Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 1 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., в отсутствие истца - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (ИНН 0814010294, ОГРН 1020800757427), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах"" (ИНН 0814021578, ОГРН 10200800757141) и третьего лица - государственного бюджетного учреждения "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах"" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу N А22-1961/2011 (судьи Афанасьева Л.В., Семенов М.У., Цигельников И.А.), установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее - фонд) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах"" (далее - компания) о взыскании 32 тыс. рублей, использованных не по целевому назначению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" (далее - больница).
Решением от 15.03.2012 (судья Садваев Б.Б.) в иске отказано. Суд исходил из того, что специализация врача-патологоанатома производилась в процессе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Калмыкия в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 N 469 (далее - Программа N 469). Резерв финансирования предупредительных мероприятий сформирован не из средств фонда, а в результате иных доходов компании (штрафные санкции).
Постановлением апелляционного суда от 21.06.2012 решение от 15.03.2012 отменено, иск удовлетворен. Апелляционный суд указал на отсутствие доказательств того, что врач-патологоанатом работал в системе обязательного медицинского страхования и его услуги оплачивались за счет средств фонда, в связи с чем признал расходы на повышение его квалификации нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление апелляционного суда от 21.06.2011, в иске - отказать. По мнению заявителя жалобы, выводы апелляционного суда основаны на неверном толковании норм права. В силу раздела IV Программы N 469 первичная специализация врача-патологоанатома, являющегося работником медицинского учреждения, участвующего в реализации названной программы, может осуществляться как за счет средств республиканского бюджета, так и за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий. Фонд утвердил предложение компании об использовании резерва финансирования предупредительных мероприятий на оплату специализации трех врачей, в том числе в размере спорной суммы на оплату специализации врача-патологоанатома, являющегося работником больницы, поэтому основания для вывода о нецелевом использовании средств отсутствуют.
В отзыве на жалобу фонд просит оставить постановление апелляционного суда от 21.06.2011 без изменения. Фонд полагает, что Программа N 469 предусматривает возможность оплаты специализации врача, оказывающего помощь в соответствии с утвержденным перечнем, в который не входит врач-патологоанатом. В предложении об использовании резерва финансирования предупредительных мероприятий компания не указала специализацию врача. Средства резерва финансирования предупредительных мероприятий являются средствами обязательного медицинского страхования.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что комиссией контрольно-ревизионного управления Фонда обязательного медицинского страхования проведена проверка использования финансовых средств, полученных фондом за 2009 год и первый квартал 2010 года, в результате которой выявлено нарушение пункта 26 Правил организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, утвержденных приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 31.08.2007 N 181 (далее - Правила N 181), пункта 2.15 Положения о формировании резервов, составе и нормативе расходов на ведение дела страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование в Республике Калмыкия, утвержденного приказом фонда от 27.02.2009 N 8-п (далее - Положение о формировании резерва N 8-п), выразившееся в оплате из средств резерва финансирования предупредительных мероприятий первичной специализации врача-патологоанатома Баканова О.Н. в размере 32 тыс. рублей (акт от 27.05.2010).
Судебные инстанции установили, что фонд и компания (страховщик) заключили договор от 11.01.2009 N 2, предусматривающий финансирование фондом деятельности компании, заключившей договоры обязательного медицинского страхования граждан со страхователями и договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию застрахованным гражданам в Республике Калмыкия с медицинскими учреждениями.
В соответствии с пунктом 3.2.5 договора при выявлении фондом фактов нецелевого использования компанией средств обязательного медицинского страхования, в том числе средств запасного резерва и резерва финансирования предупредительных мероприятий, компания обязана вернуть всю сумму денежных средств, использованных не по целевому назначению, включая доходы, полученные от нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, путем перечисления на счет фонда и выплатить фонду штраф в размере 10% сумм нецелевого использования средств.
10 мая 2008 года фонд согласовал предложенный компанией план мероприятий по расходам средств резерва финансирования предупредительных мероприятий в системе обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на 2008 - 2009 годы, в том числе и на оплату учебы одного врача больницы в размере 32 тыс. рублей.
1 января 2009 года фонд утвердил предложения компании об использовании резерва финансирования предупредительных мероприятий, согласно которому из 759 200 рублей резерва 102 тыс. рублей предложено использовать на оплату специализации трех человек, а именно: одного - в размере 32 тыс. рублей и двух - по 35 тыс. рублей.
По ходатайству больницы от 01.01.2009 N 133 компания платежным поручением от 18.02.2009 N 63 перечислила ей 102 тыс. рублей, из которых 32 тыс. рублей - на оплату специализации Баканова О.Н.
В соответствии с трудовой книжкой Баканов О.Н. является врачом-патологоанатомом централизованного патологоанатомического отделения больницы.
Согласно диплому серии ПП-1 N 483200 и сертификату СПб N 209636 от 17.04.2009 Баканов О.Н. прошел в ГОУ ДПО "Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" профессиональную переподготовку в сфере патологической анатомии.
Фонд полагает, что специализация врача-патологоанатома не подлежит финансированию за счет средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем использование средств на указанные цели является нецелевым и денежные средства подлежат возврату фонду.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования устанавливает для страховых медицинских организаций единые нормативы финансовых резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым им на проведение обязательного медицинского страхования. Страховая медицинская организация по окончании отчетного периода на основании специального расчета формирует резервы, в том числе резерв финансирования предупредительных мероприятий (пункты 6 и 7 Правил N 181).
Пунктом 22 Правил N 181 предусмотрено, что в резерв финансирования предупредительных мероприятий по территориальной программе обязательного медицинского страхования направляются средства, формируемые страховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат на осуществление территориальной программы обязательного медицинского страхования при улучшении доступности и качества медицинских услуг и повышению эффективности использования финансовых средств медицинскими учреждениями.
Пункт 26 Правил N 181 в числе таких мероприятий указывает проведение целенаправленной пропаганды санитарных знаний и гигиенического воспитания населения, финансирование профилактических мероприятий для застрахованных граждан по обязательному медицинскому страхованию, повышение квалификации медицинских работников, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в том числе по эксплуатации современной техники, участие в инвестиционных проектах по внедрению новых современных медицинских технологий в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе приобретение и ввод в действие современной медицинской техники, приобретение запасных частей и расходуемых материалов для медицинской техники.
Пункты 4.8.3 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 03.10.2003 N 3856/30-3/и, и Правил обязательного медицинского страхования граждан в Республике Калмыкия, утвержденных постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13.04.2005 N 93, а также пункт 4.10.3 Территориальных правил обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, утвержденных Указом Президента Республики Калмыкия от 23.03.2000 N 33, пункты 2.15 и 2.16 Положения о формировании резерва N 8-п устанавливают, что в резерв финансирования предупредительных мероприятий по территориальной программе обязательного медицинского страхования направляются средства, формируемые страховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат на осуществление территориальной программы обязательного медицинского страхования при улучшении доступности и качества медицинских услуг и повышению эффективности использования финансовых средств медицинскими учреждениями. Конкретные направления использования резерва финансирования предупредительных мероприятий устанавливаются территориальными фондами обязательного медицинского страхования по согласованию со страховыми медицинскими организациями.
Порядок использования резерва финансирования предупредительных мероприятий на территории утверждается территориальным фондом обязательного медицинского страхования, регламентирующим конкретные предупредительные мероприятия, порядок их проведения, перечень отчетных документов, порядок их предоставления медицинскими учреждениями и страховыми медицинскими организациями. Согласованные территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями предупредительные мероприятия проводятся медицинскими учреждениями за счет средств, перечисляемых страховыми медицинскими организациями на расчетные счета медицинских учреждений. Учет расходования средств резерва финансирования предупредительных мероприятий производится на основании документов, представляемых медицинскими учреждениями и подтверждающих проведение предупредительных мероприятий.
Действовавшая в 2009 году на территории Республики Калмыкия Программа N 469 предусматривала перечни заболеваний, видов медицинской помощи и медицинских учреждений, включенных в систему обязательного медицинского страхования, а также финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
За счет обязательного медицинского страхования финансируется первичная медико-санитарная, в том числе неотложная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также мероприятия по диагностике, лечению, профилактике заболеваний (раздел III Программы).
Расходы на профессиональную подготовку и переподготовку кадров осуществляются за счет средств республиканского бюджета, медицинские и иные услуги, оказываемые в патологоанатомических бюро (кабинетах), осуществляются за счет средств республиканского и местных бюджетов (раздел IV Программы).
Согласно разделам III и IV названной Программы больница включена как в перечень учреждений, включенных в систему обязательного медицинского страхования, так и в перечень учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
Апелляционный суд, установив, что медицинские услуги врача-патологоанатома в соответствии с указанной Программой не подлежат финансированию за счет средств обязательного медицинского страхования, и выплата заработной платы врачу-патологоанатому Баканову О.Н. финансировалась из средств республиканского бюджета, пришел к обоснованному выводу о том, что расходы на оплату повышения квалификации названного врача представляют собой нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения доводов жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу N А22-1961/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.