Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июля 2014 г. N Ф08-3999/14 по делу N А53-20530/2013

 

г. Краснодар

 

04 июля 2014 г.

Дело N А53-20530/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2014 года.

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области (ИНН 6166069008, ОГРН 1096166000919) - Бегояна Б.С. (доверенность от 24.02.2014), в отсутствие заявителя - Федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб армии" (ИНН 7714317863, ОГРН 1037714063078), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2014 (судья Маковкина И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 (судьи Николаев Д.В., Стрекачев А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N А53-20530/2013, установил следующее.

Федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" (далее - учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Ростовской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 17.05.2013 N 42137, 42138 и 42139, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решением суда от 24.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2014, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что учреждение первоначально своевременно подало налоговые декларации, оснований для привлечения учреждения к налоговой ответственности у инспекции не имелось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных учреждением требований. По мнению подателя жалобы, судебные акты вынесены с нарушением норм материального права. Суды не учли, что в связи с допущенной обществом ошибкой при направлении налоговых деклараций, декларации правомерно не приняты налоговым органом. Представление налоговых деклараций повторно за пределами установленного срока влечет привлечение к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, учреждение через специализированного оператора связи ОАО "ИнфоТексИнтернетТраст" направило в инспекцию в электронном виде первичные налоговые декларации по налогу на прибыль за I квартал 2012 года - 26.04.2012, за первое полугодие 2012 года - 26.07.2012, за 9 месяцев 2012 года - 26.10.2012.

В эти же дни налоговый орган направил налогоплательщику уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций, согласно которым декларации содержат ошибки и не приняты к обработке, не найден плательщик по ИНН/КПП, представленных в файле, поскольку на первом (титульном) листе налоговых деклараций в поле "форма организации, ликвидации (код)" учреждение ошибочно указало "5", что соответствует реорганизованному юридическому лицу.

Декларации по налогу на прибыль за I квартал 2012 года, первое полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года представлены налогоплательщиком и приняты налоговой инспекцией 02.08.2012 и 12.11.2012 (за 9 месяцев 2012 года).

Инспекция провела камеральные проверки представленных учреждением налоговых деклараций, по результатам которых составила акты от 07.03.2013 N 50638, 50640 и 50743 и приняла решения от 17.05.2013 N 42137, 42138 и 42139 о привлечении учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Кодекса.

Решениями УФНС России по Ростовской области от 01.08.2013 N 15-15/3420, 15-1515/3424 и 15-15/3422 указанные решения инспекции утверждены.

Считая решения инспекции незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и сделали правильный вывод об обоснованности заявленных учреждений требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (пункт 1 статьи 80 Кодекса).

Налоговая декларация (расчет) представляется в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено данным пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном этой статьей.

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

В силу пункта 1 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 тыс. рублей.

С учетом положений статьи 88 Кодекса суды правомерно указали, что отказ в принятии налоговой декларации со стороны инспекции недопустим. Протокол приема отчета может быть оценен только как требование об устранении выявленной ошибки в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, направляемый в адрес налогоплательщика в порядке названной статьи.

Довод жалобы о том, что налоговый орган действовал в соответствии с Административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н "По предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию" (далее - Административный регламент), отклоняется как необоснованный.

Пункты 28 и 194 Административного регламента содержат закрытый перечень оснований отказа в принятии налоговой декларации. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию. Ошибка, допущенная налогоплательщиком, в названных пунктах не содержится, поэтому оснований для непринятия налоговых деклараций у инспекции не имелось и на основании Административного регламента.

Вывод судебных инстанций о том, что инспекция, располагая реальной возможностью для проверки в установленном порядке налоговых деклараций, в нарушение положений статьи 88 Кодекса уклонилась от исполнения возложенной на нее обязанности, не провела проверку представленных налогоплательщиком налоговых деклараций в установленный Кодексом срок, соответствующего решения не приняла, чем допустила незаконное бездействие, противоречащее требованиям налогового законодательства и незаконно привлекла учреждение к налоговой ответственности, является правильным.

Нормы права при рассмотрении дела суды применили правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу N А53-20530/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

Л.Н. Воловик

 

Судьи

Т.Н. Дорогина
Т.В. Прокофьева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В силу пункта 1 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 тыс. рублей.

С учетом положений статьи 88 Кодекса суды правомерно указали, что отказ в принятии налоговой декларации со стороны инспекции недопустим. Протокол приема отчета может быть оценен только как требование об устранении выявленной ошибки в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, направляемый в адрес налогоплательщика в порядке названной статьи.

...

Вывод судебных инстанций о том, что инспекция, располагая реальной возможностью для проверки в установленном порядке налоговых деклараций, в нарушение положений статьи 88 Кодекса уклонилась от исполнения возложенной на нее обязанности, не провела проверку представленных налогоплательщиком налоговых деклараций в установленный Кодексом срок, соответствующего решения не приняла, чем допустила незаконное бездействие, противоречащее требованиям налогового законодательства и незаконно привлекла учреждение к налоговой ответственности, является правильным."