Кредиторы должны дать заемщику возможность сделать осознанный выбор - согласиться на дополнительные услуги или отказаться от них. Однако поведенческий надзор Банка России выявил, что в онлайн-каналах банки и микрофинансовые организации (МФО) нередко продолжают использовать формы с уже заполненным за заемщика согласием на оплату страховок, сертификатов на разные консультации, СМС-информирование и другие услуги.
При этом банки и МФО применяют маркетинговые уловки, благодаря которым отметки о согласии легко не заметить. Внимание человека отвлекают яркие и крупные надписи, предлагающие перейти к следующему шагу оформления кредита или займа и тем самым согласиться на оплату дополнительных услуг. Иногда, чтобы отказаться от них, клиенту нужно совершить несколько действий - например, зайти в отдельный раздел и там убрать отметку.
В письме, адресованном банковским ассоциациям и саморегулируемым организациям МФО, регулятор предупредил, что такие методы противоречат закону. Банк России направляет нарушителям индивидуальные рекомендации, проводит с ними надзорные встречи, выдает предписания, штрафует, но считает важным, чтобы профессиональные объединения боролись с подобными практиками, не дожидаясь надзорных мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В онлайн-каналах банки и микрофинансовые организации нередко продолжают использовать формы с уже заполненным за заемщика согласием на оплату страховок, сертификатов на разные консультации, СМС-информирование и другие услуги. Применяются маркетинговые уловки, из-за которых отметки о согласии легко не заметить. Такие методы противоречат закону. Банк России считает важным, чтобы профессиональные объединения боролись с подобными практиками, не дожидаясь надзорных мер.
Информация Банка России от 12 января 2023 г. "Регулятор напомнил кредиторам о недопустимости автоподписки заемщика на дополнительные услуги"
Опубликование:
сайт Банка России (cbr.ru) 12 января 2023 г.