Проект федерального закона N 266255-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых актов законодательства Российской Федерации" (в части изменения требований к финансовой устойчивости страховых организаций, установления единых принципов к проведению лицензирования страховой деятельности, совершенствования системы надзора за страховой деятельностью) (внесен Правительством РФ) (принят в первом чтении 07.02.2003) (не действует)

Проект федерального закона N 266255
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

См. пояснительную записку
    финансово-экономическое обоснование
    перечень законодательных актов для изменения

 

в первом чтении

 

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.4; 1999, N 47, ст.5622; 2002, N 12, ст.1093; N 18, ст.1721) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящий Закон регулирует отношения в области страхования, а также устанавливает основные принципы государственного надзора и регулирования страхового дела.";

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Действие настоящего Закона не распространяется на обязательное социальное страхование.".

2. Статью 2 изложить в следующей редакции:

"Статья 2. Страхование и страховая деятельность

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых страховщиком из уплачиваемых ему страховых - взносов (страховых премий) и иных денежных средств страховщика.

Страховая деятельность представляет собой деятельность профессиональных участников страхового рынка (далее - профессиональные участники), связанную с оказанием страховых услуг страхователям и иным участникам договора страхования.

Страховой рынок представляет собой сферу деятельности профессиональных участников по оказанию страховых услуг на территории Российской Федерации".

3. Пункты 2 и 3 статьи 3 изложить в следующей редакции:

"2. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования, заключенного в соответствии с правилами страхования, определяющими общие условия и порядок его проведения. Правила добровольного страхования принимаются, утверждаются страховщиком самостоятельно в соответствии настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования и порядке их замены, об объектах страхования, о страховых случаях и рисках, порядке определения страховой стоимости и страховой суммы, размера страхового тарифа, страховой премии (взноса), заключения, оформления, прекращения договора страхования, правах и обязанностях сторон, об определении размера убытков и страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате.

Изменение или дополнение правил страхования, а также исключение отдельных положений из этих правил, осуществляемые сторонами договора страхования, не должны существенно менять содержание этих правил.

3. Условия и порядок проведения обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования."

4. В статье 4:

1) часть первую изложить в следующей редакции:

"Объектами страхования. могут быть законные интересы страхователей (страховые интересы), связанные с риском:

причинения вреда жизни и здоровью застрахованного лица или наступления в его жизни иного предусмотренного законом или договором страхования события;

причинения убытков застрахованному имуществу либо убытков иным имущественным интересам.

Объектами страхования не могут быть интересы, страхование которых запрещено федеральным законом.";

2) в части второй исключить слова "и взаимного страхования".

5. Дополнить Закон статьей 4.1 следующего содержания:

"Статья 4.1. Субъекты страхового рынка

1. Субъектами страхового рынка являются профессиональные участники, страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели.

2. Профессиональными участниками признаются страховщики (страховые организации, общества взаимного страхования), страховые брокеры, страховые актуарии.

Деятельность профессиональных участников подлежит лицензированию.

Профессиональные участники подлежат регистрации в Едином государственном реестре профессиональных участников страхового рынка в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (далее - уполномоченный орган).

3. Наименование (фирменное наименование) профессионального участника должно содержать слова на русском языке "страхование", "перестрахование", "взаимное страхование" или их производные.".

6. Пункты 2 и 3 статьи 5 признать утратившими силу.

7. В статье 6:

1) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"1. Страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации исключительно для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензию в установленном настоящим Законом порядке.

2. Страховщик при исполнении обязательств по договору страхования (перестрахования, взаимного страхования) вправе осуществлять оценку страхового риска, получать страховые премии (взносы), формировать страховые резервы, инвестировать активы, определять размер ущерба и производить страховые выплаты.

Страховщики, осуществляющие личное страхование, не вправе осуществлять имущественное страхование. Страховщики, осуществляющие имущественное страхование, не вправе осуществлять виды страхования жизни.";

2) пункт 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"В целях настоящего Закона иностранными инвесторами признаются иностранные страховые организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, инвестиции на территории Российской Федерации в виде прямых вложений иностранного капитала в уставный (складочный) капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации.".

8. Статью 7 признать утратившей силу.

9. Статью 8 изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры

1. Страховыми агентами являются физические лица, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица (коммерческие организации), осуществляющие посредническую деятельность по страхованию (перестрахованию) от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

2. Страховыми брокерами являются зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), осуществляющие исключительно посредническую деятельность по страхованию (перестрахованию) от своего имени на основании заключаемых ими договоров.".

10. Дополнить Закон статьей 8.1 следующего содержания:

"Статья 8.1. Страховые актуарии

"1. Страховыми актуариями являются физические лица, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или работники страховщика, осуществляющие профессиональную деятельность по расчетам страховых тарифов и страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов по размещению страховых активов с использованием актуарных методов расчетов.".

11. Пункт 3 статьи 9 изложить в следующей редакции:

"3. Страховая выплата производится в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Закона.".

12. В статье 10:

1) название и пункт 1 изложить в следующей редакции:

"Статья 10. Страховая сумма

1. Страховой суммой является определенная договором страхования или установленная федеральным законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страховой премии (страхового взноса) и страховой выплаты.";

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Условиями договора страхования имущества может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному, в пределах страховой суммы.";

3) в пункте 4 слова "Страховое обеспечение выплачивается" заменить словами

"Страховая выплата производится";

4) дополнить статью пунктом 5 следующего содержания:

"5. При расторжении договора страхования жизни, предусматривающего достижение застрахованным лицом определенного возраста или установленного договором страхования события (дожитие), страхователю возвращается сумма, рассчитанная в соответствии со страховым резервом, сформированным по данному договору страхования на день его прекращения (выкупная сумма).".

13. Статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Страховой взнос и страховой тариф

1. Страховая премия (страховой взнос) вносится страхователем в валюте Российской Федерации в соответствии с договором страхования или федеральным законом.

2. Страховой тариф представляет собой ставку страховой премии (страхового взноса) с единицы страховой суммы или процентное отношение от страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами об отдельных видах обязательного страхования.

Страховые тарифы по добровольному страхованию рассчитываются и утверждаются страховщиками самостоятельно на основании соответствующих методик. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре добровольного страхования по соглашению сторон.".

14. Статьи 12 и 13 признать утратившими силу.

15. Статью 14 изложить в следующей редакции:

"Статья 14. Объединения профессиональных участников

Профессиональные участники в целях координации профессиональной деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения. Эти объединения не вправе осуществлять страховую деятельность.".

16. Дополнить Закон статьей 14.1 следующего содержания:

"Статья 14.1. Страховые пулы

В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования страховщики могут объединяться в страховые и перестраховочные пулы - простые товарищества без образования юридического лица на основе договора о совместной деятельности.".

17. Статьи 25 и 26 изложить в следующей редакции:

"Статья 25. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщика

1. Инструментами обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по заключенным договорам страхования, сострахования, перестрахования; надежное размещение активов; наличие ликвидных собственных средств, а также перестрахование.

2. Собственные средства страховщика (кроме некоммерческих обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование своих членов) включают уставный (складочный) капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

Уставный (складочный) капитал страховщика включает денежные средства в размере не менее 60 процентов величины уставного (складочного) капитала. Указанная часть денежных средств уставного (складочного) капитала может быть израсходована только на операции, связанные с исполнением страховых обязательств.

3. Для осуществления страховой деятельности страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным (складочным) капиталом.

Размер оплаченного уставного (складочного) капитала устанавливается дифференцированно в зависимости от видов страхования, перестрахования и пересматривается не чаще одного раза в два года с установлением периода для принятия мер по приведению размера уставного (складочного) капитала в соответствие с законодательством Российской Федерации. При этом базовым является размер уставного (складочного) капитала, установленный федеральным законом для страховщиков, осуществляющих виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни.

При осуществлении видов страхования, относящихся к страхованию жизни, применяется повышающий коэффициент 2 от базового размера уставного (складочного) капитала, при осуществлении исключительно перестрахования - 4.

Осуществление страховщиками одновременно нескольких видов страхования допустимо при наличии уставного (складочного) капитала в размере не меньше суммы размеров уставных (складочных) капиталов, установленных для каждого из осуществляемых видов страхования.

4. Для обеспечения финансовой устойчивости страховщики должны применять экономически обоснованные страховые тарифы (брутто-ставка), достаточные для осуществления страховых выплат (нетто-ставка) и возмещения расходов, связанных с осуществлением страховой деятельности (нагрузка).

5. Страховщики обязаны соблюдать установленные настоящим Законом и нормативными правовыми актами требования по соблюдению финансовой устойчивости, в том числе к формированию страховых резервов и иных фондов, гарантирующих осуществление страховых выплат, к составу и структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и иных фондов, гарантирующих осуществление страховых выплат, к уставному (складочному) капиталу, сформированному за счет денежных средств, а также к нормативному соотношению между активами и принятыми обязательствами (маржа платежеспособности).

Размещение средств страховых компаний на финансовом рынке осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В целях обеспечения страховых выплат по обязательному страхованию в случаях, а также в порядке и на условиях, просмотренных (нелегальными законами об отдельных видах обязательного страхования, могут создаваться централизованные гарантийные фонды (страховые резервы).

7. Страховщик может передать обязательства, принятые им по договорам страхования (страховой портфель), другому страховщику (замена страховщика), имеющему лицензию на тот вид страхования, по которому принимаются обязательства, и располагающему достаточными собственными средствами, то есть отвечающему требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. Передача обязательств страховщика (страхового портфеля) осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, при наличии положительного заключения уполномоченного органа.

Страховщики, передающие и принимающие обязательства (страховой портфель), сообщают о своих намерениях в уполномоченный орган.

В выдаче положительного заключения о передаче частично или полностью обязательств страховщика (страхового портфеля) может быть отказано в случае:

заключения договоров, подлежащих передаче, с нарушением законодательства Российской Федерации;

несоблюдения страховщиком, принимающим обязательства, требований финансовой устойчивости, определенных в пунктах 1-5 настоящей статьи;

неподтверждения согласия третьих лиц (страхователей, застрахованных), в пользу которых заключены договоры страхования, на замену страховщика в договоре страхования;

отсутствия у страховщика, принимающего обязательства, лицензии на осуществление вида страхования, по которому был заключен договор;

отсутствие у страховщика, передающего обязательства, активов, принимаемых в обеспечение страховых резервов.

Одновременно с передачей договоров страхования (страхового портфеля) производится передача активов от передающего страховщика к принимающему в размере страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам (страховому портфелю).

Страхователи (застрахованные) должны быть письменно уведомлены о решении страховщика передать страховые обязательства (страховой портфель) и письменно выразить свое согласие на переход прав и обязанностей от одного страховщика к другому.

Если правила страхования принимающего обязательства страховщика не соответствуют правилам, на основании которых были заключены договоры страхования, необходимо согласовать со страхователями изменение условий договоров страхования, при этом необходимо также уточнить методики расчета страховых тарифов и страховых резервов, используемых передающим и принимающим страховщиками.

 

Статья 26. Страховые резервы и активы

1. Для обеспечения исполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими страховую деятельность, определяют объем необходимых для предстоящих страховых выплат страховых резервов, которые формируются в виде активов, разрешенных для покрытия этих резервов.

2. Страховщики вправе выдавать заем страхователю - физическому лицу, заключившему договор страхования жизни на случай дожития до определенного события или страхования пенсии, в пределах сформированных по договору страховых резервов. Заем предоставляется по договору займа на условиях, предусмотренных правилами (полисными условиями) страхования.

3. Размещение активов, обеспечивающих страховые резервы, других фондов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.".

18. Статью 27 признать утратившей силу.

19. Статью 28 изложить в следующей редакции:

"Статья 28. Учет и отчетность

1. Профессиональные участники ведут учет и составляют отчетность о своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Учет операций по договорам страхования жизни и пенсии производится отдельно от операций по иным договорам страхования.

3. Профессиональные участники представляют в уполномоченный орган отчетность по формам и в порядке, установленным этим органом.".

 

20. Статью 29 изложить в следующей редакции:

"Статья 29. Публикация страховщиками годовых балансов

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений.

Публикация должна осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика и его самостоятельных подразделений. Сведения о публикации сообщаются страховщиком в уполномоченный орган.".

 

21. Статью 30 изложить в следующей редакции:

"Статья 30. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации

1. Государственный надзор за страховой деятельностью профессиональных участников в Российской Федерации осуществляется в целях соблюдения ими нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, предупреждения и пресечения нарушений настоящего Закона и иных нормативных правовых актов субъектами страхового рынка, обеспечения защиты законных прав и интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страховых услуг.

2. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства надзора.

3. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется уполномоченным органом и его территориальными органами.

Нормативные правовые акты, регулирующие страховую деятельность, и разъяснения по ним, Единый государственный реестр профессиональных участников страхового рынка, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, отзыве лицензии (исключении профессиональных участников из Единого государственного реестра профессиональных участников страхового рынка) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в официальном издании уполномоченного органа.

4. Государственный надзор за страховой деятельностью включает:

а) лицензирование профессиональных участников и ведение Единого государственного реестра профессиональных участников страхового рынка;

б) контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность; контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

в) выдачу в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховщиками с иностранными инвестициями;

г) разработку и утверждение примерных условий страхования, нормативных и методических документов по вопросам деятельности профессиональных участников;

д) обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в области страхования.

5. Субъекты страхового рынка, в том числе профессиональные участники страхового рынка, обязаны:

представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

исполнять предписания уполномоченного органа о прекращении нарушений страхового законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, и (или) об устранении их последствий;

представлять по запросам уполномоченного органа информацию, необходимую для выполнения им функций надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну)."

22. В статье 31 слова "Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" заменить словами "федеральным антимонопольным органом".

23. Статью 32 изложить в следующей редакции:

"Статья 32. Лицензирование деятельности профессиональных участников

1. Лицензирование деятельности профессиональных участников производится на основании их заявления и документов, представляемых в соответствии с настоящим Законом.

Лицензия выдается на осуществление каждого вида добровольного и (или) обязательного страхования, перестрахование, взаимное страхование, страховую брокерскую деятельность, актуарную деятельность.

Лицензия предоставляет право осуществлять деятельность в области страхования только профессиональному участнику, получившему данную лицензию.

2. Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель представляет в уполномоченный орган:

а) заявление о предоставлении лицензии (с указанием территории, на которой предполагается осуществлять страховую деятельность, и видов страхования);

б) учредительные документы соискателя;

в) документ о государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица;

г) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и об утверждении кандидатур на должности руководителя (лей) исполнительного органа соискателя, главного бухгалтера, страхового актуария (для страховщика, осуществляющего личное страхование), руководителя ревизионной комиссии (ревизора):

д) сведения о составе акционеров (участников):

е) документы, подтверждающие внесение платы за рассмотрение заявления соискателя о предоставлении лицензии;

ж) документы, подтверждающие оплату уставного (складочного) капитала в полном размере;

з) документы о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

и) сведения о руководителе(лях) исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя;

к) сведения о страховом актуарии (для соискателя, подающего заявление о предоставлении лицензии на осуществление видов страхования, относящихся к страхованию жизни и пенсии, и добровольного медицинского страхования);

л) правила по каждому виду страхования с приложением образцов документов (заявлений, договоров страхования, страховых полисов, свидетельств и т.п.);

м) расчеты страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

н) положение о формировании страховых резервов;

о) экономическое обоснование осуществления вида(ов) страхования;

п) заключение федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил.

Для получения лицензии на осуществление дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель представляет в уполномоченный орган документы, предусмотренные в подпунктах "а", "е", "к" - "п" настоящего пункта.

3. На соискателей, подающих заявление о предоставлении лицензии на осуществление перестрахования, не распространяется действие подпунктов "к", "л" (в части представления правил страхования), "м" пункта 2 настоящей статьи, за исключением образцов документов, используемых при перестраховании.

4. Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской или актуарной деятельности соискатель представляет в уполномоченный орган:

а) заявление о предоставлении лицензии;

б) документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

в) учредительные документы юридического лица (кроме индивидуальных предпринимателей);

г) образцы договоров, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на страховом рынке;

д) документы, подтверждающие квалификацию работников юридического лица или индивидуального предпринимателя (в соответствии со статьей 32.1 настоящего Закона);

е) документы, подтверждающие внесение платы за рассмотрение заявления соискателя о предоставлении лицензии;

ж) заключение федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил (для брокеров - юридических лиц).

5. Документы, перечисленные в подпунктах "б" - "з" пункта 2, подпунктах "б", "в" пункта 4 настоящей статьи, представляются в оригинале или нотариально заверенных копиях.

Заявление и документы, перечисленные в подпунктах "и" - "о" пункта 2, подпункте "г" пункта 4 настоящей статьи, представляются по форме, установленной уполномоченным органом.

6. Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвестиций в своем уставном (складочном) капитале более 49 процентов, представляют в дополнение к документам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранного инвестора, письменное согласие соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранного инвестора в капитале страховой организации на территории Российской Федерации.

7. Перечень документов, представляемых соискателем для получения лицензии, определенный в настоящей статье, является исчерпывающим. В целях проверки получаемой информации уполномоченный орган вправе направлять в организации письменные запросы о представлении информации (в пределах их компетенции) по документам, представленным соискателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. При представлении в надлежащей форме всех документов, перечисленных в настоящей статье, уполномоченный орган выдает соискателю письменное уведомление о приеме документов.

9. Об изменениях, внесенных в документы о создании и ликвидации филиалов, на основании которых выдана лицензия, страховщики обязаны сообщать в уполномоченный орган в письменной форме с приложением документов, подтверждающих эти изменения, не позднее одного месяца со дня их внесения.

10. Общий срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии не может превышать 60 дней с даты получения всех надлежаще оформленных документов, предусмотренных настоящей статьей.

11. Документы, представляемые участниками страхового рынка в уполномоченный орган, должны быть составлены на русском языке.".

24. Дополнить Закон статьями 32.1 - 32.8 следующего содержания:

"Статья 32.1. Квалификационные и иные требования к руководителям и работникам профессиональных участников

1. Руководитель(ли) исполнительного органа профессионального участника или индивидуальный предприниматель, являющийся профессиональным участником, должен иметь высшее образование, подтвержденное дипломом об окончании высшего учебного заведения, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в организации, являющейся профессиональным участником, зарегистрированной на территории Российской Федерации.

2. Главный бухгалтер профессионального участника должен иметь высшее экономическое, финансовое образование, подтвержденное дипломом об окончании высшего учебного заведения, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в организации, являющейся профессиональным участником, зарегистрированной на территории Российской Федерации.

3. Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное дипломом об окончании высшего учебного заведения, признаваемым в Российской Федерации.

4. Руководитель(ли) исполнительного органа и главный бухгалтер профессионального участника должны иметь гражданство Российской Федерации.

 

Статья 32.2. Плата за рассмотрение заявления соискателя и выдачу лицензии

1. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается плата в размере 1000 рублей.

2. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 3000 рублей.

3. За выдачу дубликата лицензии, замену лицензии взимается плата в размере 1000 рублей.

4. Суммы указанных в настоящей статье платежей зачисляются в федеральный бюджет.

 

Статья 32.3. Основания для отказа соискателю в приеме заявления или в выдаче лицензии

1. Основаниями для отказа соискателю в приеме заявления о предоставлении лицензии являются:

а) использование соискателем, обратившимся в уполномоченный орган за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или в целом наименование профессионального участника, включенного в Единый государственный реестр профессиональных участников страхового рынка;

б) наличие у соискателя на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность;

в) несоответствие документов, представленных для получения лицензии, установленным требованиям.

2. Основаниями для отказа соискателю в выдаче лицензии являются:

а) несоответствие уставных документов требованиям законодательства Российской Федерации;

б) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

в) несоответствие соискателя требованиям и условиям, установленным законодательством Российской Федерации;

г) наличие у руководителя(ей) или главного бухгалтера соискателя неснятой или непогашенной судимости за - совершение преступлений в сфере экономики, предусмотренных разделом VIII Уголовного кодекса Российской Федерации;

д) необеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности для осуществления страховой деятельности;

е) выявление в период рассмотрения документов факта нарушения соискателем законодательства Российской Федерации;

ж) банкротство (ложное банкротство) профессионального участника (юридического лица) по вине учредителя соискателя;

з) невнесение платы, предусмотренной статьей 32.2 настоящего Закона.

3. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется в течение 10 дней после его принятия соискателю уполномоченным органом в письменной форме с указанием причин отказа.

 

Статья 32.4. Аннулирование лицензии

Аннулирование лицензии (отмена решения о выдачи лицензии) производится при:

непринятии соискателем мер для получения лицензии в течение одного месяца со дня принятия решения о выдаче лицензии;

установлении до момента выдачи лицензии факта представления соискателем недостоверной информации.

 

Статья 32.5. Действие лицензии

1. Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных настоящим Законом.

2. Временная лицензия может выдаваться на срок:

указанный в заявлении соискателя, но не более чем на 3 года;

от 1 года до 3 лет - при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных правилами лицензирования.

3. Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если иное не предусмотрено правилами лицензирования.

В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения страховщиком нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, и они не устранены в установленный срок.

 

Статья 32.6. Ограничение и приостановление действия лицензии

1. При выявлении нарушения нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, профессиональному участнику дается предписание по устранению нарушения.

2. Предписание дается в случае:

а) осуществления вида деятельности, запрещенной для профессиональных участников, а также деятельности с нарушением условий, которые были согласованы при выдаче лицензии;

б) несоблюдения страховщиком установленных правил формирования и размещения страховых резервов, иных фондов, гарантирующих осуществление страховых выплат, и инвестирования активов;

в) несоблюдения страховщиком установленных требований по обеспечению нормативного соотношения между активами и обязательствами, иных требований по обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности:

г) нарушения профессиональным участником установленных требований о представлении в уполномоченный орган и (или) его территориальный орган отчетности;

д) непредставления профессиональным участником в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора;

е) установления факта представления профессиональным участником в уполномоченный орган и (или) в его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;

ж) непредставления профессиональным участником в установленный срок в уполномоченный орган информации об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);

з) иных нарушений нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность.

3. Предписание направляется профессиональному участнику; при необходимости копия предписания направляется соответствующим органам исполнительной власти.

Предписание должно быть исполнено в срок не позднее 60 дней.

Профессиональный участник в установленный срок представляет в уполномоченный орган и (или) в его территориальный орган документы, подтверждающие принятие мер по устранению выявленных нарушений.

Представление профессиональным участником в установленный срок документов, подтверждающих устранение нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. Об исполнении (снятии) предписания сообщается профессиональному участнику в течение 15 дней с даты принятия такого решения.

Установление в последующем факта представления профессиональным участником документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным.

4. При неисполнении предписания надлежащим образом или в установленный срок действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном уполномоченным органом.

5. Ограничение действия лицензии осуществляется в следующих формах:

запрет на заключение договоров страхования (взаимного страхования), перестрахования по отдельным видам страхования;

запрет на заключение договоров страхования (взаимного страхования) на определенной территории.

6. Приостановление действия лицензии означает:

для страховщиков - запрет заключать договоры страхования (взаимного страхования), перестрахования по всем вилам страхования, на которые выдана лицензия;

для страховых брокеров и страховых актуариев - приостановление осуществления деятельности, на которую выдана лицензия.

7. Действие лицензии ограничивается или приостанавливается со дня письменного доведения соответствующего решения до профессионального участника либо со дня опубликования решения в печатном органе, определяемом уполномоченным органом.

8. При необходимости копия решения об ограничении или приостановлении действия лицензии направляется соответствующим органам исполнительной власти.

 

Статья 32.7. Возобновление действия лицензии

1. Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права профессионального участника осуществлять деятельность, на которую выдана лицензия, в полном объеме.

2. Основанием для отмены санкций, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 32.6 настоящего Закона, является устранение профессиональным участником в срок и в полном объеме выявленных нарушений.

3. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения профессионального участника и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней с даты принятия такого решения.

 

Статья 32.8. Прекращение деятельности профессионального участника, отзыв лицензии

1. Основаниями для прекращения деятельности профессионального участника являются его заявление, решение суда, решение уполномоченного органа об отзыве лицензии.

2. Лицензия отзывается при неустранении профессиональным участником нарушений нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии.

Решение об отзыве лицензии направляется профессиональному участнику. При необходимости копия решения направляется соответствующим органам исполнительной власти.

Действие лицензии прекращается со дня письменного доведения соответствующего решения до профессионального участника либо со дня опубликования решения в печатном органе, определяемом уполномоченным органом.

3. Профессиональный участник, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности, обязан представить в уполномоченный орган в определяемом этим органом порядке:

а) документы, подтверждающие прекращение деятельности;

б) бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа;

в) документы, подтверждающие урегулирование требований кредиторов, в том числе страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей;

г) оригинал лицензии.

4. Право профессионального участника на осуществление деятельности прекращается со дня письменного доведения соответствующего решения до профессионального участника либо со дня опубликования решения в печатном органе, определяемом уполномоченным органом.

5. Заявление о выдаче лицензии юридическому лицу, деятельность которого в качестве профессионального участника была прекращена, может быть рассмотрено уполномоченным органом не ранее чем через два года после прекращения деятельности.

6. В случае неисполнения профессиональным участником требований пункта 3 настоящей статьи уполномоченный орган и иные заинтересованные лица вправе обращаться в суд с иском о ликвидации профессионального участника - юридического лица или о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.".

25. Статью 33 изложить в следующей редакции:

"Статья 33. Соблюдение коммерческой тайны профессионального участника должностными лицами уполномоченного органа

Должностные лица уполномоченного органа не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну профессионального участника, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.".

 

Статья 2. Установить базовый уставный (складочный) капитал для страховщиков, осуществляющих виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни, в размере 30 млн. рублей.

Страховщики обязаны довести свои уставные (складочные) капиталы до размеров, определенных настоящим Федеральным законом, в срок до 1 июля 2007 года, при этом:

до 1 июля 2004 года - до одной трети требуемого размера уставного капитала;

до 1 июля 2006 года - до двух третей требуемого размера уставного капитала.

У страховщиков, не выполнивших требования, предусмотренные настоящей статьей, уполномоченный орган отзывает лицензию на осуществление страховой деятельности с 1 июля соответствующего года без соответствующего предписания.

 

Статья 3. Учредительные документы профессиональных участников, созданных до введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 31 декабря 2003 года.

До приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом учредительные документы профессиональных участников с момента введения в действие настоящего Федерального закона применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Деятельность страховых агентов и страховых брокеров, связанная с заключением договоров страхования с иностранными страховыми организациями, за исключением договоров перестрахования и страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, на территории Российской Федерации не допускается. Исключение, установленное настоящей статьей в части страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, действует до вступления в силу федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств на территории Российской Федерации.

 

Статья 4. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч.I, ст.1) следующие дополнения:.

1. Дополнить Кодекс статьей 15.27 следующего содержания:

"Статья 15.27. Нарушение профессиональным участником страхового рынка нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность

Нарушение должностным лицом профессионального участника страхового рынка нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, влечет наложение административного штрафа:

1) за несоблюдение правил, условий (договорных, примерных) страхования (перестрахования), явившихся основанием для выдачи лицензии, - в размере тысячи минимальных размеров оплаты труда;

2) за несоблюдение принципа добровольности при заключении договора страхования, неправомерное страховое посредничество - в размере восьмисот минимальных размеров оплаты труда;

3) за непредставление в установленный срок сведений о внесении изменений и дополнений в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии, а также информации, включаемой в Единый государственный реестр профессиональных участников страхового рынка - в размере шестисот минимальных размеров оплаты труда;

4) за непредставление или несвоевременное представление отчетности, а также материалов, представляемых или затребованных в порядке страхового надзора, - в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда.".

2. Дополнить Кодекс статьей 23.62 следующего содержания:

"Статья 23.62. Органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит надзор за страховой деятельностью

1. Федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит надзор за страховой деятельностью, и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.27 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит надзор за страховой деятельностью, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит надзор за страховой деятельностью.".

 

Статья 5. Признать утратившими силу пункты 4 и 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4016-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О страховании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.5; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.4; N 47, ст.5622).

 

Статья 6. Нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

 

Президент Российской Федерации

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.