Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2014 г. N Ф08-3551/14 по делу N А32-12912/2013

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2014 г. N Ф08-3551/14 по делу N А32-12912/2013


г. Краснодар


11 июля 2014 г.

Дело N А32-12912/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2014 года.


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н.. при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кэпитал Инвест" (ИНН 2310119480, ОГРН 1062310038955) - Балалы А.В. (доверенность от 20.08.2012), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару (ИНН 2310023604, ОГРН 1022301610187) - Фурсенко А.А. (доверенность от 15.04.2014), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2013 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014 (судьи Николаев Д.В., Винокур И.Г., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-12912/2013, установил следующее.

ООО "Кэпитал Инвест" (далее также - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару (далее также - инспекция, налоговый орган) от 30.10.2011 N 1869 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, обязании налогового органа возместить обществу 5 507 012 рублей НДС (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 14.11.2013 (с учетом определения от 30.12.2013 об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2014, решение инспекции от 30.10.2011 N 1869 признано недействительным, инспекцию обязали возместить обществу 5 507 012 рублей НДС; с налогового органа взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 тыс. рублей.

Судебные акты мотивированы недоказанностью недобросовестности общества, направленности его действий на получение необоснованной налоговой выгоды.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции сделали вывод о соблюдении обществом предусмотренных Кодексом условий для получения налогового вычета противоречащий материалам дела. Основанием для отказа в вычете НДС послужило непредставление обществом со сводным счетом-фактурой копий счетов-фактур и соответствующих первичных документов, которые должны быть получены заказчиком-застройщиком от поставщиков и подрядчиков, и которые подтверждали бы объем и стоимость строительно-монтажных работ, выполненных подрядчиками в течение I квартала 2012 года.

В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.

В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в период с 09.06.2012 г. по 10.09.2012 инспекция провела камеральную проверку уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2012 года, представленной обществом 09.06.2012.

По результатам налоговой проверки инспекция вынесла решение от 30.10.2012 N 1869 об отказе заявителю в возмещении 6 092 408 рублей НДС.

Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю решением от 14.010.2013 N 20-12-47 жалобу общества удовлетворило частично, решение инспекции от 30.10.2012 N 1869 отменено в части отказа в возмещении 585 396 рублей НДС.

Считая решение инспекции незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались следующим.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 39 Кодекса предусмотрено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Таким образом, деятельность заказчика-застройщика по выполнению указанных функций следует рассматривать как оказание услуг, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, и заказчик-застройщик в соответствии со статьей 168 Кодекса обязан выставлять инвесторам счета-фактуры в общеустановленном порядке и регистрировать их в книге продаж.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком услуг определяется как стоимость этих услуг, без включения в них налога (пункт 1 статьи 154 Кодекса). В силу пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.

Согласно пункту 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога, указанных в пункте 6 статьи 171 Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацем 1 и 2 пунктом 1 статьи 172 Кодекса, т.е. на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Исходя из статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, в случаях, названных в пунктах 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 171 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Для применения налоговых вычетов по НДС необходимо соблюдение следующих условий: наличие счета-фактуры и принятие товаров на учет на основании первичных бухгалтерских документов.

При этом приведенные выше нормы предполагают возможность применения налогового вычета только при наличии реального осуществления хозяйственных операций.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

В пункте 1 статьи 176 Кодекса указано, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в силу положений статьи 176 Кодекса.

По смыслу главы 21 Кодекса документы, представляемые налогоплательщиком в инспекцию, должны быть достоверными, непротиворечивыми, содержащиеся в них сведения должны подтверждать реальность хозяйственной операции и иные обстоятельства, с которыми Кодекс связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты.

Делая вывод о том, что представленные в подтверждение права на возмещение НДС документы соответствуют требованиям действующего законодательства, обществом соблюдены условия для применения налоговых вычетов, предусмотренные статьями 171, 172 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в проверяемый период общество осуществляло инвестиционную деятельность в виде строительства многофункционального центра с помещениями "высшей школы бизнеса", расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Северная - ул. Аэродромная, 269/3-2/1.

Для реализации инвестиционного проекта общество заключило контракт от 11.01.2009 N 09/01 с ЗАО "Реноме" на выполнение функций заказчика-застройщика.

Согласно пункту 4.8 контракта контракт от 11.01.2009 N 09/01 по окончании каждого квартала в течение 10 рабочих дней заказчик-застройщик передает обществу затраты по незавершенному строительством объекту с предоставлением свободной ведомости затрат и сводного счета-фактуры.

Актом приема-передачи расходов по незавершенному строительством объекту от 31.03.2012 N 14 ЗАО "Реноме" передало обществу сводную ведомость затрат за период с 01.01.2012 по 31.01.2012, сводную счет-фактуру от 31.03.2012 N 5.

Между тем как следует из акта камеральной проверки от 24.09.2012 N 41628 на требование от 09.06.2012 N 12-24/28451 о представлении документов, подтверждающих обоснованность применения налогового вычета по строительно-монтажным работам, общество не представило на проверку первичные документы.

В соответствии со статьями 168, 169, 172 Кодекса одним из обязательных условий применения вычетов НДС по работам, выполненным подрядными организациями, является наличие счета-фактуры, который и является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном Кодексом.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав), должны быть указаны наименование, адрес и идентификационный номер покупателя.

В случае отсутствия у налогоплательщика счетов-фактур по приобретаемым товарам (работам, услугам) НДС по таким товарам (работам, услугам) вычету не подлежит.

Из анализа названных норм права следует, что к счету-фактуре, который передается инвестору заказчиком (в рассматриваемом случае), должны быть приложены копии первичных документов, полученных заказчиком от подрядных организаций и поставщиков товаров (работ, услуг), которые подтверждают объем и стоимость выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг), а также копии платежных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Суммы НДС, предъявленные заказчиком-застройщиком налогоплательщику-инвестору, принимаются к вычету у налогоплательщика-инвестора на основании счета-фактуры заказчика-застройщика, составленного в адрес налогоплательщика-инвестора, при условии принятия налогоплательщиком-инвестором к учету, в том числе на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", результата инвестиционного проекта при наличии соответствующих первичных документов и использования объекта для осуществления операций, облагаемых НДС.

В обоснование довода об отсутствии оснований для возмещения НДС по сводному счету-фактуре от 31.03.2013 N 5 инспекция ссылалась на непредставление обществом копий счетов-фактур, полученных от поставщиков и подрядчиков при строительстве объекта и копий первичных документов (акты выполненных работ формы КС-2, справок о стоимости работ форма КС-3 и иные документы, подтверждающие поставку материалов для осуществления работ подрядчиками, их стоимость и т. д.).

Согласно пункту 4.8 контракта от 11.01.2009 N 09/01 по окончании каждого квартала в течение 10 рабочих дней заказчик-застройщик передает инвестору (обществу) затраты по незавершенному строительством объекту с предоставлением сводной ведомости затрат и сводного счета-фактуры.

Сводные ведомости затрат по строительно-монтажным работам в деле отсутствуют.

Расходы, связанные со строительством объекта, должны быть отражены на балансовом счете 08.3 "Строительство объектов основных средств" НДС за выполненные и оплаченные работы (услуги), связанные со строительством, отражаются на 19 счете.

Согласно вышеприведенным нормам Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.

Предъявленные инвестору заказчиком-застройщиком суммы налога принимаются к вычету у инвестора на основании счетов-фактур заказчика-застройщика, составленного в адрес инвестора при условии принятия инвестором к учету товаров (работ, услуг) в т.ч. на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

В рассматриваемом деле общество предъявило к возмещению НДС, уплаченный заказчиком-застройщиком при приобретении товаров (работ, услуг) у третьих лиц (подрядчиков, поставщиков), на основании выставленных им счетов-фактур и постановке их на учет.

Первичные документы по данным операциям общество не представило.

Эти приведенные налоговым органом в обоснование отказа в возмещении НДС доводы в нарушение части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не исследовали и оценку им не дали.

Суды также не приняли во внимание довод инспекции об отсутствии у общества при принятии на учет затрат ссылок на первичные документы, послужившие основанием для их оприходования.

Вместо этого суды сослались на наличие необходимых документов, подтверждающих право общества на вычет по хозяйственным операциям общества, оформленным договорами банковского, валютного счета, аренды земельного участка, агентского договора на выполнение функций заказчика-застройщика.

При этом судебные инстанции не приняли во внимание, что эти хозяйственные операции учтены Управлением Федеральной налоговой службы при проверке решения инспекции и на этом основании решение было изменено в этой части: признано обоснованным возмещение 574 587 рублей НДС по счетам-фактуры от 12.01.2012 N 1А, от 02022012 N 3А, от 06.03.2012 N 4А, от 11.01.2012 N 2012011100000010/002, от 24.01.2012 N 20120307000045/010, от 13.03.2012 N 0110, от 31.01.2012 N 1, от 29.02.2012 N 4, от 31.03.2012 N 6, выставленным в отношении перечисленных договоров. Заявлением об уменьшении размера исковых требований общество в данной части от требований отказалось, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2013 производство в указанной части прекращено.

Решение и апелляционное постановление не содержат мотивов, по которым указанные доводы инспекции отклонены (пункт 3 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие право получения налогового вычета по НДС, не соответствует материалам дела.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Поскольку решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты при неполном исследовании всех обстоятельств по делу и доводов участвующих в деле лиц, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

При новом рассмотрении дела суду следует проверить довод инспекции о непредставлении всех необходимых документов для получения налогового вычета по сводному счету-фактуре от 31.03.2012 N 5, установить фактические обстоятельства по данному эпизоду, полно, всесторонне их исследовать, в совокупности оценить представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц, результаты исследования и оценки отразить в судебном акте.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014 по делу N А32-12912/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий

Л.А. Трифонова


Судьи

Т.Н. Дорогина
Т.Н. Драбо


"Делая вывод о том, что представленные в подтверждение права на возмещение НДС документы соответствуют требованиям действующего законодательства, обществом соблюдены условия для применения налоговых вычетов, предусмотренные статьями 171, 172 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.

...

В соответствии со статьями 168, 169, 172 Кодекса одним из обязательных условий применения вычетов НДС по работам, выполненным подрядными организациями, является наличие счета-фактуры, который и является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном Кодексом.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав), должны быть указаны наименование, адрес и идентификационный номер покупателя.

...

Согласно вышеприведенным нормам Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ."

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.