Глава 26.2. "Упрощенная система налогообложения для субъектов
малого предпринимательства" позволит устранить недостатки существующей
системы налогообложения.
Упрощенная система, в частности, предусматривает, что организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства и перешедшие на упрощенную систему, освобождаются от таких наиболее сложных по режиму применения налогов, как налог на прибыль организаций, НДС, налог с продаж, налог на имущество организаций и единый социальный налог. Сохраняется обязанность налогоплательщиков уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании. Уплаченные страховые взносы вычитаются из общей суммы единого налога, уплачиваемого налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему, определяющими объект налогообложения в виде дохода, но не более 50% суммы единого налога. В случае применения налогоплательщиками объекта налогообложения в виде дохода за вычетом расходов страховые взносы на обязательное пенсионное страхование принимаются к вычету при исчислении налоговой базы.
В отличие от действующей упрощенной системы налогообложения, когда выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации (совокупный доход или выручка), предлагаемая упрощенная система предусматривает два объекта налогообложения: доход от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и доход, уменьшенный на понесенные налогоплательщиком расходы. При этом выбор объекта налогообложения налогоплательщик осуществляет самостоятельно.
Ставка налога при упрощенной системе устанавливается в следующих размерах:
6% - если объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства является доход;
15% - если объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства является доход, уменьшенный на величину расходов.
Определяются критерии перехода на упрощенную систему налогообложения. Так, например, не вправе применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек. Еще одним критерием для перехода на упрощенную систему является ограничение дохода налогоплательщика - 15 млн руб. и стоимости амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, - 100 млн руб., которые не должны превышать указанных сумм по итогам налогового (отчетного) периода.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает замену ряда существующих налогов единым налогом. В частности, предлагается освободить организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на единый налог на вмененный доход, от уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога с продаж, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
Следует отметить, что в соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога на вмененный доход освобождаются от уплаты единого социального налога с 1 января 2002 года.
Вместе с тем в целях гарантирования пенсионного обеспечения работников организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, предусматривается сохранить обязанность уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Систему налога на вмененный доход предлагается распространить на следующие виды деятельности: оказание бытовых услуг физическим лицам; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, общественное питание; оказание автотранспортных услуг; разносная торговля.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопрос: вводить или не вводить у себя на территории вышеуказанную систему налогообложения.
Вмененный доход определяется путем умножения базовой доходности на количество физических показателей, характеризующих тот или иной вид деятельности (единица площади, численность работающих и т.п.).
Субъекты Российской Федерации могут изменять указанную базовую доходность, корректируя ее на коэффициенты К1, К2 и КЗ, которые отражают особенности ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенности населенного пункта, месторасположения ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), сезонность и другие факторы, а также уровень инфляции.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15% вмененного дохода.
Зачисление сумм налога предусматривается в том же порядке, что и для упрощенной системы налогообложения. При этом сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов в ПФР в порядке, определяемом законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Для упрощения порядка уплаты налога в законопроекте предусматриваются лишь квартальные платежи по этому налогу по итогам налогового периода.