и дворовых территорий МО, формирования активного и сплоченного местного сообщества, заинтересованного в развитии городской среды;
б) представителей органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание на разработку проекта благоустройства, определяют подрядчиков и обеспечивают в пределах своих полномочий финансирование работ по реализации проектов благоустройства;
в) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории соответствующего МО, с целью формирования запроса на благоустройство, участия в финансировании мероприятий по благоустройству, удовлетворения потребностей жителей МО, формирования позитивного имиджа МО и его туристской инвестиционной привлекательности;
г) представителей профессионального сообщества, в том числе экспертов в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, экономики города, истории, культуры, археологии, инженерных изысканий, экологии, ландшафтной архитектуры, специалистов по благоустройству и озеленению, дизайнеров, разрабатывающих проекты благоустройства территории на стадиях концепции, проектной и рабочей документации, с целью повышения эффективности проектных решений;
д) исполнителей работ по разработке и реализации проектов благоустройства, специалистов по благоустройству и озеленению, в том числе возведению МАФ;
е) региональных центров компетенций;
ж) иных лиц [3].
5.5 Основными задачами благоустройства территории являются:
а) формирование комфортной городской среды, территории МО;
б) обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
в) поддержание и улучшение санитарного состояния, повышение эстетической привлекательности территории МО;
г) содержание территорий МО и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, содержание и обеспечение сохранности элементов благоустройства;
д) формирование архитектурного облика на территории МО с учетом особенностей пространственной организации, исторических традиций и природного ландшафта;
е) установление требований к благоустройству и элементам благоустройства территории МО, установление перечня мероприятий по благоустройству территории МО, порядка и периодичности их проведения;
ж) обеспечение доступности территорий МО, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг для инвалидов и МГН, получении ими услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) создание условий для ведения здорового образа жизни граждан, включая активный досуг и отдых, физическое развитие;
к) реализация мероприятий по благоустройству с применением инновационных технологий, с соблюдением действующих стандартов, требований технических регламентов, санитарных, строительных и эксплуатационных правил и норм, норм и правил пожарной безопасности.
5.6 Благоустройство территории осуществляют на основании принципов:
- функционального разнообразия - насыщенности территорий социальными и коммерческими сервисами, востребованными центрами притяжения людей;
- обеспечения разнообразия визуального облика благоустраиваемой территории, создания условий для различных видов социальной активности и коммуникаций между людьми, применения экологичных материалов, создания условий для ведения здорового образа жизни всех категорий населения;
- приоритета сохранения существующих зеленых насаждений и насыщения общественных пространств разнообразными элементами природной среды;
- организации комфортной пешеходной среды - создание привлекательных и безопасных пешеходных и велосипедных маршрутов;
- создания комфортной среды для общения - гармоничное размещение общественных пространств, которые постоянно и без взимания платы за посещение доступны для населения, в том числе площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки;
- комфортной мобильности - наличия у всех жителей возможности доступа к основным точкам притяжения на территории, сопоставимых по уровню комфорта;
- открытости и гласности осуществления мероприятий по благоустройству с использованием механизмов общественного участия.
6 Перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения
6.1 Мероприятия по благоустройству включают в себя следующие виды работ:
- работы по содержанию объектов благоустройства;
- работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства;
- работы по созданию новых объектов благоустройства.
6.1.1 Работы по содержанию объектов благоустройства включают:
а) регулярный осмотр всех элементов благоустройства, расположенных на соответствующей территории;
б) устранение повреждений отдельных элементов благоустройства в течение 3 мес со дня обнаружения;
в) мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками, газонами, цветниками;
г) проведение санитарной очистки канав, труб, дренажей, предназначенных для отвода ливневых и грунтовых вод, от мусора один раз весной (после схода снега) и далее по мере накопления (от двух до четырех раз в три месяца);
д) очистку малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства (ограждений) по мере загрязнения, окраску и (или) побелку при наличии дефектов лакокрасочного покрытия более 30 % общей площади, но не реже одного раза в год;
е) ежедневную уборку территории (мойку, подметание, уборку снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте).
6.1.2 Работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства включают:
а) восстановление и замену покрытий дорог, проездов, тротуаров и их конструктивных элементов;
б) установку, замену, восстановление малых архитектурных форм и их отдельных элементов;
в) установку контейнеров, урн в соответствии с санитарными правилами и нормами;
г) ремонт и восстановление разрушенных ограждений и оборудования спортивных, детских площадок;
д) восстановление объектов наружного освещения, окраску опор наружного освещения;
е) снос сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней, посадку деревьев и кустарников, подсев газонов, санитарную обрезку растений, удаление поросли, стрижку и бронирование живой изгороди, лечение ран.
6.1.3 Работы по созданию новых объектов благоустройства включают:
а) ландшафтные работы: устройство покрытий поверхности (в том числе с использованием тротуарной плитки), дорожек, автостоянок, площадок, установку малых архитектурных форм (скульптурно-архитектурных и монументально-декоративных композиций, устройство цветников и газонов, декоративных водоемов, монументов, устройств для оформления мобильного и вертикального озеленения, водных устройств) и элементов внешнего благоустройства (ограждений, газонных ограждений);
б) работы по созданию озелененных территорий: посадку деревьев и кустарников, создание живых изгородей и иные работы в соответствии с проектной документацией, разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке;
в) мероприятия по созданию объектов наружного освещения и художественно-светового оформления поселения;
г) работы, связанные с разработкой грунта, временным нарушением благоустройства территории поселения, которые проводят в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение строительных и ремонтных работ, после уведомления уполномоченных органов местного самоуправления поселения по месту проведения работ.
6.2 Порядок и периодичность проведения работ по благоустройству территорий муниципальных образований определяются правилами благоустройства МО.
7 Порядок разработки и актуализации правил благоустройства муниципальных образований
7.1 Правила благоустройства территории МО утверждаются представительным органом соответствующего МО [1].
7.2 Правила благоустройства МО должны исходить из общей стратегии развития данного конкретного МО. При этом необходимо учитывать климатические, ландшафтные, исторические, культурные и иные, присущие только ему, особенности.
7.3 По проектам правил благоустройства территорий проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом МО и (или) нормативным правовым актом представительного органа МО с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
7.4 Правила благоустройства МО должны приниматься после публичного обсуждения с участием экспертов и представителей общественности. Обсуждение предполагает не только участие жителей в формировании правил и стандартов благоустройства, но также донесение до них информации о необходимости нести определенную часть ответственности за реализацию принятых решений.
7.5 Актуализация правил благоустройства МО проводится органами местного самоуправления по мере необходимости, но не позднее 3 мес с даты вступления в силу нормативного правового акта, содержащего новое обязательное требование и (или) вносящего изменения в нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование, или признающего утратившим силу нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
[2] |
Градостроительный кодекс Российской Федерации |
[3] |
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий муниципальных образований" |
Ключевые слова: благоустройство, городская территория, муниципальное образование, правила, эксплуатация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70387-2022 "Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Правила благоустройства муниципальных образований. Основные требования, процессы разработки и актуализации" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. N 1094-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2022 г.
Дата введения - 1 мая 2023 г.