Facility management. Management systems. Requirements with guidance for use
УДК 658:562.014:006.354
ОКС 03.120.10
Дата введения - 1 июня 2023 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2023 г. N 59-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 41001:2018 "Менеджмент объектов недвижимости. Системы менеджмента. Требования, включая руководство по использованию" (ISO 41001:2018 "Facility management - Management systems - Requirements with guidance for use", IDT)
5 Введен впервые
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Введение
0.1 Общие положения
Концепция управления объектами (далее - FM) объединяет множество дисциплин, чтобы оказывать влияние на эффективность и производительность экономики обществ, сообществ и организаций, а также на способы взаимодействия человека с антропогенной средой. Концепция FM оказывает влияние на здоровье, благополучие и качество жизни многих мировых обществ и населения посредством менеджмента и предоставления ею услуг.
Хотя концепция FM и оказывает такое значительное воздействие, она еще не получила признания своих принципов и практик на глобальном уровне. Настоящий стандарт закладывает основу для общей интерпретации и понимания FM, а также способов, которыми эта концепция может принести пользу различным организациям.
Развитию рынка услуг FM будут способствовать существующая глобальная структура и соответствующие стандарты. Общая основа дает возможность оценки и измерения FM, что впоследствии послужит для всеобщей пользы. Это является основным фактором и целью разработки настоящего стандарта.
В условиях глобальной конкуренции организациям и поставщикам услуг FM приходится взаимодействовать друг с другом и с заинтересованными сторонами, используя общие принципы, концепции и терминологию, включая оценку и измерение результатов деятельности. Целью настоящего стандарта является повышение уровня качественного и безопасного исполнения обязанностей, т.е. стимулирование зрелости организации и конкурентной среды в области предоставления услуг FM.
Преимущества единого системного стандарта FM заключаются:
- в повышении производительности труда, безопасности, улучшении здоровье и благосостояния;
- улучшении согласования требований и методологий между государственными и частными организациями;
- повышении эффективности и результативности и, как следствие, повышении рентабельности организации;
- повышении степени согласованности и последовательности услуг;
- поддержании общей платформы для организаций разных типов.
Настоящий стандарт применим ко всем организациям, заинтересованным:
- в создании, внедрении, применении и улучшении комплексной системы FM;
- подтверждении собственной управленческой политики;
- декларировании соответствия требованиям настоящего стандарта посредством:
- принятия самостоятельных решений и самодеклараций;
- получения подтверждения соответствия от сторон, заинтересованных в этой организации;
- получения подтверждения самодекларации от сторонней организации;
- сертификации/регистрации своей системы FM аккредитованным независимым сертифицирующим органом.
0.2 Процессный подход
В настоящем стандарте применяется структурная схема, разработанная Международной организацией по стандартизации (ИСО), с целью повышения степени согласованности требований международных стандартов, относящихся к системам менеджмента.
Настоящий стандарт поддерживает процессный подход при разработке, применении и повышении эффективности стандартов в области систем менеджмента для повышения качества обслуживания потребителей за счет соблюдения их требований.
Для того, чтобы организация функционировала эффективно, ей необходимо принимать решения и осуществлять менеджмент многих взаимосвязанных видов деятельности. Действие или набор действий, выполняемых с использованием ресурсов организации и управляемых с целью преобразования входов в выходы, можно считать процессом. В общих чертах, выход (продукт) одного процесса естественным образом формирует вход в следующий процесс.
Применение системы процессов в организации, наряду с идентификацией, взаимодействием этих процессов между собой и их менеджментом, с целью достижения желаемого результата, называют процессным подходом.
Преимуществом процессного подхода является непрерывное управление связями между отдельными процессами в системе, а также их комбинациями и взаимодействием.
При использовании в системе менеджмента объектов недвижимости (FM), такой подход подчеркивает важность:
a) понимания и выполнения необходимых условий устанавливающих требования организаций посредством реализации процессов комплексного планирования.
Примечание - Устанавливающими требования организациями являются организации, у которых существует потребность и полномочия нести затраты по обеспечению соблюдения предъявленных требований. Обычно это выполняется уполномоченным представителем функционального подразделения организации;
b) взаимосвязи между процессом комплексного планирования и разделами 4-10 системы FM;
c) документации, относящейся к требованиям системы FM и сертификационной оценке;
d) вышеуказанного в среде уровней организационного управления;
e) непрерывного улучшения процессов на основании объективных оценок (измерений).
Для предварительного понимания системы FM базовые процессы в устанавливающей требования организации начинаются с определения следующих критериев:
- среда организации: понимание и принятие решения в отношении соответствующей системы FM (см. раздел 4);
- лидерство: понимание организационных функций (ролей), обязанностей, политик и полномочий (см. раздел 5);
- планирование: понимание рисков, стратегических целей и текущих политик (см. раздел 6);
- средства обеспечения: понимание доступных и необходимых ресурсов в плане финансового обеспечения, человеческих ресурсов и технологий (см. раздел 7);
- производственная деятельность: предоставление комплексных услуг FM (см. раздел 8);
- оценка результатов деятельности: стандартов бенчмаркинга, мониторинга и соблюдения целевых требований (см. раздел 9).
- улучшение: анализ стандартов бенчмаркинга, поиск и реализация инициатив, направленных на улучшение процессов (см. раздел 10).
Необходимо уточнить понятия "устанавливающая требования организация" и "организация", употребляемые в настоящем стандарте. Различие заключается в переменном характере предоставления услуг FM: при помощи внутренних ресурсов персонала устанавливающей требования организации, внешних поставщиков услуг или комбинации этих двух вариантов. Требования настоящего стандарта применимы к организации FM. Однако, как показано на рисунке 1, организация FM и устанавливающая требования организация должны работать совместно с целью выработки четкого определения необходимости соблюдения базовой стратегии бизнеса и разработки политик и практик FM, способных обеспечить выполнение базовых видов деловой активности устанавливающей требования организации. Организация (и ее высшее руководство) во всех отношениях относится к организации FM, если не указано иное, как устанавливающая требования организация.
Кроме того, положения настоящего стандарта можно рассматривать через методологию процессного подхода: цикл "планируй" (Р) - "делай" (D) - "проверяй" (С) - "действуй" (A) (PDCA), как показано на рисунке 1. Циклу PDCA можно дать следующее описание.
Планируй: разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политиками организации.
Делай: практическая реализация процессов.
Проверяй: мониторинг и измерение процессов и продукции в сравнении с политиками, целями и требованиями, предъявляемыми к продукции, и сообщение о результатах.
Действуй: выполнение действий по непрерывному улучшению параметров результатов деятельности процессов.
Рисунок 1 - Методология процессного подхода к управлению объектами недвижимости
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента объектов недвижимости (FM) в случаях, когда организации:
a) необходимо продемонстрировать наличие у нее эффективной и результативной системы FM, способной обеспечить достижение целей устанавливающей требования организации;
b) нацелена на последовательное и систематическое удовлетворение потребностей заинтересованных сторон и применимых требований;
c) нацелена на устойчивое функционирование в условиях глобальной конкурентной среды.
Установленные в настоящем стандарте требования не являются специфическими для какого-либо отдельного сектора экономики, а применимы ко всем организациям - как государственным, так и частным, независимо от их вида, размера, организационной формы или географического положения.
В приложении А приведены дополнительные указания по применению настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированной ссылки применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированной - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 41011, Facility management - Vocabulary (Менеджмент объектов недвижимости. Словарь)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 41011, а также следующие термины с соответствующими определениями.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- Электропедия МЭК: доступна по адресу http://www.electropedia.org/.
Примечания
1 В настоящем стандарте термин "система FM" применяют для обозначения системы менеджмента объектов недвижимости.
2 В настоящем стандарте термин "организация" или "высшее руководство" относится к организации FM или означает высшее руководство организации FM, если не указано иное.
3.1 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей (3.8).
Примечания
1 Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, ассоциация, благотворительное учреждение, также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные.
2 В настоящем стандарте термин "организация" относится к организации FM, если не указано иное.
3.2 заинтересованная сторона (interested party, stakeholder): Лицо или организация (3.1) которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
3.3 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Примечания
1 Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации (3.1) или заинтересованных сторон (3.2), рассматриваемые потребности или ожидания являющиеся привычной или распространенной практикой.
2 Установленным является такое требование, которое определено, например в документированной информации (3.11).
3.4 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующий элементов организации (3.1) для разработки политик (3.7), целей (3.8) и процессов (3.12) для достижения этих целей.
Примечания
1 Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности.
2 Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование, политики, практики, правила, убеждения, цели и процессы для достижения этих целей.
3 Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций.
4 В настоящем стандарте термин "система FM" применяют для обозначения системы менеджмента объектов недвижимости.
3.5 высшее руководство (top management): Лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией (3.1) на высшем уровне.
Примечания
1 Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.
2 Если область применения системы менеджмента (3.4) охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.
3 В настоящем стандарте термин "высшее руководство" относится к высшему руководству FM, если не указано иное.
3.6 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.7 политика (policy): Намерения и направление организации (3.1), официально сформулированные ее высшим руководством (3.5).
3.8 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечания
1 Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.
2 Цели могут относиться к разным аспектам (такие, как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях [например, стратегическом, организации в целом, на уровне проекта, продукции или процесса (3.12)].
3 Цель может быть выражена разными способами, например, в виде намеченного результата, намерения, критерия работы, как цель менеджмента объектов недвижимости или могут быть выражены другими близкими по смыслу словами и выражениями (например, целевая установка, заданная величина, задача).
4 В контексте систем менеджмента (3.4) цели менеджмента объектов недвижимости устанавливает организация (3.1) в соответствии с политикой (3.7), для достижения определенных результатов.
3.9 риск (risk): Влияние неопределенности.
Примечания
1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.
2 Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.
3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их последствиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или к их комбинации.
4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.
3.10 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
3.11 документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1), и носитель, который ее содержит.
Примечания
1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе может быть получена из любого источника.
2 Документированная информация может относиться:
- к системе менеджмента (3.4), включая соответствующие процессы (3.12);
- к информации, созданной для функционирования организации (документация);
- к свидетельствам достигнутых результатов (записи).
3.12 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
3.13 результаты деятельности (performance): Измеримый результат.
Примечания
1 Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным.
2 Результаты деятельности могут относиться к менеджменту, к процессам (3.12), продукции (включая услуги), системам или организациям (3.1).
3.14 передача процесса (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1) выполняет часть функции или процесса (3.12) организации.
Примечание - Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.4), переданная функция или процесс подпадают под область применения FM.
3.15 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.12) или их действия.
Примечание - Для определения статуса может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить.
3.16 измерение (оценка) (measurement): Процесс (3.12) определения величины.
3.17 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс (3.12) получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
Примечания
1 Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным.
2 Внутренний аудит проводит сама организация (3.1) или от ее имени.
3 Определение терминов "свидетельство аудита" и "критерии аудита" приведено в ИСО 19011.
3.18 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.3).
3.19 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.3).
3.20 корректирующие действия (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия (3.19) и предупреждения его повторного возникновения.
3.21 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности (3.13).
4 Среда организации
4.1 Понимание организации и ее среды
Организация должна определить, продемонстрировать и документально оформить внешние и внутренние проблемные вопросы, относящиеся к ее стратегическим целям и задачам и влияющие на способность достичь заданного результата системы FM.
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Организация должна определить и отразить в своих документах следующее:
- заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе FM;
- требования этих заинтересованных сторон;
- результаты, удовлетворяющие эти требования;
- входы, необходимые для достижения этих результатов;
- процессы обеспечения актуальности требований.
4.3 Определение области применения системы FM
Организация должна установить границы и убедиться в применимости системы FM для определения области ее применения. При определении области применения организация должна учитывать:
- внешние и внутренние проблемные вопросы в соответствии с 4.1;
- положения 4.2;
- взаимосвязь с другими системами менеджмента, если таковые применяются, а также ресурсы, необходимые для соблюдения требований.
Область применения должна быть зафиксирована в документированной информации.
4.4 Система FM
Организация должна создать, внедрить, использовать и улучшать систему FM, включая необходимые процессы и их взаимосвязь, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
5 Лидерство
5.1 Лидерство и обязательства
Высшее руководство организации должно продемонстрировать свое лидерство и обязательства в отношении системы FM следующим образом:
- гарантированно обеспечить выработку политики FM и целей FM, совместимых со стратегическим курсом устанавливающей требования организации;
- гарантированно обеспечить поддержку системы FM и интеграцию ее требований в бизнес-процесс организации;
- гарантировать наличие необходимых ресурсов для системы FM;
- доводить до персонала важность эффективной системы FM и необходимости соблюдения требований системы FM;
- поддерживать связь с высшим руководством, устанавливающей требования организации;
- гарантировать достижение системой FM целевых показателей в соответствии с настоящим стандартом;
- осуществлять управление и оказывать поддержку персоналу, с целью повышения эффективности системы FM;
- осуществлять координацию и способствовать развитию взаимодействия между службами и подразделениями организации;
- способствовать непрерывному улучшению в таких областях, как инновации, связи, моральное состояние персонала, межфункциональная интеграция, поддержка целей организации и ответственное руководство;
- оказывать поддержку другим управленческим функциям с целью демонстрации их лидерских качеств применительно к сферам их ответственности;
- гарантировать, что подход, применяемый к вопросам менеджмента риска в системе FM, совместим с подходом организации к менеджменту риска.
Примечание - Термин "бизнес" в настоящем стандарте можно интерпретировать в широком смысле, как означающий любые виды деятельности по достижению целей устанавливающей требования организации.
5.2 Политика
Высшее руководство должно выработать политику FM, которая:
a) соответствует задачам организации;
b) обеспечивает основу для постановки целей FM;
c) гарантирует менеджмент риска;
d) предусматривает обязательное выполнение применимых требований;
e) предусматривает обязательное непрерывное улучшение системы FM;
f) утверждена высшим руководством или куратором от устанавливающей требования организации;
g) соответствует характеристикам и требованиям устанавливающей требования организации;
h) учитывает характеристики и требования пользователей объектов недвижимости и самих объектов недвижимости;
i) акцентирует внимание на том, как система реагирует на проблемы, относящиеся к местной среде.
Политика FM должна:
- быть доступной в виде документированной информации;
- на регулярной основе доводиться до персонала организации и других заинтересованных сторон;
- быть доступной для заинтересованных сторон, если это применимо;
- быть последовательной и интегрированной в другие политики организации;
- соответствовать структуре организации;
- соответствовать виду и размеру организации и видам ее деятельности;
- реализовываться на практике, подвергаться периодическому анализу и доводиться до высшего руководства и, при необходимости, актуализироваться.
5.3 Обязанности, ответственность и полномочия
Высшее руководство должно гарантировать, что обязанности и полномочия в рамках соответствующих функций распределены и доведены до всех ответственных руководителей организации.
Высшее руководство должно возложить обязанности и предоставить полномочия:
a) по обеспечению соответствия системы FM требованиям настоящего стандарта;
b) обеспечению разработки политик и целей системы FM, совместимых со стратегическим курсом организации;
c) отчетности перед высшим руководством по экономической эффективности системы FM;
d) обеспечению разработки процессов FM, совместимых с политикой и целями FM;
е) принятию и актуализации плана FM;
f) обеспечению достижения целей FM при полной поддержке со стороны всех действующих систем менеджмента, процедур и цепей поставок;
g) обеспечению пригодности, надежности, адекватности эффективности системы FM;
h) обеспечению поддержки системы FM сторонними ресурсами;
i) реализации, анализу, отчетности и актуализации системы FM.
6 Планирование
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
При осуществлении планирования в рамках системы FM организация должна учитывать проблемы, указанные в 4.1, требования 4.2, и определять риски и возможности, на которые необходимо обратить внимание для того, чтобы:
- гарантировать, что система FM может достичь запланированных результатов;
- предотвратить или снизить влияние нежелательных факторов;
- обеспечить непрерывность бизнеса и готовность к чрезвычайным ситуациям;
- обеспечить постоянное улучшение.
Организация должна планировать:
a) действия в отношении рисков и возможностей с учетом того, как эти риски и возможности в дальнейшем могут изменяться;
b) то, каким образом:
- интегрировать эти действия в процессы системы FM и реализовывать их;
- оценивать эффективность этих действий.
6.2 Планирование целей FM и их достижения
Организация должна поставить цели FM для соответствующих функциональных направлений деятельности, вспомогательных функций и уровней управления. Организация должна учитывать требования соответствующих заинтересованных сторон, а также финансовые, технические и организационные потребности процесса планирования FM.
Цели FM должны:
a) быть последовательными и соответствовать организационным задачам;
b) соответствовать политике FM;
c) быть измеримыми (если это практически осуществимо) без дополнительных издержек или документации;
d) быть выработаны и актуализированы в соответствии с критериями 4.2;
e) учитывать применимые требования;
f) подвергаться мониторингу;
g) быть доведены до соответствующих заинтересованных сторон;
h) подвергаться анализу и актуализации по необходимости.
Организация должна хранить документированную информацию о целях FM.
При планировании мероприятий по достижению целей FM организация должна определить:
- что должно быть выполнено;
- какие для этого необходимы ресурсы и бюджет;
- ответственных исполнителей;
- сроки завершения и повторяемость;
- методы оценки результатов;
- горизонты планирования совместно с устанавливающей требования организацией, оценку полноты и эффективности выполнения.
7 Средства обеспечения
7.1 Ресурсы
Организация должна принять решение и обеспечить наличие необходимых ресурсов для создания, внедрения, использования и постоянного улучшения системы FM.
Организация должна приобретать, осуществлять необходимый надзор и мониторинг ресурсов, используемых при реализации мероприятий по достижению целей и задач планирования FM.
7.2 Компетентность
Организация должна:
- определить необходимые компетентности, которыми должны обладать физические и (или) юридические лица, выполняющие работы под контролем организации, способные повлиять на результаты деятельности системы FM;
- обеспечить, чтобы эти лица обладали компетентностями на основании соответствующего образования, профессиональной подготовки и (или) опыта работы;
- в случае если это применимо, принимать меры по приобретению персоналом необходимых компетентностей, поддержанию уровня образования, профессиональной подготовки и соответствующей подтверждающей документации и оценивать эффективность принятых мер;
- обеспечивать соответствие компетентностей применимым местным условиям и специфике (контексту);
- хранить соответствующую документированную информацию, подтверждающую компетентности персонала;
- осуществлять перспективное планирование ресурсов и долгосрочных потребностей.
Примечание - К применимым мерам можно отнести, например, предоставление профессиональной подготовки, наставничество или перевод работников на другие должности, наем или привлечение на контрактной основе компетентных специалистов.
7.3 Осведомленность
Физические и юридические лица, выполняющие работы под контролем организации, должны быть осведомлены:
- о политике FM;
- стратегических целях организации, ее продукции и результатах деятельности;
- своем вкладе в обеспечение эффективности системы FM, включая преимущества от повышения ее эффективности;
- последствиях несоблюдения требований системы FM.
7.4 Обмен информацией
Организация должна определить необходимые процедуры внутреннего и внешнего обмена информацией, относящейся к системе FM, включая следующее:
- какая информация подлежит обмену;
- почему данная информация требует обмена;
- когда осуществлять процесс обмена;
- с кем осуществлять процесс обмена;
- как осуществлять процесс обмена;
- как контролировать эффективность процесса обмена.
7.5 Документированная информация
7.5.1 Общие положения
Система FM организации должна включать следующее:
- документированную информацию в соответствии с настоящим стандартом;
- документированную информацию, которую организация считает необходимой для обеспечения эффективности системы FM.
Примечание - Объем и содержание документированной информации для системы FM могут отличаться у организаций из-за разницы:
- в размерах организаций и видов их деятельности, процессов, продукции и услуг;
- сложности процессов и их взаимосвязи;
- компетентностей персонала.
7.5.2 Создание и обновление информации
При создании и обновлении документированной информации, организация должна обеспечить:
- идентификацию и описание (например, наличие заголовков, дат, авторов или ссылок);
- формат (например, язык, версию ПО, графику) и носителей (например, бумажный или электронный);
- анализ на предмет пригодности и актуальности и одобрение (утверждение).
7.5.3 Управление документированной информации
Документированная информация, необходимая для функционирования системы FM и соответствующая требованиям настоящего стандарта, должна управляться, а также:
a) быть доступной и пригодной для использования, если возникает необходимость;
b) быть должным образом защищенной (например, от потери конфиденциальности, ненадлежащего использования, потери целостности и т.д.).
Для управления документированной информацией организация должна решить следующие вопросы (если это применимо):
- определить уровень информационного обеспечения, необходимого для достижений целей устанавливающей требования организации;
- установить руководящие требования;
- определить порядок распространения, доступа, получения и использования информации;
- выработать процедуры хранения и сохранности, включая обеспечение удобочитаемости (сохранение четкости для удобства чтения);
- выработать процедуры управления изменениями (управление версиями документов);
- определить сроки хранения и порядок утилизации;
- предусмотреть предотвращение непреднамеренного использования устаревшей информации;
- предусмотреть защиту документированной информации и данных.
Документированная информация внешнего происхождения, которую организация считает необходимой для планирования и функционирования системы FM, должна быть определена в установленном порядке и находиться под управлением.
Примечание - Доступ может подразумевать решение только об ознакомлении с документированной информацией или разрешение и право на изучение и внесение изменений в документированную информацию.
7.5.4 Требования к информации FM и данным
Организация должна определить требования к информации для обеспечения функционирования системы FM и достижения организационных целей. Для этого:
a) в свои требования организация должна включить:
- функциональные обязанности и ответственность персонала в отношении FM;
- процессы, процедуры и виды деятельности в рамках FM;
- значимость выявленных рисков;
- обмен информацией с заинтересованными сторонами, включая провайдеров;
- влияние качества и доступности информации, а также менеджмента информации на процессы принятия решений организацией;
b) организация должна установить:
- характеристики идентифицированных данных;
- качество идентифицированных данных;
- как и когда осуществлять сбор, анализ и оценку данных;
c) организация должна определить, внедрить и применять на практике процессы менеджмента своей информации и данных;
d) организация должна установить единые для всей организации требования по согласованию финансовой и нефинансовой терминологии, относящейся к менеджменту объектов недвижимости;
e) организация должна гарантировать единообразие и отслеживаемость финансовой и технической информации и данных, а также другой нефинансовой информации и данных в степени, необходимой для обеспечения соответствия применимым требованиям, с учетом требований заинтересованных сторон и целей и задач организации.
7.6 Знания организации
Организация должна определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и для достижения соответствия продукции и услуг.
Знания должны поддерживаться на необходимом уровне и быть доступными в необходимом объеме.
При рассмотрении изменяющихся нужд и тенденций организация должна оценивать текущий уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям.
Примечания
1 Знания организации - это знания, специфичные для организации; полученные на основе опыта. Знания - это информация, которая используется и которой обмениваются для достижения целей организации.
2 Основой знаний организации могут быть:
a) внутренние источники (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; выводы, извлеченные из неудачных или успешных проектов; сбор и обмен недокументированными знаниями и опытом; результаты улучшений процессов, продукции и услуг);
b) внешние источники (например, стандарты, научное сообщество, конференции, семинары, знания, полученные от потребителей и внешних поставщиков).
8 Деятельность на стадиях жизненного цикла
8.1 Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла
Организация должна планировать, внедрять и управлять процессами, необходимыми для обеспечения соответствия требованиям и выполнять действия, определенные в 6.1 (см. также 6.2, разделы 9 и 10), посредством:
- выработки критериев эффективности процессов;
- управления процессами в соответствии с утвержденными критериями;
- ведения документированной информации в объеме, необходимом для получения уверенности в том, что процессы выполняются в соответствии с плановыми показателями.
Документированные рабочие процессы должны включать:
- менеджмент взаимоотношений;
- систему управления ресурсами, включая планирование объемов производства;
- декларации и договоры об уровне обслуживания;
- проектный менеджмент.
Организация должна управлять плановыми изменениями и анализировать результаты непреднамеренных изменений, принимая необходимые меры по смягчению неблагоприятных последствий.
Организация должна обеспечивать управление осуществляемыми процессами.
8.2 Координация с заинтересованными сторонами
Организация должна управлять взаимоотношениями с конечными потребителями и другими заинтересованными сторонами, непрерывно координировать действия, направленные на минимизацию негативного влияния на основные виды деятельности устанавливающей требования организации.
8.3 Интеграция услуг
Организация должна продемонстрировать, что она интегрировала функции FM, с целью обеспечения эффективного и результативного предоставления услуг FM.
9 Оценка результатов деятельности
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
Организация должна определить объем услуг FM, подлежащих мониторингу в соответствии с 4.3.
Организация должна определить:
- взаимосвязь между стратегическими целями;
- результаты деятельности FM, включая финансовые и нефинансовые критерии, на основании требований настоящего стандарта;
- данные, необходимые для установления критериев базовой эффективности;
- предмет мониторинга и измерения;
- методы мониторинга, измерения, анализа и оценки, если применимо, для получения достоверных результатов;
- когда выполнять мониторинг и измерение;
- когда анализировать и оценивать результаты мониторинга и измерений.
Организация должна хранить соответствующую документированную информацию как подтверждение полученных результатов.
Организация должна оценивать эффективность и результативность системы FM.
Организация должна создать структуру, на основании которой будет проводиться работа по обеспечению результатов деятельности и готовиться соответствующая отчетность.
9.2 Внутренний аудит
9.2.1 Организация должна проводить внутренние аудиты в плановые сроки для получения информации, подтверждающей, насколько система FM:
а) соответствует:
- собственным требованиям организации в отношении системы FM;
- требованиям настоящего стандарта;
b) эффективно внедрена и работает.
9.2.2 Организация должна:
a) планировать, разрабатывать, внедрять и выполнять программы аудитов, включая установление сроков и методов проведения, мер ответственности, требований к планированию и отчетности, с учетом важности рассматриваемых процессов и результатов предыдущих аудитов;
b) определять критерии, объем и содержание каждого аудита;
c) выбирать аудиторов и проводить аудиты объективно и беспристрастно;
d) обеспечивать предоставление отчетности руководству по результатам аудитов;
e) хранить документированную информацию как подтверждение выполнения программы аудитов и получения результатов.
9.3 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство организации должно проводить анализ системы FM организации в плановые сроки с целью обеспечения ее непрерывной применимости, адекватности и эффективности.
Анализ со стороны руководства должен учитывать следующее:
a) статус выполнения мероприятий, предусмотренных по результатам предыдущего анализа со стороны руководства;
b) наличие внешних и внутренних изменений, имеющих отношение к системе FM;
c) информацию по результатам деятельности системы FM, включая следующие критерии:
- несоответствия и корректирующие мероприятия;
- результаты мониторинга и измерений текущей деятельности в рамках системы FM;
- результаты мониторинга и измерений нестандартных действий в рамках системы FM;
- результаты аудита;
d) возможности для дальнейшего улучшения;
e) возможности развития услуг, снижения издержек или повышения эффективности мер защиты окружающей среды и деятельности в социальной сфере;
f) изменение профиля рисков, вариантов и методологии оказания услуг.
Результаты анализа со стороны руководства должны включать решения, принятые по обеспечению возможностей постоянного улучшения и реагированию на изменения в системе FM, включая:
- изменение объема системы FM;
- повышение эффективности системы FM;
- изменение процедур и методик управления как средство реагирования на внутренние и внешние события, способные повлиять на систему FM, включая изменения:
- коммерческих и производственных требований;
- экономических условий и производственных процессов;
- контрактных обязательств;
- уровней риска и (или) критерий допустимости риска;
- потребностей в ресурсах;
- ассигнированных и бюджетных потребностей;
- методик контроля эффективности.
Организация должна хранить документированную информацию как подтверждение результатов анализа со стороны руководства.
Организация должна:
- доводить результаты анализа со стороны руководства до заинтересованных сторон;
- принимать необходимые меры по результатам этих анализов.
10 Улучшение
10.1 Несоответствия и корректирующие мероприятия
При возникновении несоответствия организация должна:
а) реагировать на несоответствие и, по возможности:
- принять меры по управлению и устранению несоответствия;
- ликвидировать последствия;
b) оценить необходимость выполнения действий по устранению причин(ы) возникновения несоответствия, с целью предотвращения его повторного появления или возникновения в другом месте, для чего необходимо:
- провести анализ несоответствия;
- выявить причины его возникновения;
- выяснить возможное существование аналогичных несоответствий или вероятность их возникновения;
c) выполнить все необходимые действия;
d) проанализировать эффективность всех выполненных корректирующих действий;
e) при необходимости, внести изменения в систему FM;
f) довести информацию о несоответствии и принятых корректирующих мерах до соответствующих заинтересованных сторон. Корректирующие мероприятия должны быть пропорциональны и адекватны выявленным несоответствиям.
Организация должна хранить документированную информацию как подтверждение:
- характера несоответствий и последующих корректирующих мероприятий;
- результатов выполнения корректирующих мероприятий.
10.2 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно улучшать такие характеристики системы FM, как применимость, адекватность и результативность.
Организация должна демонстрировать конструктивный подход к вопросам идентификации, оценки и управления внутренними и внешними факторами, влияющими на ее услуги. Организация должна стремиться к инновациям, включая внедрение новых решений и внесение изменений в свои рабочие методики и продукцию на пользу устанавливающей требования организации.
10.3 Профилактические мероприятия
Организация должна иметь действующие процессы упреждающего выявления потенциальных недостатков при оказании услуг и недостаточной эффективности системы FM, оценивать необходимость выполнения профилактических мероприятий.
При выявлении потенциальных недостатков в процессе оказания услуг и (или) недостаточной эффективности системы FM, организация должна выполнить корректирующие мероприятия в соответствии с 10.1.
Библиография
[1] |
ISO 9001, |
Quality management systems - Requirements |
[2] |
ISO 14001, |
Environmental management systems - Requirements with guidance for use |
[3] |
ISO 16739, |
Industry Foundation Classes (IFC) for data sharing in the construction and facility management industries |
[4] |
ISO 19011, |
Guidelines for auditing management systems |
[5] |
ISO 22301, |
Societal security - Business continuity management systems - Requirements |
[6] |
ISO 26000, |
Guidance on social responsibility |
[7] |
ISO/IEC 27001, |
Information technology - Security techniques - Information security management systems - Requirements |
[8] |
ISO 31000, |
Risk management - Guidelines |
[9] |
ISO 41012, |
Facility management - Guidance on strategic sourcing and the development of agreements |
[10] |
ISO 45001, |
Occupational health and safety management systems - Requirements with guidance for use |
[11] |
ISO 50001, |
Energy management systems - Requirements with guidance for use |
[12] |
ISO 55001, |
Asset management - Management systems - Requirements |
Ключевые слова: системы менеджмента, менеджмент объектов недвижимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 41001-2023 "Менеджмент объектов недвижимости. Системы менеджмента. Требования, включая руководство по использованию" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 января 2023 г. N 59-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2023 г.
Дата введения - 1 июня 2023 г.