Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2012 г. N Ф08-4357/12 по делу N А53-21669/2011 (ключевые темы: счет-фактура - основные средства - имущественные права - ОС-1 - платежно-расчетный документ)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2012 г. N Ф08-4357/12 по делу N А53-21669/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 6 августа 2012 г.

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Строй" (ИНН 6168027370, ОГРН 1096194000968) - Брель Д.Е. (доверенность от 15.04.2012), в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области (ИНН 6162500008, ОГРН 1096162000571), надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания и заявившей ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2012 (судья Соловьева М.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 (судьи Сулименко Н.В., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-21669/2011, установил следующее.

ООО "АЗС-Строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным:

- решения от 10.05.2011 N 3491 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части необходимости внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета;

- решения налоговой инспекции от 10.05.2011 N 373 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере 2 074 576 рублей (уточненные требования с учетом отказа от требований в остальной части в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 26.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2012, уточненные требования удовлетворены. В части отказа от требований о признании недействительным решения налоговой инспекции от 10.05.2011 N 409 о возмещении частично сумму НДС, заявленной к возмещению в сумме 2 471 рубль производство по делу прекращено.

Судебные акты мотивированы тем, что общество выполнило все условия, предусмотренные статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подтвердив право на возмещение НДС по налоговой декларации за II квартал 2010 года надлежаще оформленными документами. Налоговая инспекция не представила доказательства того, что сведения, содержащиеся в представленных документах, неполны, недостоверны и противоречивы.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 26.01.2012 и постановление апелляционной инстанции от 23.04.2012, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Податель жалобы указывает, что счета-фактуры ООО "Фаэтон" оформлены с нарушением порядка, установленного статьей 168, 169 Кодекса: с пропуском установленного законом пятидневного срока; отсутствует номер платежно-расчетного документа, по которому произведена предоплата товара. Общество заявило налоговые вычеты по счетам-фактурам ООО "Фаэтон" только в уточненной налоговой декларации, когда указанная организация находилась на стадии ликвидации. Налоговые вычеты по декларации ООО "Фаэтон" по НДС составили 99,83%. Негативные последствия выбора контрагента не могут перекладываться на бюджет. Документы, представленные обществом при проведении камеральной проверки, содержат недостоверные и противоречивые сведения.

В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной налоговой декларации общества по НДС за II квартал 2010 года, по результатам которой составила акт от 22.02.2011 N 27215, протокол от 25.03.2011 и приняла решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 07.04.2011 N 365.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и проведенных дополнительных материалов налогового контроля налоговая инспекция составила протокол от 10.05.2011 и приняла решения от 10.05.2011:

- N 3491 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета;

- N 409 о возмещении 2 471 рубля НДС;

- N 373 об отказе в возмещении 2 074 576 рублей НДС.

Решение Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 03.11.2011 N 15-14/4814 жалоба общества оставлена без удовлетворения.

В соответствии со статьями 137, 138 Кодекса общество обжаловало решения налоговой инспекции в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму исчисленного им налога на добавленную стоимость при реализации товаров на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на основании выставленных продавцами (исполнителями) счетов-фактур (пункт 1 статьи 172 Кодекса), и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в порядке, установленном статьей 173 Кодекса: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Суды обоснованно отклонили доводы налоговой инспекции о том, что представленные обществом счета-фактуры ООО "Фаэтон" от 21.06.2010 N F-0000180, F-0000181, F-0000182, F-0000183, F-0000184, F-0000185, F-0000186 составлены с нарушением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 168 Кодекса.

Счета-фактуры ООО "Фаэтон" оформлены в связи с продажей обществу зданий АЗС N 64 (Литера У), склада АЗС (Литера Г3), движимого имущества согласно перечню пункта 1.1.1 договора купли-продажи имущества от 07.06.2010 N Ас-6/2010 и приложению N 1. По мнению налоговой инспекции, срок для составления ООО "Фаэтон" счета-фактуры при продаже недвижимого имущества необходимо исчислять в течение пяти дней с момента подписания акта приема-передачи этого имущества (07.06.2010), а не после государственной регистрации.

Вывод налоговой инспекции не основан на положениях законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав.

Пунктом 3 статьи 167 Кодекса установлено, что в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях главы 21 Кодекса приравнивается к его отгрузке.

Таким образом, счета-фактуры при реализации недвижимого имущества должны выставляться в течение пяти дней с момента перехода права собственности на такое имущество от продавца к покупателю.

Согласно пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, счета-фактуры при реализации недвижимого имущества выставляются в течение пяти дней с даты государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Суды установили дату, с которой надлежит исчислять пятидневный срок для выставления счетов-фактур, - 17.06.2010. Именно в этот день в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества к обществу N 23-23-33/036/2010-361, 23-23-33/036/2010-362 и выданы свидетельства о государственной регистрации права N 535796, 535797.

Суды правильно указали, что в отношении движимого имущества предусмотрен особый порядок возникновения права собственности у покупателя - одновременно с правом собственности на объекты недвижимого имущества (здание, склад).

Вывод налоговой инспекции о нарушении срока выставления счетов-фактур необоснован. Кроме того, нарушение срока предъявления счетов-фактур в силу статьи 169 Кодекса само по себе не является основанием для отказа в предоставлении вычета, заявленного по таким счетам-фактурам.

Основанием для непринятия сумм налога к вычету или возмещению является невыполнение требований пунктов 5 и 6 статьи 169 Кодекса.

Налоговая инспекция указала, что счет-фактура ООО "Фаэтон" от 21.06.2010 N F-0000180 оформлен с нарушением порядка, установленного подпунктом 4 пункта 5 статьи 169 Кодекса, поскольку в нем не указано платежное поручение от 09.06.2010 N 16, которым произведена предоплата по договору купли-продажи от 07.06.2010 N Ас-6/2010 в размере 7 750 тыс. рублей.

Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа. Однако это требование действует только при определенных в данной статье условиях: в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Следовательно, положениями статьи 169 Кодекса не установлено обязательное указание в счетах-фактурах номера платежно-расчетного документа, если для налогообложения полученный платеж не считается авансовым либо иным платежом в счет предстоящих поставок.

В целях главы 21 Кодекса не может быть признан авансовым платеж, поступивший налогоплательщику в том же налоговом периоде, в котором произошла фактическая реализация товаров, поскольку согласно пункту 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных сведений об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Оценив представленные в материалы дела договор купли-продажи от 07.06.2010 N Ас-6/2010, счета-фактуры, акт о приемке-передаче имущества от 07.06.2010, акты о приеме - передачи объектов основных средств формы N ОС-1, N ОС-1а, платежные поручения от 09.06.2010 N 16, от 21.06.2010 N 35, свидетельства о государственной регистрации права собственности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции не нашли оснований считать платежи по спорным счетам-фактурам авансовыми.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденным постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, акты о приеме-передаче объектов основных средств формы N ОС-1, ОС-1а применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших: по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др., путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке.

Довод налоговой инспекции о неподтверждении права общества на возмещение 2 074 576 рублей НДС в связи с нарушением порядка заполнения актов о приемке-передаче основных средств по формам N ОС-1 и ОС-1а ввиду отсутствия в них подписи директора ООО "Фаэтон" Шаповалова В.В. являлся предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получил надлежащую оценку, вновь заявлен в суде кассационной инстанции и подлежит отклонению как направленный на переоценку выводов судебных инстанций о надлежащем документальном подтверждении права на налоговый вычет.

Общество документально подтвердило реальность приобретения и принятия к учету имущества, полностью уплатив продавцу согласованную договором купли-продажи от 07.06.2010 N Ас-6/2010 сумму в размере 13 497 тыс. рублей, включая НДС. Налоговая инспекция не ставит под сомнение реальность совершенной заявителем сделки купли-продажи.

Операции по реализации товара в адрес общества отражены контрагентом в налоговой отчетности в полном объеме. Сведений о ненадлежащем исполнении ООО "Фаэтон" своих налоговых обязанностей налоговая инспекция не представила.

Судебные инстанции правильно отклонили довод налоговой инспекции о том, что счета-фактуры, выставленные от имени организации, находящейся на момент совершения сделки в стадии ликвидации, не являются основанием для принятия сумм налога к вычету, поскольку данный довод не опровергает реальность хозяйственных операций по приобретению движимого и недвижимого имущества.

В соответствии с пунктами 1 и 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды (получения налогового вычета, уменьшения налоговой базы) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в таких документах, неполны, недостоверны или противоречивы.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.

Налоговая инспекция не представила доказательства с бесспорностью подтверждающие, что действия общества направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды. Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о неправомерности отказа обществу в возмещении 2 074 576 рублей НДС.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, всесторонне, полно и объективно исследованы и им дана соответствующая оценка. Согласно статьям 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не наделена полномочиями по исследованию и оценке доказательств, бывших предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу N А53-21669/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

Т.В. Прокофьева

 

Судьи

Л.Н. Воловик
Л.А. Трифонова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.