Письмо Министерства спорта РФ от 21 ноября 2022 г. N Исх-02-5-10/18312
11 ноября 2022 г. состоялось совещание у директора Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации Синюгиной Т.Ю., по итогам которого был составлен протокол от 11 ноября 2022 г. N П8-81256 (далее - Протокол).
Во исполнение подпункта 1.1 пункта 1 Протокола Минспорт России информирует, что ознакомиться с проектами примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки можно по ссылке https://fcpsr.ru/cat/1/37/240.
Также перечень утвержденных нормативных правовых актов в рамках реализации плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. от 03.06.2021 N 5438п-П44, с актуальными ссылками на документы опубликованными на официальном интернет-портале правовой информации, доступен по ссылке: https://fcpsr.ru/cat/2/1/171.
Во исполнение пункта 2 Протокола Минспорт России просит направить в установленном порядке, а также на адрес электронной почты podzarey@minsport.gov.ru информацию о сроках подачи организациями, реализующими программы спортивной подготовки, заявлений на получение лицензий на осуществление образовательной деятельности и об ответственных должностных лицах в срок до 20 января 2023 г.
Дополнительно Минспорт России сообщает, что 18 ноября 2022 г. в рамках стратегической сессии Минспорта России с органами исполнительной власти субъектов в сфере физической культуры и спорта состоялось совещание "О ходе реализации Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ). Видеозапись указанного мероприятия доступна по ссылке https://disk.yandex.ru/i/SGv84Z6a_0b_4g.
Также во исполнение подпункта 2 пункта 3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. от 24 августа 2022 г. N ДЧ-П44-75пр Минспорт России дополнительно направляет информацию по наиболее часто задаваемым вопросам в рамках работы горячей линии, созданной в целях информирования заявителей по текущим вопросам, связанным с практическим применением положений Федерального закона N 127-ФЗ, поступившим в период с 12 октября по 18 ноября 2022 г.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
А.С. Дроздов |
Перечень часто задаваемых вопросов, поступивших на "горячую линию", созданную в целях информирования заявителей по текущим вопросам, связанным с практическим применением положений Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", за период с 18.10.2022 г. по 24.10.2022 г.
N |
Вопрос |
Комментарий |
1. |
Сохранится ли круглогодичное прохождение спортивной подготовки в рамках тренировочного плана, рассчитанного на 52 недели, на основании соответствующего федерального стандарта спортивной подготовки? |
На основании пункта 15.1. раздела VI. "Требования к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям" проектов федеральных стандартов спортивной подготовки (далее - ФССП) по видам спорта, разработанных в рамках Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год. |
2. |
Каким нормативным документом будет закреплено сохранение функций контроля ведомством спорта за организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки? |
В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" определены функции федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства спорта Российской Федерации и Минпросвещения Российской Федерации 30 апреля 2021 г. был подписан Федеральный закон N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), предусматривающий отнесение организаций, осуществляющих спортивную подготовку, к организациям, реализующим дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Главной целью принятых изменений является устранение противоречий в регулировании общественных отношений в области спортивной подготовки и обеспечения гармонизации законодательства о физической культуре и спорте и об образовании, а также установление порядка межведомственного взаимодействия и контрольных полномочий Министерства спорта Российской Федерации (далее - Минспорт России) и Министерства просвещения Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта. Федеральным законом N 127-ФЗ обеспечивается процесс перевода организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в образовательные организации с 1 января 2023 г., когда принятые изменения вступят в силу. До этого момента предусмотрен переходный период, в течение которого соответствующие организации должны привести деятельность в соответствие с новыми требованиями. Принятые изменения позволят таким организациям вне зависимости от ведомственной принадлежности организовывать свою деятельность по единым правилам, установленным законодательством об образовании при сохранении ведущей роли Минспорта России в вопросах осуществления учебно-тренировочного процесса. |
3. |
Так как часть объектов спорта, находящихся в аренде у организаций, реализующих программы спортивной подготовки, являются частной собственностью, а собственники отказываются от приведения их в нормативное состояние согласно требованиям лицензии из-за нехватки финансирования, будет ли предусмотрен переходный период для приведения таких объектов в нормативное состояние согласно требованиям лицензии? |
Выдача временной лицензии на осуществление образовательной деятельности организациям, реализующим программы спортивной подготовки, будет осуществляться в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 г. N 1419 "Об утверждении Правил выдачи временной лицензии на осуществление образовательной деятельности организациям, реализующим программы спортивной подготовки". Данными Правилами предусмотрен заявительный порядок получения временной лицензии на осуществление образовательной деятельности организациям, реализующим программы спортивной подготовки, при этом решение о предоставлении временной лицензии принимается лицензирующим органом без проведения оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям. На основании вышеизложенного организациям, реализующим дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, необходимо на период срока действия временной лицензии подготовить спортивные объекты, согласно требованиям пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности") (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2022 г.) |
4. |
Сохранится ли спортивная отрасль как самостоятельная отрасль социальной сферы, которая имеет структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку? |
С 1 января 2023 г. в силу вступает Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ). Федеральным законом N 127-ФЗ обеспечивается процесс перевода организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в образовательные организации с 1 января 2023 г., когда принятые изменения вступят в силу. До этого момента предусмотрен переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны привести нормативно-правовую базу в соответствие с новыми требованиями. Также в соответствии с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р утверждены целевые показатели ее реализации, одним из которых является показатель "Сохранение сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта" равный 100% на протяжении всего периода реализации данной Концепции. Кроме того, частью III приказа Минфина России от 24 мая 2022 г. N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" разделом 1100 "Физическая культура и спорт" определена классификация расходов бюджетов включает расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, содержание сборных команд, подготовку и участие в международных, всероссийских и иных спортивных мероприятиях, а также государственную поддержку развития спорта, а также реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки. |
5. |
Как длительный отпуск тренера-преподавателя будет соотноситься с непрерывным круглогодичным процессом спортивной подготовки? |
Пунктом 15.1. раздела VI. "Требования к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки и иным условиям" проектов федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, подготовленных с учетом положений Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в "Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), установлено, что дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год для реализации учебно-тренировочного процесса в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса). Самостоятельная подготовка может составлять не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки. Согласно подпункту 3.3 пункта 3 особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 3 августа 2022 г. N 634, вступающим в силу с 1 января 2023 г., (далее - Особенности) одним из видов планирования является ежеквартальное, позволяющее спланировать самостоятельную работу обучающихся в том числе по индивидуальным планам. В соответствии с подпунктом 3.7 пункта 3 Особенностей предусмотрено объединение (при необходимости) на временной основе учебно-тренировочных групп для проведения учебно-тренировочных занятий в связи с отпуском тренера-преподавателя. На основании изложенного вышеуказанными документами будут закреплены механизмы, позволяющие обеспечить непрерывность учебно-тренировочного процесса спортсменов. |
6. |
Кто будет проводить аттестацию, присвоение квалификационных категорий? |
Федеральным законом N 127-ФЗ не предусмотрено исключение из законодательства процедуры присвоения квалификационных категорий тренера и иных специалистов в области физической культуры и спорта. Органы и организации, осуществляющие присвоение соответствующих категорий тренерам и иным специалистам в области физической культуры и спорта, указаны соответственно в пунктах 14 и 17 статьи 22 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации, в которые Федеральным законом N 127-ФЗ изменения не вносились. Аттестация тренеров-преподавателей, являющихся педагогическими работниками, осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в редакции Федерального закона N 127-ФЗ и Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Частями 2, 3 статьи 49 Федерального закона N 273-ФЗ установлено: - проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность; - проведение аттестации в целях установления квалификационной категории в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. |
7. |
Необходимо ли вносить в название учреждения "Спортивная школа" слова "Дополнительное образование"? |
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) наименования и уставы организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы спортивной подготовки, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 мая 2023 года с учетом следующих положений: 1) организации, реализующие программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа"; 2) организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа"; 3) организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, могут быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа". |
8. |
На какие санитарные правила следует ориентироваться при лицензировании образовательной деятельности и получении санитарно-эпидемиологических заключений |
Требования к образовательным организациям, в т.ч. если организация реализует программы дополнительного образования спортивной направленности установлены СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". При размещении образовательных организаций на объектах спорта (бассейн, физкультурно-оздоровительные комплексы, площадки открытых плоскостных объектов спорта и др.) необходимо применять раздел VI санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг". Количественные значения факторов, характеризующих условия воспитания, обучения и оздоровления детей и молодежи, должны соответствовать гигиеническим нормативам СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (раздел 5, 6). В соответствии с п 1.4 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" функционирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего их соответствие санитарному законодательству, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения определен приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 N 747 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований". Для оценки конкретной ситуации целесообразно организациям, реализующим программы дополнительного образования спортивной направленности обращаться в территориальные органы Роспотребнадзора по месту нахождения хозяйствующих субъектов. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства спорта РФ от 21 ноября 2022 г. N Исх-02-5-10/18312
Опубликование:
-