Automotive vehicles. Safety of cargo transportation. Lashing chains. Technical requirements and test methods
УДК 656.1:006.354
ОКС 13.300
03.220
Дата введения - 1 апреля 2023 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2022 г. N 1723-ст
4 Введен впервые
Введение
Большинство грузов, перевозимых автомобильным транспортом, в целях обеспечения безопасности перевозок и сохранности грузов необходимо надежно размещать и закреплять в кузовах грузовых автотранспортных средств и в грузовых контейнерах. При отсутствии крепления или недостаточно надежном креплении грузов вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, сопровождаемых травмированием или гибелью людей, нанесением значительного материального ущерба, вызванного повреждением груза, транспортного средства, дорожного покрытия или элементов обустройства автомобильных дорог и улиц, существенно возрастает.
До настоящего времени в системе национальной стандартизации отсутствовало нормирование в отношении надежного крепления грузов, в частности требования к крепежным цепям.
В то же время Европейским союзом накоплен и закреплен в нормативных правовых актах существенный опыт организации, осуществления и контроля операций, связанных с безопасностью перевозки грузов на автотранспортных средствах.
Настоящий стандарт разработан в целях ликвидации пробела в нормативном техническом регулировании в отношении безопасной перевозки грузов автомобильным транспортом. Принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности международных грузоперевозок автомобильным транспортом, положения настоящего стандарта гармонизированы с положениями европейского аналога [1].
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на стальные цепи, являющиеся элементами натяжения в гибких средствах крепления (крепежные цепи), а также на гибкие средства крепления, включающие стальные цепи, используемые для крепления грузов при их перевозке на автомобильных транспортных средствах (АТС) категорий N и O в соответствии с [2], в т.ч. при перевозке груженых АТС на судах, по железной дороге и (или) при комбинированной перевозке грузов.
Настоящий стандарт распространяется только на крепежные цепи, использующие натяжные устройства, приводимые в действие вручную с максимальным тяговым усилием в 500 Н.
Настоящий стандарт не распространяется на универсальные рычажные блоки (тали), не использующие цепи с прецизионными допусками, имеющие дополнительную маркировку максимального ручного усилия.
Настоящий стандарт устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении крепежных цепей, а также содержит перечень сведений, касающихся безопасной эксплуатации указанных гибких средств крепления. Эти сведения должны быть доведены до лиц, осуществляющих эксплуатацию АТС и (или) использующих по назначению крепежные цепи.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 4751 Рым-болты. Технические условия
ГОСТ 25996 (ИСО 610-90) Цепи круглозвенные высокопрочные для горного оборудования. Технические условия
ГОСТ 26653 Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования
ГОСТ 30188 Цепи грузоподъемные калиброванные высокопрочные. Технические условия
ГОСТ 33166.1 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения
ГОСТ EN 818-1 Цепи стальные из круглых коротких звеньев для подъема грузов. Безопасность. Часть 1. Общие требования к приемке
ГОСТ EN 818-2 Цепи стальные из круглых коротких звеньев для подъема грузов. Безопасность. Часть 2. Цепи стальные нормальной точности для стропальных цепей класса 8
ГОСТ Р 12.0.010 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков
ГОСТ Р 58753 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия
ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска
ГОСТ Р 70472 Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Расчет сил крепления грузов
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 выбраковка: Выведение из эксплуатации гибких средств крепления, признанных негодными к эксплуатации и подлежащих списанию или восстановительному ремонту.
3.2 гибкое средство крепления: Оборудование, предназначенное для соединения груза с точками крепления, не являющееся постоянной частью АТС.
Примечание - Гибкое средство крепления состоит из элементов натяжения (например, ремня, цепи, троса), натяжных устройств (например, храпового механизма, лебедки, натяжного замка) и, при необходимости, соединительных элементов (например, крюка, рым-болта).
3.3 груз: Материальный объект, перевозимый АТС с момента его погрузки до момента разгрузки.
Примечание - Определение термина применимо для целей настоящего стандарта.
3.4 грузовая единица: Груз, подготовленный для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
3.5 индикатор натяжения: Приспособление для отображения сил, действующих в гибком средстве крепления.
Примечание - См. рисунок 1, позиция E1.
A - крепежная цепь; A1 - маркировка; B - элемент натяжения (цепь); C - натяжные устройства; C1 - талреп; C2 - короткий шпиндель; C3 - храповой механизм; C4 - многофункциональная рычажная таль; D - соединительные элементы; D1 - крюк; D2 - концевое звено; D3 - соединительная скоба (серьга); D4 - поворотная скоба с крюком (укорачивающий элемент); D5 - соединительный элемент; D6 - демпфирующий элемент; D7 - комбинирующий элемент: крепежная цепь - крепежный трос (и крепежная цепь - крепежный ремень); E1 - индикатор натяжения; E2 - индикатор перегрузки
Рисунок 1 - Примеры крепежной цепи, натяжных устройств C, соединительных элементов D, индикаторов E
3.6 код прослеживаемости: Последовательность обозначенных на маркировке компонента букв и (или) цифр, которая позволяет отслеживать историю изготовления, включая происхождение применяемой стали, и проводить идентификацию крепежной цепи.
Примечание - См. рисунок 1, позиция A1.
3.7 комбинированное крепление: Гибкое средство крепления, состоящее из натяжного устройства и крепежной цепи, соединенных с крепежными ремнями или крепежными тросами, с соединительными элементами или без них.
3.8 крепежная цепь: Гибкое средство крепления, состоящее из цепи с соединительными элементами или без них и натяжного устройства.
3.9 крепление груза: Комплекс мер и средств (применительно к АТС), обеспечивающих при перевозке груза безопасное для человека и окружающей среды и сохранное состояние груза и АТС путем предотвращения смещения груза относительно АТС в виде скольжения или опрокидывания отдельной грузовой единицы и (или) разрушения штабеля грузовых единиц под действием нормативных для данного вида транспорта ускорений.
Примечание - Крепление груза осуществляют посредством применения запорных устройств, средств блокировки, гибких средств крепления (например, крепежного ремня, крепежной цепи, крепежного троса) или сочетания средств блокировки и гибких средств крепления для препятствия перемещению груза во всех направлениях.
3.10 натяжение: Способ крепления груза, при котором используют гибкие средства крепления.
3.11 натяжное устройство: Механическое устройство, создающее и поддерживающее силу натяжения в гибком средстве крепления.
Примечание - К натяжным устройствам относятся, например, талреп, храповой механизм, многофункциональная рычажная таль (см. рисунок 1, позиция C).
3.12 предельная рабочая нагрузка LC: Максимальная сила натяжения при прямом натяжении, на которую допускается нагружать крепежную цепь во время ее эксплуатации.
3.13 прямое натяжение: Натяжение, при котором гибкие средства крепления присоединены непосредственно к грузу и точкам крепления.
3.14 разрушающая нагрузка BF: Максимальная нагрузка, которую выдерживает во время испытания крепежная цепь, оборудованная натяжным устройством и соединительными элементами.
3.15 ручная сила HF: Сила, приложенная к приводу натяжного устройства и создающая силу натяжения в крепежной цепи.
3.16 сила натяжения TF: Сила в крепежной цепи, созданная натяжением натяжного устройства.
3.17 система крепления груза: Совокупность элементов и способов крепления, используемых для крепления груза.
3.18 соединительный элемент: Устройство, соединяющее цепь или натяжное устройство с точкой крепления на транспортном средстве или на грузе.
Примечание - См. рисунок 1, позиция D.
3.19 стандартная ручная сила SHF: Ручная сила, составляющая 500 Н, или максимальная ручная сила, значение которой указано на натяжном устройстве.
3.20 стандартная сила натяжения STF: Сила, сохраняющаяся в крепежной цепи после процесса натяжения и физического отпускания рукояти натяжного устройства.
3.21 тип гибкого средства крепления: Крепежные цепи, не имеющие существенных отличий в отношении конструкции цепи, натяжных устройств и соединительных элементов, которые могут повлиять на результаты испытаний.
3.22 точка крепления: Элемент конструкции кузова АТС, к которому непосредственно может быть присоединено гибкое средство крепления.
Примечание - Точка крепления может быть выполнена, например, в виде серьги, крюка, овального звена цепи или крепежной шины.
4 Технические требования
4.1 Общие положения
Используемые для крепления грузов при их перевозке на АТС гибкие средства крепления, включающие крепежные цепи, должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы учесть опасности, которым подвергается персонал, выполняющий операции по натяжению и разгрузке, возникающие при использовании по назначению гибких средств крепления, включающих крепежные цепи:
а) опасности удара, потери равновесия или падения в результате наклона или скольжения груза, во время крепления груза или натяжения гибких средств крепления из-за неисправности гибких средств крепления, внезапной поломки или неисправности натяжного устройства, которые приводят к внезапному исчезновению сил противодействия в случае применения ручной силы;
б) опасность травмы в результате защемления и сдвига, повреждения рук и плеч острыми кромками натяжных устройств при их использовании;
в) опасность, возникающую из-за перемещения или наклона груза во время транспортирования по причине недостаточного закрепления, имеющихся неисправностей, таких как обратный ход, поломка или дефект гибкого средства крепления.
4.2 Конструкция крепежных цепей
Цепь должна соответствовать ГОСТ 30188, или ГОСТ EN 818-1 и ГОСТ EN 818-2, или ГОСТ 25996.
При применении универсального рычажного блока (тали) допускается использовать цепи с учетом [3]. Цепные механизмы должны соответствовать ГОСТ 33166.1 (см. также [4]).
Подбор цепей для изготовления (использования в качестве) гибких средств крепления в соответствии с требованиями настоящего стандарта осуществляют, исходя из определенного значения разрушающей нагрузки (см. 4.6.4 и таблицу 1). Выбирают калибр цепи, у которой установленная разрушающая нагрузка по ГОСТ 30188, или по ГОСТ EN 818-2, или по ГОСТ 25996 выше определенного значения разрушающей нагрузки.
Количество и размеры крепежных цепей определяет потребитель в соответствии с ГОСТ Р 70472.
4.3 Натяжные устройства
4.3.1 Наличие острых кромок, контактирующих с руками персонала, не допускается.
4.3.2 Обратный ход конца рычага натяжного устройства (в случае лебедки - рукояти) при натяжении не должен превышать 150 мм, если натяжное устройство открыто.
4.3.3 Натяжные устройства должны быть сконструированы таким образом, чтобы их использование по назначению не приводило к возникновению опасности раздавливания или защемления, вследствие которой могут быть травмированы руки персонала.
4.3.4 При использовании съемной рукояти необходимо убедиться, что она защищена от самопроизвольного отсоединения под нагрузкой.
4.3.5 Натяжные устройства должны быть спроектированы таким образом, чтобы для снятия натяжения крепежной системы необходимо было приложить намеренное усилие.
4.3.6 Талрепы и короткие шпиндели должны быть оснащены устройствами, предотвращающими их ослабление. Натяжные устройства с наконечниками в форме крюков должны быть оснащены устройствами, предотвращающими их ослабление.
4.4 Соединительные и укорачивающие элементы
4.4.1 Соединительные и укорачивающие элементы должны иметь устройства, предотвращающие их ослабление (см. рисунок 1).
4.4.2 Соединительные элементы должны быть сконструированы таким образом, чтобы они не смогли непроизвольно разъединиться под нагрузкой (см. рисунок 1).
4.4.3 Соединительные элементы должны соответствовать:
- тип D1 - ГОСТ Р 58753 (см. также [5]);
- тип D2 - ГОСТ 4751 (см. также [6]);
- типы D3-D5, D7 - см. [7].
4.5 Индикатор натяжения (если установлен)
4.5.1 Показания индикатора натяжения должны быть легкочитаемыми.
4.5.2 Для механических систем минимальный шаг шкалы индикатора должен составлять (10 1,5) мм на 10 кН в диапазоне температур от минус 20 °C до плюс 60 °C.
4.5.3 Предельная рабочая нагрузка на индикатор натяжения должна быть эквивалентна предельной рабочей нагрузке на крепежную цепь.
4.5.4 При выходе из строя индикатора натяжения конструкция системы крепления груза должна обеспечить сохранение необходимого натяжения крепежной цепи.
4.6 Механические свойства
4.6.1 Предельную рабочую нагрузку на крепежную цепь LC, кН, определяют по таблице 1.
Таблица 1 - Механические свойства крепежных цепей
Калибр цепи |
Предельная рабочая нагрузка LC, кН, не более |
Разрушающая нагрузка BF, кН, не менее |
6 |
22 |
45,2 |
7 |
30 |
61,6 |
8 |
40 |
80,4 |
9 |
50 |
102 |
10 |
63 |
126 |
11 |
75 |
154 |
13 |
100 |
212 |
16 |
160 |
322 |
18 |
200 |
407 |
20 |
250 |
503 |
22 |
300 |
608 |
4.6.2 Для универсальных рычажных блоков (талей) предельная рабочая нагрузка LC соответствует предельной рабочей нагрузке блока.
4.6.3 После снятия нагрузки на крепежную цепь, равной 1,25LC, все несущие части крепежной цепи не должны иметь никаких признаков деформации или иных дефектов, влияющих на эксплуатационные характеристики.
4.6.4 Значение минимальной разрушающей нагрузки BF крепежной цепи с натяжным устройством и соединительными элементами определяют по таблице 1. Эту нагрузку при испытаниях должен выдержать, по меньшей мере, один образец.
4.6.5 Общее предельное удлинение цепи при испытании на статическое растяжение при разрыве цепи должно соответствовать ГОСТ 30188, или ГОСТ EN 818-2, или ГОСТ 25996, в зависимости от того, в соответствии с каким стандартом была подобрана цепь.
4.6.6 Усилие для высвобождения крепежной цепи при нагрузке 0,3LC должно быть не более 500 Н.
4.6.7 Остаточная сила натяжения не менее 0,25LC должна создаваться в крепежной цепи калибра от 6 до 10 и не менее 0,15LC - в крепежной цепи калибра от 13 до 16 при приложении к рукояти натяжного устройства стандартной ручной силы не более 500 Н.
4.7 Требования к маркировке
4.7.1 Каждая крепежная цепь должна иметь идентификационную металлическую бирку со следующей информацией на русском языке:
а) предупреждение: "Внимание! Не использовать для подъема груза!" [не относится к универсальным рычажным блокам (талям)];
б) обозначение настоящего стандарта;
в) наименование или обозначение (торговая марка) изготовителя или поставщика;
г) код прослеживаемости, присвоенный изготовителем;
д) слова "Крепежная цепь";
е) предельная рабочая нагрузка на крепежную цепь LC, кН;
ж) стандартная сила натяжения STF, даН, на которую рассчитана крепежная цепь;
и) для универсальных рычажных блоков (талей): обозначение максимальной ручной силы SHF, даН, необходимой для достижения предельной рабочей нагрузки на крепежную цепь LC.
4.7.2 Натяжные устройства должны иметь маркировку с наименованием или обозначением (торговой маркой) изготовителя или поставщика и указанием предельной рабочей нагрузки LC, кН.
4.8 Требования к сопроводительной документации
4.8.1 К каждой крепежной цепи должен быть прикреплен документ на русском языке, содержащий сведения, касающиеся эксплуатации крепежной цепи, который должен включать, по меньшей мере, информацию в соответствии с приложением А.
4.8.2 На партию крепежных цепей, отгружаемую одному заказчику, оформляют информационный документ изготовителя или поставщика, содержащий следующую информацию:
а) обозначение настоящего стандарта;
б) наименование: "Информационный документ изготовителя (поставщика) на крепежную цепь для крепления груза на автотранспортных средствах";
в) наименование изготовителя или поставщика;
г) условное обозначение цепи по ГОСТ 30188, или ГОСТ EN 818-2, или ГОСТ 25996, в зависимости от того, в соответствии с каким стандартом была подобрана цепь, и обозначение этого стандарта;
д) калибр цепи;
е) перечень, подробное описание и указание на соответствие документам в области стандартизации (см. 4.4.2) всех прочих элементов крепежной цепи, входящих в комплект поставки, включая натяжные устройства;
ж) номинальная длина крепежной цепи;
и) предельная рабочая нагрузка на крепежную цепь LC, кН;
к) дата оформления информационного документа и подпись ответственного лица от изготовителя или поставщика.
5 Методы испытаний
5.1 Общие положения
5.1.1 Сертификационные испытания проводят на не менее чем двух образцах крепежной цепи для каждого типа гибких средств крепления.
5.1.2 Контрольные испытания (в т.ч. в целях инспекционного контроля соответствия производства) выполняют на одном отобранном образце крепежной цепи с периодичностью в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 - Периодичность проведения контрольных испытаний крепежных цепей
Предельная рабочая нагрузка LC, кН |
Периодичность проведения контрольных испытаний крепежной цепи |
|
в общем случае |
если изготовитель имеет сертифицированную систему менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001 |
|
До 30 включ. |
Каждые 1000 изделий |
Каждые 3000 изделий |
Св. 30 до 100 включ. |
Каждые 500 изделий |
Каждые 1500 изделий |
Св. 100 |
Каждые 200 изделий |
Каждые 600 изделий |
5.1.3 Рекомендуемое содержание протокола испытаний приведено в приложении Б.
5.2 Испытание цепи на растяжение и определение общего предельного удлинения
Испытание проводят в соответствии с ГОСТ 30188, или ГОСТ EN 818-1, или ГОСТ 25996, в зависимости от того, в соответствии с каким стандартом была подобрана цепь.
5.3 Испытание крепежной цепи на растяжение
5.3.1 Крепежную цепь с соответствующими соединительными элементами и натяжным устройством располагают на испытательном стенде, который должен быть оборудован соответствующими фиксирующими устройствами.
5.3.2 Прикладывают испытательную нагрузку 1,25LC, которую удерживают в течение 1 мин. Затем нагрузку снимают.
После снятия указанной испытательной нагрузки проверяют все составные части на отсутствие деформации. Натяжное устройство или компоненты с подвижными частями должны полностью сохранять свою пригодность к эксплуатации.
Критерием соответствия является выполнение требований 4.6.3.
5.3.3 Прикладывают испытательную нагрузку, которую постепенно увеличивают.
Испытательную нагрузку, соответствующую значению BF, определенному по таблице 1, удерживают в течение 1 мин.
Если после этого произошло разрушение образца, то испытание повторяют на втором образце.
Второй испытанный образец не должен разрушиться.
Критерием соответствия является выполнение требований 4.6.4.
Испытательную нагрузку продолжают увеличивать до достижения разрушения испытуемого образца.
Фиксируют значение фактической разрушающей нагрузки.
5.4 Определение общего предельного удлинения цепи при испытании на статическое растяжение при разрыве цепи
Испытание проводят по ГОСТ 30188, или по ГОСТ EN 818-1, или по ГОСТ 25996, в зависимости от того, в соответствии с каким стандартом была подобрана цепь.
5.5 Определение остаточной силы натяжения в крепежной цепи
5.5.1 Крепежную цепь с соответствующими соединительными элементами и натяжным устройством располагают на испытательном стенде, который должен быть оборудован соответствующими фиксирующими устройствами.
5.5.2 Прикладывают испытательную нагрузку 0,3LC, которую удерживают в течение 1 мин. Затем натяжение ослабляют и измеряют усилие, затраченное на высвобождение крепежной цепи.
Критерием соответствия является выполнение требований 4.6.6.
Библиография
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, крепление грузов, крепежные цепи, технические требования, методы испытаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70475-2022 "Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Крепежные цепи. Технические требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2022 г. N 1723-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2023 г.
Дата введения - 1 апреля 2023 г.