г. Краснодар |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А53-11425/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания проводимого с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Еремеевым В.С., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (ИНН 6152001105, ОГРН 1046163900012) - Чертенко А.И. (доверенность от 04.09.2014), в отсутствие заявителя - Паршиной Залии Мукминзяновны, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2014 (судья Чебанова Л.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 (судьи Николаев Д.В., Стрекачев А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N A53-11425/2014, установил следующее.
Паршина З.М. обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - инспекция) о возложении обязанности восстановить нарушенное право в виде внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО "Автофильтр Юг" (далее - общество).
Решением суда первой инстанции от 12.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.11.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает, что Паршина З.М. не является директором общества вне зависимости от того, содержатся или нет такие сведения в ЕГРЮЛ. Поскольку Паршина З.М. на момент обращения в инспекцию не являлась лицом, имеющим право действовать без доверенности, у инспекции отсутствовали основания для регистрации изменений. Законодательством не предусмотрена возможность внесения сведений о руководителе юридического лица до избрания нового руководителя. Суд не привлек общество к участию в деле.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество зарегистрировано в инспекции 07.10.2010.
Единственным участником общества является Паршин В.А. с 100% долей в уставном капитале.
Генеральным директором общества является Паршина З.М., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
14 июня 2013 года заявитель направил в адрес Паршина В.А. заявление об увольнении с должности генерального директора и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
16 июня 2013 года издан приказ о прекращении полномочий заявителя как генерального директора.
Ввиду бездействия со стороны общества по внесению соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, 15.02.2014 Паршина З.М. обратилась в инспекцию с заявлением об исключении из ЕГРЮЛ сведений о заявителе как о генеральном директоре общества.
13 марта 2014 года инспекция на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) приняла решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества, поскольку при проведении контрольных мероприятий выявлено, что в регистрирующий орган представлено заявление не уполномоченным на то физическим лицом.
Паршина З.М., полагая, что отказ инспекции не соответствует закону и нарушает ее права, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре.
На основании пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
В статье 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
К компетенции общего собрания участников общества относятся, в частности образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий (статья 33 Закона N 14-ФЗ).
Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (статья 40 Закона N 14-ФЗ).
В соответствии со статьей 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
В силу статьи 280 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц.
Суды установили, что на основании приказа от 16.06.2013 N 7 полномочия Паршиной З.М. как генерального директора общества прекращены на основании статей 80 и 280 Трудового кодекса Российской Федерации. Общество сведения об ином лице, имеющем право действовать без доверенности, в налоговый орган не представляло. Паршина З.М. неоднократно обращалась к обществу по вопросу внесения изменений в ЕГРЮЛ, касающихся сведений о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени общества. Однако общество не обратилось с соответствующим заявлением в инспекцию.
Как правомерно указали суды, отсутствие правового регулирования процедуры исключения (аннулирования) из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в условиях объективной невозможности подачи заявления в регистрирующий орган по установленной форме не может являться причиной отказа в удовлетворении заявления Паршиной З.М. и восстановления ее нарушенных прав.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии у инспекции оснований для отказа в исключении из ЕГРЮЛ сведений в отношении Паршиной З.М. и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Аналогичные правовые выводы содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.08.2013 по делу N А43-26295/2012 и постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.12.2014 по делу N А39-1488/2014.
Довод инспекции о том, что суд первой инстанции не привлек общество к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку обжалуемые судебные акты не нарушают права общества. Кроме того, указанное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения и не является безусловным основанием для отмены судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу и не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу N A53-11425/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.