Fuel for engines. Motor method for determination of octane number
УДК 665.733:621.43.019.862:006.354
МКС 75.160.20
Дата введения - 1 июля 2023 г.
Взамен ГОСТ 511-2015
См. Сравнительный анализ ГОСТ 511-2015 и ГОСТ 511-2022 "Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа"
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (АО "ВНИИ НП")
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 13 декабря 2022 г. N 62)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 декабря 2022 г. N 1587-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 511-2022 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2023 г.
5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений стандарта ASTM D2700-22 "Определение октанового числа топлива для двигателей с искровым зажиганием по моторному методу" ("Standard test method for motor octane number of spark-ignition engine fuel", NEQ)
6 Взамен ГОСТ 511-2015
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает моторный метод определения октанового числа как характеристики детонационной стойкости автомобильных и авиационных бензинов и их компонентов, предназначенных для использования в двигателях с искровым зажиганием, на стандартизованном одноцилиндровом четырехтактном карбюраторном двигателе с переменной степенью сжатия с использованием условной шкалы октановых чисел. В качестве стандартизованного одноцилиндрового двигателя в настоящее время применяют установки различных типов в зависимости от диапазона определения, рабочего диапазона и показателей прецизионности, позволяющие определять октановое число моторных топлив при стандартных для моторного метода рабочих условиях.
1.2 Настоящий метод можно использовать для определения октановых чисел в диапазоне от 0 до 120 единиц для установок типа I, от 0 до 110 единиц - для установок типов II, IV и от 0 до 100 единиц - для установок типа III. Рабочий диапазон для установок типа I находится в пределах от 40 до 120 единиц, для установок типов II и IV - в пределах от 40 до 110 единиц, для установок типа III - в пределах от 40 до 100 единиц. Типичные автомобильные моторные топлива имеют октановые числа по моторному методу в диапазоне от 76 до 91 единицы. Типичные авиационные топлива имеют октановые числа по моторному методу в диапазоне от 98 до 102 единиц.
1.3 Настоящий стандарт можно также применять для определения октановых чисел топлив и их компонентов, содержащих оксигенаты до 4 % масс, по кислороду.
1.4 Некоторые газы и пары, например галогенсодержащие хладагенты, используемые в кондиционерах, содержащиеся вблизи двигателя, могут оказывать существенное влияние на значения октанового числа. Также на значения октанового числа могут влиять скачки или кратковременные искажения напряжения или частоты электрического тока.
Примечания
1 Значения параметров рабочих режимов устанавливают в единицах СИ и рассматривают как стандартные. Значения в скобках в единицах "дюйм, фунт" используют только для установок типа I.
2 Выражения "% масс." и "% об." обозначают массовые и объемные доли материала соответственно.
1.5 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил безопасности и охраны труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 1770 (ИСО 1042-83, ИСО 4788-80) Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия
ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ ISO 3696 Вода для лабораторного анализа. Технические требования и методы контроля 1)
------------------------------
1)В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52501-2005 (ИСО 3696:1987) "Вода для лабораторного анализа. Технические условия".
------------------------------
ГОСТ 6709 2) Вода дистиллированная. Технические условия
------------------------------
2)В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58144-2018.
------------------------------
ГОСТ 21743 Масла авиационные. Технические условия
ГОСТ 31873 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 детонация: Аномальное сгорание, часто приводящее к слышимому стуку, вызываемому самовоспламенением топливовоздушной смеси.
3.2 степень сжатия: Параметр конструкции двигателя, равный отношению рабочего объема цилиндра при положении поршня в нижней мертвой точке к объему камеры сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке, определяющий при прочих равных условиях склонность к появлению детонации.
3.3 интенсивность детонации: Показатель уровня детонации.
3.4 октановое число: Показатель детонационной стойкости топлива, полученный в стандартизованном двигателе внутреннего сгорания с искровым зажиганием или модели для испытаний, путем сравнения интенсивности детонации испытуемого топлива с детонацией эталонных топлив при стандартных условиях испытания.
3.5 октановое число по моторному методу: Показатель детонационной стойкости топлив, используемых в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием, полученный путем сравнения интенсивности детонации испытуемого топлива с интенсивностью детонации первичной эталонной топливной смеси на стандартизованном испытательном двигателе типа I, II, III или IV при условиях настоящего метода испытания.
3.6 топливо с установленным значением октанового числа: Топливо, имеющее октановое число, установленное теоретически или на основе экспериментальных работ на большом количестве двигателей в ходе межлабораторных исследований национальной или международной организацией и служащее по согласованию в качестве эталонного.
3.7 первичные эталонные смеси: Составленные по объему смеси изооктана, н-гептана или смеси изооктана с присадкой на основе тетраэтилсвинца, по которым составлена шкала октановых чисел.
3.8 первичные эталонные смеси с октановым числом 100 и ниже: Смеси изооктана с н-гептаном, в которых объемный процент изооктана определяет октановое число смеси, причем изооктану присвоено октановое число 100, а н-гептану присвоено октановое число, равное нулю.
3.9 первичные эталонные смеси с октановым числом выше 100: Смеси изооктана с присадкой на основе тетраэтилсвинца в соответствии с экспериментально установленным соотношением, октановое число которых выше 100.
3.10 стандартизованные толуольные смеси (стандартные образцы по настоящему методу испытания): Составленные по объему эталонные смеси индивидуальных компонентов (толуола, н-гептана, изооктана), имеющие установленное значение октанового числа (номинальное) с заданными допусками, определенными по результатам межлабораторных сравнительных испытаний в условиях воспроизводимости, и используемые как топлива для оценки пригодности двигателя к испытаниям.
3.11 оксигенат: Кислородсодержащее органическое соединение, которое может быть использовано в качестве топлива или в качестве компонента топлива, например различные спирты или простые эфиры.
3.12 высота цилиндра: Положение поршня в верхней мертвой точке по отношению к верхней внутренней поверхности цилиндра двигателя или к механически обработанной верхней плоскости картера двигателя.
Примечание - Высота цилиндра как мера степени сжатия оказывает значительное влияние на сгорание топлив и на их детонационные характеристики.
3.13 базовая высота цилиндра: Положение цилиндра, при котором проводится исходная установка приборов отсчета высоты цилиндра, обеспечивающая соответствие степени сжатия условиям, принятым при составлении стандартных таблиц оценки детонации.
3.14 отсчет по индикатору: Числовое значение высоты цилиндра по индикатору с круговой шкалой или микрометру, относящееся к основной установке отсчета при заранее установленном давлении сжатия при прокрутке двигателя.
3.15 отсчет по цифровому счетчику: Числовое значение высоты цилиндра по счетчику, относящееся к основной установке отсчета при заранее установленном давлении сжатия при прокрутке двигателя.
3.16 датчик детонации: Преобразователь магнитострикционного типа, вкрученный в резьбовое отверстие в цилиндре двигателя, для определения давления в камере сгорания, обеспечивающий электрический сигнал, пропорциональный скорости изменения давления в цилиндре.
3.17 указатель детонации (индикатор детонации): Измерительный прибор со шкалой от 0 до 100 единиц, по которой оценивают интенсивность сигнала детонации.
3.18 детонометр: Аналоговый или цифровой прибор, преобразующий электрический сигнал от датчика детонации в выходной сигнал на указатель детонации.
3.19 работа двигателя с зажиганием: Работа двигателя с подачей топлива и включенным зажиганием.
3.20 прокрутка: Режим работы установки без подачи топлива и при выключенном зажигании.
3.21 соотношение топливо-воздух, соответствующее максимальной интенсивности детонации: Соотношение топлива и воздуха в смеси (состав смеси), которое приводит к максимальной интенсивности детонации для каждого топлива, если такое соотношение имеет место при определенных пределах уровня топлива в карбюраторе.
3.22 стандартные таблицы оценки детонации: Установленные для стандартных условий метода эмпирические зависимости между высотой цилиндра (степенью сжатия) двигателя установки и октановым числом при выбранном стандартном уровне интенсивности детонации для определенных смесей первичных эталонных топлив, испытываемых при стандартном барометрическом давлении.
Примечание - Каждое топливо имеет критическую степень сжатия, при которой начинается детонация. Как только степень сжатия повышается и переходит критический уровень, степень детонации или ее интенсивность увеличивается. В моторном методе испытаний сравнивают результаты, полученные на образце топлива, с результатами, полученными на первичных эталонных топливных смесях при выбранном уровне интенсивности детонации, именуемом стандартной интенсивностью детонации. В таблицах А.1 - А.6 приведены данные, выраженные в единицах шкал приборов отсчета, связывающие при стандартном барометрическом давлении высоту цилиндра с октановым числом для установок типов I и III, а в таблицах А.7 - А.9 - для установок типа II. Данные были получены экспериментально с использованием первичных эталонных топливных смесей на основе предположения, что интенсивность детонации для всех значений октановых чисел является постоянной при измерении с помощью стандартного приборного оснащения для измерения детонации. В зависимости от диапазона барометрических давлений, характерного для местности эксплуатации установки, применяли карбюраторы с тремя определенными значениями диаметров диффузора. Для каждого диаметра диффузора в стандарте приведены данные, выраженные в единицах шкал приборов отсчета, связывающие при стандартном барометрическом давлении высоту цилиндра с октановым числом. При изменении барометрического давления относительно стандартных значений, для которых были составлены стандартные таблицы для оценки детонации, вычисляют поправку для значения высоты цилиндров.
3.23 стандартная интенсивность детонации: Уровень детонации, определенный в стандартных условиях метода при работе двигателя на первичной эталонной смеси с заданным октановым числом при соотношении топливо-воздух, соответствующем максимальной интенсивности детонации и высоте цилиндра, установленной для настоящего метода и типа установки с поправкой на барометрическое давление в соответствии со стандартными таблицами оценки детонации (см. таблицы А.1 - А.9).
Примечание - Настраивают детонометр на получение значения стандартной интенсивности детонации на середине шкалы указателя детонации.
3.24 поправка высоты цилиндра на барометрическое давление: Эмпирическая поправка к установленному в стандартной таблице оценки детонации значению высоты цилиндра, компенсирующая влияние барометрического давления на давление сжатия и интенсивность детонации.
Примечание - При барометрическом давлении ниже стандартного высоту цилиндра изменяют таким образом, чтобы увеличить степень сжатия, и в результате увеличить интенсивность детонации. При барометрическом давлении выше стандартного высоту цилиндра изменяют таким образом, чтобы уменьшить степень сжатия двигателя.
3.25 диапазон интерполяции: Чувствительность детонометра, выраженная в делениях шкалы указателя детонации на единицу октанового числа.
3.26 взятие в вилку: Способ определения интенсивности детонации испытуемого топлива, которая должна попасть между значениями интенсивности детонации двух первичных эталонных топливных смесей в условиях настоящего метода.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВМТ - верхняя мертвая точка;
ОЧ - октановое число;
ОЧМ - октановое число по моторному методу;
ПЭС - первичные эталонные топливные смеси;
СТС - стандартизованные толуольные смеси (стандартные образцы по настоящему методу испытания);
СТОД - стандартная таблица оценки детонации;
ТВС - топливовоздушная смесь;
ТЭС - тетраэтилсвинец;
УНЗ - установленное номинальное значение октанового числа для образцов СТС или ПЭС.
5 Сущность метода
Сущность метода определения октанового числа по моторному методу заключается в сравнении стандартной интенсивности детонации образца испытуемого топлива в стандартизованных двигателях при стандартных для моторного метода рабочих условиях и степени сжатия с интенсивностью детонации ПЭС. Регулируют соотношение топливо-воздух для образца испытуемого топлива и для каждой из ПЭС для достижения максимальной интенсивности детонации. Определяют состав ПЭС, стандартную интенсивность детонации которой устанавливают при испытании с той же степенью сжатия, что для образца испытуемого топлива. Октановое число ПЭС принимают за октановое число испытуемого образца топлива.
Октановое число испытуемого топлива, равное 100 и ниже, определенное по настоящему методу, соответствует объемной доле изооктана в смеси с н-гептаном.
Октановое число испытуемого топлива выше 100, определенное по настоящему методу, соответствует объемной доле тетраэтилсвинца в изооктане.
6 Реактивы и материалы
6.1 Хладагент рубашки охлаждения цилиндра
6.1.1 Используют воду в качестве хладагента в рубашке охлаждения цилиндра двигателя в лабораториях, расположенных на такой высоте над уровнем моря, при которой температура кипения воды составляет (100 2) °С, при этом отклонение температуры в пределах одного испытания должно быть не более 1 °С. В лабораториях, расположенных на большей высоте над уровнем моря, в качестве хладагента следует использовать воду с добавлением технического антифриза на основе этиленгликоля в количестве, обеспечивающем требования по температуре кипения. Хладагент может содержать многофункциональную присадку для воды для сведения к минимуму коррозии и образования накипи, что может повлиять на отвод тепла от цилиндра и, следовательно, на результаты оценки детонационной стойкости топлива.
6.1.2 Вода дистиллированная по ГОСТ 6709 или ГОСТ ISO 3696.
6.2 Масло моторное смазочное
Необходимо использовать масло по вязкости и марке, соответствующее инструкции по эксплуатации:
- для установок типов I и III - масло SAE 30, соответствующее требованиям действующей классификации API для двигателей с искровым зажиганием. Масло должно содержать моющую присадку и иметь кинематическую вязкость в диапазоне от 9,3 до 12,5 мм 2/с при температуре 100 °С и индекс вязкости - не менее 85. Не используют масла, содержащие присадки для повышения индекса вязкости. Не следует использовать всесезонные масла;
- для установок типов II и IV - авиационное масло марки МС-20 по ГОСТ 21743.
6.3 ПЭС, СТС и их компоненты
6.3.1 Первичное эталонное топливо на основе 2,2,4-триметилпентана (изооктана) чистотой не менее 99,75 % об., содержащее не более 0,10 % об. н-гептана и не более 0,5 мг/дм 3 свинца. Данное вещество обозначают как 100 ОЧМ.
6.3.2 Первичное эталонное топливо на основе н-гептана чистотой не менее 99,75 % об., содержащее не более 0,10 % об. изооктана и не более 0,5 мг/дм 3 свинца. Данное вещество обозначают как 0 ОЧМ.
6.3.3 Толуол, чистотой не менее 99,5 % об. с содержанием воды не более 200 мг/кг.
6.3.4 Изооктан эталонный с различным содержанием ТЭС. ТЭС добавляют в виде этиловой жидкости или в виде композиций этиловых жидкостей с известным содержанием ТЭС. В последнем случае должен быть проведен расчет на содержание ТЭС, позволяющий определить установленное для указанных композиций октановое число этилированного изооктана (см. таблицу А.10).
6.3.5 Допускается готовить ПЭС с октановым числом от 40 до 100 как прямым смешением н-гептана и изооктана, так и приготовлением промежуточных эталонных смесей:
- 40 % изооктана и 60 % н-гептана;
- 60 % изооктана и 40 % н-гептана;
- 80 % изооктана и 20 % н-гептана.
6.3.6 Из этих смесей и эталонного изооктана получают ПЭС с октановым числом от 40 до 100 в соответствии с таблицей А.11.
6.3.7 Промежуточные смеси и СТС хранят в таре с герметичной укупоркой, принимая дополнительные меры для предотвращения испарения топлив из частично опорожненной тары.
Примечание - Допускается применять реактивы, выпускаемые по другой документации, квалификации не ниже указанной в настоящем стандарте, и обеспечивающие получение результатов с показателями прецизионности не хуже указанных в разделе 14 настоящего стандарта.
7 Аппаратура
7.1 Установка
7.1.1 Используют специальные установки типов I, II, III и IV, предназначенные для определения октановых чисел, оснащенные одноцилиндровым двигателем с переменной степенью сжатия.
Примечание - Допускается применять установки других типов, показатели прецизионности для которых не хуже указанных в разделе 14 настоящего стандарта и подтверждены результатами межлабораторных сравнительных испытаний.
Двигатель состоит из стандартных компонентов картера, группы цилиндра в сборе, которая включает зажимную втулку для обеспечения возможности непрерывного изменения степени сжатия при работе двигателя, рубашки цилиндра с системой охлаждения термосифонной циркуляцией, системы подачи топлива из нескольких бачков с селекторным краном, предназначенным для подачи топлива через диффузор для смесеобразования в сопле, системы подачи воздуха с оборудованием для контроля и поддержания его температуры и влажности, системы для контроля и поддержания температуры ТВС, контрольных электрических приборов и трубы выпуска отработавших газов. Двигатель соединен через ременную передачу с электромотором, который предназначен для пуска двигателя и поддержания постоянной частоты вращения при работе двигателя на топливе.
7.1.2 Подробное описание основного, вспомогательного и сопутствующего оборудования для двигателя изложено в инструкции по его эксплуатации.
7.2 Приборы
Используют приборы для регистрации детонации, а также термометры, манометры, амперметры и другие приборы общего назначения.
7.2.1 Основным прибором, который используют в настоящем методе испытаний, является специальное измеряющее детонацию электронное оборудование (аналоговый или цифровой детонометр) в комплекте с магнитострикционным датчиком.
7.2.2 Для простого, удобного и эффективного технического обслуживания и текущего ремонта двигателя установки следует использовать специальные инструменты и измерительные приборы. Описание инструментов и приборов приведено в инструкции по эксплуатации установки, также его можно получить у изготовителей установок и в организациях, обеспечивающих инженерно-техническое и сервисное обслуживание для настоящего метода испытания.
Подробное описание основных, вспомогательных и сопутствующих средств измерений приведено в инструкции по их эксплуатации.
7.3 Оборудование и условия составления эталонных и стандартных топлив
7.3.1 Используют дозирующее оборудование для приготовления эталонных топлив и стандартных (контрольных) топлив, включающее калиброванные бюретки или мерную посуду по ГОСТ 1770 вместимостью от 200 до 500 см 3 с точностью измерения 0,2 %. Бюретки должны быть оснащены наконечником, обеспечивающим точное дозирование отмеряемого топлива. Размер и конструкция наконечника должны обеспечивать отсекаемый расход топлива не более 0,5 см 3.
7.3.2 Для настоящего метода испытаний необходимо точное смешивание по объему эталонных и стандартных топлив в требуемых соотношениях. Температуры смешиваемых топлив не должны отличаться более чем на 3 °С. Смешение должно выполняться точно, т.к. ошибка при приготовлении смеси приводит к ошибке в оценке октанового числа топлива.
7.3.3 Для смешивания необходимо использовать набор из двух бюреток или двух мерных цилиндров или бюретку и мерную колбу соответствующих вместимостей. Набор бюреток для эталонных и стандартных топлив должен быть установлен и присоединен к источникам жидкостей таким образом, чтобы все компоненты, необходимые для создания смеси или набора смесей, поступали при одной и той же температуре.
7.3.4 Скорость подачи смеси из распределительной системы не должна превышать 400 см 3/мин. Отмеренное количество смеси следует переносить в стеклянную или металлическую емкость и тщательно перемешивать перед введением в топливную систему двигателя.
7.3.5 Допускается использовать системы смешивания, в которых приготовление смеси заданного объемного соотношения осуществляют путем вычисления объемов по измеренным массе и плотности компонентов, обеспечивая требования по максимальному отклонению от заданного не более 0,2 % масс.
7.3.6 Вычисление масс, эквивалентных заданному объемному соотношению компонентов, следует проводить с использованием значений плотности индивидуальных компонентов при температуре 15 °С (60 °F). Подробное описание особенностей разных систем дозирования жидкостей приведено в инструкциях по их эксплуатации.
8 Отбор и подготовка проб
8.1 Отбор проб топлив для испытаний проводят по ГОСТ 2517, ГОСТ 31873 или соответствующим национальным стандартам на методы отбора проб.
Примечания
1 Пробы испытуемых топлив при необходимости охлаждают в контейнере до температуры от 2 °С до 10 °С (от 35 °F до 50 °F) перед тем, как он будет открыт.
2 Некоторые вещества, содержащиеся в топливах для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, могут быть чувствительны к воздействию света. Следует использовать контейнеры для проб топлив из металла или темного стекла. При вводе пробы топлива в карбюратор двигателя следует обеспечить минимальное воздействие на топливо яркого света.
3 Выдерживание проб при ультрафиолетовом (УФ) освещении с длиной волны менее 550 нм в течение короткого времени приводит к изменению октанового числа. Поэтому следует защищать пробы топлив от воздействия солнечного света или света УФ флуоресцентных ламп.
9 Монтаж, основные настройки установки и создание стандартных условий испытаний
9.1 Монтаж установки и подготовка ее к испытанию
Установку, в состав которой входят двигатель и контрольно-измерительная аппаратура, размещают на фундаменте с подводкой к нему соответствующих коммуникаций. Для выполнения этого требуется инженерно-техническая поддержка, пользователь установки должен обеспечить соблюдение национального законодательства и требований, относящихся к устанавливаемому оборудованию.
9.2 При монтаже установки следует избегать факторов, которые могут оказать влияние на процедуру определения октановых чисел
9.2.1 Некоторые газы и дымы, которые могут присутствовать в помещении, где размещена установка для испытания топлив на детонацию, могут оказывать заметное влияние на результаты определения октанового числа по моторному методу.
9.2.2 Если в линии электропитания имеют место скачки напряжения или частотные помехи, то это может привести к изменению рабочих условий для двигателя или к нарушению рабочих характеристик оборудования для измерения детонации, что может повлиять на результаты определения октанового числа по моторному методу.
9.3 Для обеспечения правильной работы испытательной установки ее необходимо собрать и отрегулировать в соответствии с инструкциями изготовителя. Во время сборки двигателя или после его переборки регулировочные параметры устанавливают в соответствии с техническими инструкциями на составные элементы. Параметры режима работы двигателя контролирует и регулирует оператор при подготовке двигателя к работе и проведении испытаний (см. таблицу А.12).
9.4 Установка условий проведения испытаний по отдельным узлам
9.4.1 Частота вращения коленчатого вала двигателя во время работы с включенным зажиганием при сгорании топлива должна составлять (900 9) мин -1. Вращение двигателя должно происходить по часовой стрелке, если смотреть на коленчатый вал с передней стороны двигателя.
9.4.2 Положение маховика по отношению к ВМТ
При поршне, расположенном в самой высокой (верхней мертвой) точке его перемещения в цилиндре, устанавливают указатель положения маховика на метку 0° на маховике в соответствии с инструкциями изготовителя двигателя.
9.4.3 Синхронизация работы клапанов
Двигатель работает в четырехтактном цикле при двух оборотах распределительного вала за цикл. Моменты открытия и закрытия впускного и выпускного клапанов должны быть синхронизированы с положением поршня в ВМТ в тактах впуска и выпуска. Требования к процедуре измерения и регулировке этих моментов приведены в инструкции по эксплуатации установок.
9.4.4 Установка ширмы впускного клапана
Впускной клапан имеет ширму на 180° по окружности или выступ для направления потока топливовоздушной смеси и повышения турбулентности в камере сгорания. Шток этого клапана имеет отверстие для иглы, которая совмещается с прорезью в направляющей клапана, для предотвращения вращения клапана и для поддержания направления вихря. Клапан должен быть установлен в цилиндре с иглой, установленной в направляющей клапана таким образом, чтобы ширма была обращена к свече зажигания камеры сгорания и вращение вихря осуществлялось в направлении против часовой стрелки, если смотреть на цилиндр сверху.
9.4.5 Карбюратор
Диаметр диффузора карбюратора зависит от значений барометрического давления, характерного для места расположения двигателя. В таблицах А.1 - А.9 приведены диапазоны значений барометрического давления, при которых применяют карбюраторы с диффузорами установленного диаметра.
9.5 Наладка, контроль сборки и условий работы установки
9.5.1 Натяжение ремня
Натяжение ремней, соединяющих маховик с нагрузочным электродвигателем, после обкатки регулируют таким образом, чтобы при остановленном двигателе прогиб соответствовал значениям, указанным в инструкции по эксплуатации.
9.5.2 Регулировка опоры коромысла
9.5.2.1 Установка опоры коромысла
Каждая опора коромысла должна быть ввернута в цилиндр таким образом, чтобы расстояние между обработанной поверхностью цилиндра и нижней стороной вилки равнялось значениям, указанным в инструкции по эксплуатации.
9.5.2.2 Установка коромысла
При установке цилиндра таким образом, что расстояние между нижней его частью и верхней частью зажимной втулки равно значениям, указанным в инструкции по эксплуатации, привод коромысла должен быть расположен горизонтально перед затяжкой болтов, которые крепят длинную опору коромысла к зажимной втулке.
9.5.2.3 Исходная установка коромысла
В момент нахождения поршня двигателя в ВМТ в такте сжатия и при установленном держателе коромысла устанавливают винт регулировки клапанов в среднее положение для каждого из коромысел. Затем регулируют длину толкателей клапанов таким образом, чтобы коромысла находились в горизонтальном положении.
9.5.3 На остановленном и охлажденном двигателе проверяют соответствие значений зазоров заданным значениям, указанным в таблице А.12:
- между штоком клапана и полушаровой опорой при положении поршня двигателя у ВМТ в такте сжатия толкатели штоков клапанов с регулируемой длиной должны быть установлены так, чтобы регулировочные винты имели достаточное перемещение для обеспечения установки зазоров клапанов;
- зазор прерывателя-распределителя;
- искровой зазор свечи зажигания.
9.5.4 Контроль уровня жидкостей при остановленном и охлажденном двигателе
9.5.4.1 Дистиллированная вода (хладагент), залитая в конденсатор системы охлаждения (рубашку цилиндра) до уровня, едва видимого в нижней части смотрового стекла конденсатора, как правило, служит гарантией необходимого уровня хладагента при работающем двигателе. При работающем двигателе уровень хладагента в смотровом стекле конденсатора должен находиться в пределах 1 см ( 0,4 дюйма) от отметки LEVEL НОТ (УРОВЕНЬ В РАЗОГРЕТОМ СОСТОЯНИИ) на конденсаторе охладителя.
9.5.4.2 Масло, залитое в картер таким образом, что его уровень находится в верхней части смотрового стекла, как правило, служит гарантией рабочего уровня масла при работающем и разогретом двигателе, когда уровень масла должен занимать приблизительно среднее положение в смотровом стекле контроля уровня масла в картере.
9.5.4.3 В установках типа III уровни хладагента и масла устанавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
9.5.5 Основная установка опережения зажигания равна 26° до ВМТ при заданной высоте цилиндра (без компенсации по барометрическому давлению) (см. таблицу А.13)
9.5.5.1 Устройство для определения угла опережения зажигания (градуированный сектор или цифровой индикатор синхронизации) для обеспечения надлежащей работы должно быть откалибровано изготовителем таким образом, чтобы момент зажигания был показан правильно относительно положения коленчатого вала двигателя.
9.5.5.2 Установка рычага управления моментом зажигания
Регулируют длину тяги управления углом опережения зажигания таким образом, чтобы осевая линия рычага управления углом опережения зажигания была горизонтальной при заданной (без компенсации по барометрическому давлению) высоте цилиндра.
9.5.5.3 Исходная установка зажигания
На двигателе, работающем с подачей топлива и включенным зажиганием, рычагом управления зажигания устанавливают угол опережения зажигания, равный 26° до ВМТ при степени сжатия, соответствующей этому углу (см. таблицу А.13). Проводят контроль установленного момента зажигания по показаниям цифрового индикатора или по градуированному сектору и затягивают зажимной винт рычага управления моментом зажигания.
9.5.5.4 Регулировка автоматического привода изменения момента зажигания
По мере регулировки высоты цилиндра при определении октанового числа угол опережения зажигания должен автоматически изменяться в соответствии с контрольными показателями работы механизма изменения угла, представленными в таблице А.13.
9.6 Установка зазоров
На прогретом двигателе, остановленном после работы в стандартных условиях (до установившегося температурного режима), окончательно устанавливают зазоры клапанов (см. таблицу А.12).
9.7 Давление в картере двигателя
Давление, регистрируемое вакуумметром или водяным манометром, соединенным с внутренней полостью картера через демпфирующую диафрагму, предназначенную для сведения к минимуму пульсаций, должно быть менее атмосферного давления (вакуум) и составлять, как правило, от 25 до 150 мм (от 1 до 6 дюймов вод. ст.). Разрежение не должно превышать 255 мм (10 дюймов вод. ст.).
9.8 Противодавление выпускной системы
Статическое давление, измеряемое вакуумметром, соединенным с ресивером или выхлопной трубой через демпфирующую диафрагму, предназначенную для сведения к минимуму пульсаций, должно быть как можно ниже, но не должно превышать атмосферное давление и создавать разрежение, превышающее 255 мм (10 дюймов вод. ст.).
9.9 Резонанс системы выпуска и сапуна картера
Внутренний объем и длина системы трубопроводов выпуска и вентиляции картера должны быть достаточными для предотвращения резонанса газов. Методика определения наличия резонанса приведена в инструкции по эксплуатации установки.
9.10 Установка базовой высоты цилиндра
9.10.1 Базовую высоту цилиндра устанавливают по результатам ее регулировки на заданное давление сжатия или на заданную степень сжатия.
9.10.2 Регулировку на заданное давление сжатия проводят на двигателе после его прогрева в стандартных условиях до установившегося температурного режима. Останавливают двигатель и проверяют, чтобы зажигание было отключено и топливо не попадало в камеру сгорания. Устанавливают поверенный компрессионный манометр в отверстие детонационного датчика цилиндра, прокручивают электромотором двигатель и регулируют базовую высоту цилиндра (степень сжатия) до получения контрольного значения давления сжатия, после чего устанавливают приборы отсчета высоты цилиндра в заданное положение. Учитывают влияние барометрического давления эмпирической поправкой к контрольному значению давления сжатия (см. таблицу А.14).
Примечание - Только для установок типа II установку базовой высоты цилиндра на заданную степень сжатия допускается контролировать оценкой объема камеры сгорания при проливке. При степени сжатия 7,0 дистиллированная вода в объеме 112 см 3, залитая в камеру сгорания (что соответствует показанию индикатора степени сжатия 19,2 мм), заполняет ее до верхнего торца отверстия для датчика детонации при положении поршня в ВМТ в такте сжатия. Правильность установки индикатора проверяют при температуре охлаждающей жидкости (20 5) °С и температуре масла в картере от 50 °С до 60 °С. Вода, наливаемая в камеру сгорания, должна иметь температуру окружающей среды. Точность установки индикатора степени сжатия проверяют три раза, при всех измерениях отклонение показаний не должно превышать 0,1 мм. Для установок типа III базовую высоту цилиндра устанавливают в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.
9.11 Установка и регулирование уровня топлива в поплавковой камере карбюратора
9.11.1 Регулирование уровня топлива проводят с целью установления состава ТВС, обеспечивающего максимальную интенсивность детонации. Эту процедуру проводят при установившемся стандартном режиме при испытании каждого образца топлива, СТС и для ПЭС, включенных в определение октанового числа для обеспечения максимальной интенсивности детонации в каждом испытании.
9.11.2 Изменяя уровень топлива в поплавковой камере соответствующего бачка карбюратора при выбранной высоте цилиндра, устанавливают состав ТВС. Контролируют уровень топлива по мерному стеклу поплавковой камеры, который должен находиться в заданных стандартом пределах (см. таблицу А.12). Это обеспечивается изменением размера жиклера карбюратора.
9.11.2.1 Повышают уровень топлива через интервалы в одно деление по мерному стеклу и для каждого нового уровня топлива фиксируют показания указателя детонации. Обогащение смеси продолжают до тех пор, пока показания указателя детонации не уменьшатся на 3 или 4 деления по сравнению с наибольшим значением.
9.11.2.2 Устанавливают уровень топлива на деление мерного стекла, при котором наблюдалась максимальная интенсивность детонации, или между делениями, при которых наблюдалась наибольшая детонация одинаковой интенсивности, и изменяют его на одно деление в каждую сторону. Если показания указателя детонации при этом увеличиваются, то уровень топлива на максимальную интенсивность детонации определен неправильно, и всю регулировку следует повторить. При проведении регулировки фиксируют равновесные значения показаний указателя детонации.
9.12 Охлаждение карбюратора
Испытание топлив, у которых из-за интенсивного испарения наблюдают образование пузырьков в прозрачных топливных магистралях или аномальные флуктуации уровня топлива в смотровом стекле, проводят при охлаждении карбюратора циркуляцией хладагента.
9.13 Настройка и регулировка аналогового или цифрового детонометра
Процедуру выполняют в соответствии с технической документацией и инструкцией по эксплуатации. При выборе отдельных регулировок учитывают возможность их влияния на оценку октанового числа.
9.13.1 Допустимый диапазон показаний для аналогового детонометра должен составлять 20-80 делений указателя детонации для предотвращения возникновения потенциальных нелинейных характеристик, которые могут повлиять на оценку октанового числа. Допустимый диапазон показаний для цифрового детонометра должен составлять от 20 делений и выше.
9.13.2 Регулировку диапазона чувствительности (размах) измерителя детонации оптимизируют для достижения максимальной чувствительности при надлежащей стабильности показаний детонометра.
9.13.3 Настройка аналогового детонометра на стандартную интенсивность детонации
Ежедневно при стандартных условиях работы проводят настройку двигателя на стандартную интенсивность детонации на выбранной ПЭС с октановым числом, близким к предполагаемому октановому числу испытуемого образца по моторному методу с учетом его диапазона интерполяции (см. таблицу А.18).
9.13.3.1 В соответствии с октановым числом выбранной первичной эталонной смеси регулируют высоту цилиндра по приборам отсчета согласно СТОД, но с учетом дополнительного слагаемого - поправки на барометрическое давление (см. таблицы А.15 - А.17).
9.13.3.2 Регулируют детонометр таким образом, чтобы показания указателя детонации соответствовали значениям, приведенным в таблице А.19.
9.13.3.3 Если ОЧМ образца топлива выше 100 единиц, стандартная интенсивность детонации должна быть установлена с помощью одной из ПЭС этилированного изооктана (см. таблицу А.10), для которых ОЧМ выше 100 единиц и входит в диапазон интерполяции ПЭС, принятых в процедуре взятия в вилку образца топлива (см. таблицу А.18). Для выбора соответствующей ПЭС может потребоваться несколько испытаний. При этом учитывают рекомендации по ПЭС для различных значений ОЧМ образца топлива и ограничения на их максимальную разность. Регулируют установки детонометра таким образом, чтобы диапазон интерполяции оставался, по возможности, большим, в пределах 20-40 делений по указателю детонации, несмотря на нестабильность показаний по интенсивности детонации.
Примечание - Параметры, перечисленные в 9.4.2-9.4.5, 9.5.2, устанавливаемые и контролируемые в процессе сборки (технического обслуживания) установки, обычно не требуют контроля при проведении испытания.
10 Калибровка и проверка пригодности двигателя
10.1 Выбирают СТС по таблице А.20 в соответствии с предполагаемым диапазоном ОЧМ испытуемых образцов.
10.1.1 Проверку и калибровку установки по данным испытаний на СТС, предназначенных для заданного диапазона октановых чисел, проводят в следующих случаях:
- после отключения двигателя или его работы без детонации более 2 ч;
- при переходе к испытаниям бензинов с другим диапазоном октановых чисел;
- через каждые 7 ч непрерывной работы;
- после изменения барометрического давления более чем на 0,68 кПа (0,2 дюйма рт. ст.) по сравнению с тем, при котором ранее проводили определение октанового числа СТС для заданного диапазона октановых чисел;
- при проведении в процессе испытания регулировочных работ или изменений в оборудовании.
10.2 Оценивают значение ОЧМ для СТС при стандартных условиях проведения испытания (см. таблицу А.12).
10.2.1 Определение октанового числа по настоящему методу начинают только после достижения установкой температурного равновесия, при надлежащей установке всех параметров двигателя и приборов, предписанной настоящим методом испытаний.
10.2.2 Процедуре изменения степени сжатия для получения стандартной интенсивности детонации на испытуемом образце топлива обычно должна предшествовать процедура настройки на стандартную интенсивность детонации с использованием ПЭС, целое значение октанового числа которой является самым близким к октановому числу, предполагаемому для образца испытуемого топлива. Однако при испытании выбранной СТС допускается настраивать детонометр на стандартную интенсивность детонации непосредственно на СТС после установки высоты цилиндра с учетом барометрического давления на значение, указанное в СТОД для установленного номинального значения выбранной СТС.
10.2.3 Охлаждение карбюратора на моделях, оборудованных системой охлаждения карбюратора, при испытании СТС не применяют.
10.3 Если октановое число по моторному методу для выбранной СТС находится в пределах допусков, указанных в таблице А.20, то двигатель, на котором проводили испытания, пригоден для определения октанового числа образцов испытуемого топлива в соответствующем диапазоне октановых чисел при стандартных условиях моторного метода.
10.4 Если результат определения ОЧМ для СТС, указанных в таблице А.20, отклоняется от УНЗ, то возможно проведение компенсации отклонений за счет изменения температуры ТВС.
10.4.1 Если полученное без регулировки температуры значение ОЧМ для СТС, указанной в таблице А.20, отличается от установленного номинального значения более чем на 0,1 единицы, то допускается коррекция температуры входящего воздуха для получения допустимого УНЗ СТС.
Примечание - Изменение значения октанового числа для СТС на 0,1 единицы требует изменения установки температуры, подаваемой в двигатель ТВС примерно на 1 °С (2 °F). Повышение температуры смеси приводит к снижению измеренного значения октанового числа по моторному методу.
10.4.2 При компенсации отклонений от установленных номинальных значений СТС, которые выходят за пределы, установленные в таблице А.20, значение температуры подаваемой в двигатель ТВС должно быть в пределах от 141 °С (285 °F) до 163 °С (325 °F).
10.4.3 Если результат измерения октанового числа для СТС после настройки температуры ТВС отличается от установленного номинального значения с учетом предельного отклонения не более чем на 0,1 единицы (см. таблицу А.20), то двигатель можно использовать для определения октанового числа образцов топлив, имеющих значение октанового числа в заданном диапазоне.
10.4.4 Допускается для нового рабочего периода начинать испытание на пригодность к эксплуатации, используя приблизительно ту же регулировку температуры ТВС, которая применялась в предыдущем режиме работы, и учитывать при этом, что барометрическое давление для двух периодов может слегка различаться, если будут удовлетворены оба нижеследующих условия:
а) калибровка двигателя в ходе последнего рабочего периода потребовала регулирования температуры ТВС для последнего испытания на пригодность к эксплуатации;
б) техническое обслуживание и ремонт не проводились в период между испытаниями на пригодность к эксплуатации.
10.4.5 Если результат измерения октанового числа для СТС после настройки температуры ТВС отличается от установленного номинального значения с учетом предельного отклонения более чем на 0,1 единицы от УНЗ (см. таблицу А.20), то двигатель не следует использовать для определения октанового числа образцов топлива, имеющих значение октанового числа в заданном диапазоне, до тех пор, пока не будет определена и устранена причина такого несовпадения.
10.5 Оценка двигателя зависит исключительно от результатов испытаний по оценке значений ОЧМ для выбранных СТС, но отдельные двигатели, как можно предположить, применяют вне допуска УНЗ для выбранных определенных уровней ОЧМ для СТС. При этом необходимо регулярно проводить контроль результатов испытаний, документировать результаты такого контроля, выполняемого на специальных образцах для контроля, и с помощью статистических контрольных карт отслеживать и демонстрировать стабильную работу установки и подтверждать степень доверия к результатам испытаний топлив, получаемым обслуживающим персоналом на данном двигателе.
11 Проведение испытаний
11.1 Запуск и прогрев установки
11.1.1 Проверяют, чтобы все исходные условия подготовки узлов и систем двигателя соответствовали требованиям инструкции по эксплуатации установки на товарном топливе, включая прогрев масла и подачу охлаждающей жидкости.
11.1.2 Включают электромотор, зажигание, подогреватель воздуха, подачу топлива для прогрева и устанавливают степень сжатия для работы двигателя без детонации. Двигатель с подачей топлива работает в течение приблизительно 1 ч для обеспечения стабильности всех критических параметров. К работе установки для испытаний топлива на детонацию переходят после достижения ею температурного равновесия при надлежащей установке всех параметров двигателя и приборного оснащения и при стандартных условиях работы по настоящему методу. В течение последних 10 мин работы двигателя при его прогреве можно переходить к процедурам установления стандартного уровня детонации.
11.2 Калибровка двигателя и аппаратуры
11.2.1 При испытании образца в условиях, указанных в 10.1.1, проводят проверку пригодности двигателя на выбранных СТС в соответствии с разделом 10.
11.2.2 Если при этом проводят процедуру компенсации отклонения ОЧМ выбранной СТС в соответствии с процедурой 10.4, то выбранную температуру ТВС следует использовать в ходе рабочего периода при испытании каждого образца испытуемого топлива в данном диапазоне ОЧМ при использовании данной СТС.
11.3 Настраивают детонометр на стандартную интенсивность детонации по процедуре, приведенной в 9.13.3.
11.4 Сравнение испытуемого топлива с первичными эталонными смесями
11.4.1 Переводят двигатель на образец испытуемого топлива, залитого в бачок N 1, и проверяют отсутствие пузырьков воздуха в топливной системе.
11.4.2 На образце испытуемого топлива устанавливают высоту цилиндра таким образом, чтобы интенсивность детонации была несколько ниже стандартного значения (40-45 делений), фиксируют это значение и уровень топлива.
11.4.3 Регулируют уровень топлива на максимальную интенсивность детонации в соответствии с процедурой, приведенной в 9.11.
11.4.4 Изменением степени сжатия (высоты цилиндра) доводят показания указателя детонации до значения, соответствующего стандартной интенсивности детонации (см. таблицу А.19). Полученная при этом степень сжатия остается постоянной в течение всего последующего испытания образца топлива. Регистрируют показания прибора отсчета высоты цилиндра.
11.4.5 По показаниям прибора отсчета высоты цилиндра с учетом поправки на барометрическое давление по СТОД выбирают ПЭС N 1, значение ОЧМ которой предположительно близко к октановому числу образца испытуемого топлива.
11.4.6 Заливают ПЭС N 1 в бачок N 2, переключают двигатель на работу из этого бачка и проверяют отсутствие пузырьков воздуха в топливной системе.
11.4.7 Не изменяя высоту цилиндра, которую использовали для образца испытуемого топлива, регулируют состав ТВС и определяют максимальное показание датчика интенсивности детонации для ПЭС N 1.
11.4.8 Фиксируют равновесное показание указателя интенсивности детонации при работе двигателя и определяют, детонирует ли выбранная ПЭС N 1 сильнее или слабее, чем испытуемое топливо.
11.4.9 В соответствии с полученными в 11.4.8 результатами и с учетом требований к процедуре взятия образца топлива в вилку при максимально допустимой разности ОЧМ, приведенной в таблице А.18, выбирают первичную эталонную смесь N 2 с большим или меньшим октановым числом.
11.4.10 Заливают ПЭС N 2 в бачок N 3, переключают двигатель на работу из этого бачка и проверяют отсутствие пузырьков воздуха в топливной системе.
11.4.11 Не изменяя высоту цилиндра, которую использовали для образца испытуемого топлива, регулируют состав ТВС и определяют максимальное показание указателя детонации на ПЭС N 2.
11.4.12 Фиксируют равновесное показание указателя интенсивности детонации при работе двигателя на выбранной ПЭС N 2.
11.4.13 Если показание указателя детонации на образце находится за пределами диапазона показаний этих первичных эталонных смесей или не равно показанию одной из них, ПЭС N 1 сливают, а вместо нее заливают третью смесь первичных эталонных топлив, ОЧМ которой отличается от ОЧМ второй эталонной смеси в заданных пределах (см. таблицу А.18).
11.4.14 Если показание указателя детонации на образце находится между показаниями эталонных смесей, проводят вторую серию оценок интенсивности детонации для выбранных ПЭС и испытуемого образца топлива.
11.4.15 Не изменяя высоту цилиндра, пользуясь тремя бачками карбюратора, отрегулированными на максимальную интенсивность детонации, регистрируют повторно аналогичную серию показаний указателя детонации. Последовательность снятия показаний на смесях эталонных топлив должна быть обратной последовательности в первой серии, что позволяет выявить влияние остатков образца во всасывающей системе двигателя, которые могут исказить истинные показатели интенсивности детонации на эталонных топливах. При переключении двигателя с одного топлива на другое необходимо обеспечить стандартный рабочий режим двигателя и установление стабильных показаний указателя детонации.
11.4.16 Разность расчетных значений ОЧМ (см. раздел 12) для каждой из двух серий показаний указателя детонации и среднее значение показаний указателя детонации для образца топлива должны соответствовать пределам, установленным в таблице А.19.
11.4.16.1 Если указанные в 11.4.16 показатели соответствуют установленным пределам, то по средним значениям отсчетов указателя детонации для ПЭС и образца топлива вычисляют значение ОЧМ образца испытуемого топлива. По данным СТОД с поправкой на барометрическое давление определяют для найденного ОЧМ образца значение показания прибора отсчета высоты цилиндра, соответствующее стандартной интенсивности детонации. Разность между этим показанием и данными отсчета высоты цилиндра при проведении испытаний образца топлива должна соответствовать установленным пределам (см. таблицу А.21).
11.4.16.2 Если разность данных по высоте цилиндра, фиксированной по результатам испытаний и по данным СТОД, не соответствует установленным пределам, проводят новое определение после повторной регулировки детонометра для установления стандартной интенсивности детонации.
11.4.17 Если для двух серий отсчетов контрольные показатели (вычисленная разность ОЧМ или среднее значение показания указателя интенсивности детонации для образца) не соответствуют установленным пределам, то должна быть получена третья серия показаний указателя детонации на образце испытуемого топлива и эталонных топливах N 1 и N 2. Порядок переключения топлив для этого набора должен быть следующим: образец испытуемого топлива, ПЭС N 1, затем ПЭС N 2.
11.4.17.1 Результаты третьей и второй серий отсчетов должны соответствовать по контрольным показателям (разности значений ОЧМ и среднему значению показания указателя интенсивности детонации для образца) установленным для них пределам (см. таблицу А.21).
11.4.17.2 Если контрольные показатели не соответствуют установленным для них пределам, проводят новое определение после повторной регулировки детонометра для установления соответствующей стандартной интенсивности детонации.
11.4.17.3 Если контрольные показатели соответствуют установленным для них пределам, переходят к процедуре проверки, указанной в 11.4.16.1.
12 Вычисления
12.1 Вычисляют среднее арифметическое значение показаний указателя детонации на испытуемом и двух эталонных топливах, полученных по 11.4.
12.2 Октановое число испытуемого топлива А вычисляют методом интерполяции по формуле
,
(1)
где A 1 - объемная доля изооктана в смеси эталонных топлив, детонирующей сильнее испытуемого образца топлива, %;
А 2 - объемная доля изооктана в смеси эталонных топлив, детонирующей слабее испытуемого топлива, %;
а - среднее арифметическое значение отсчетов по указателю детонации для испытуемого топлива;
а 1 - среднее арифметическое значение результатов отсчетов по указателю детонации для смеси эталонных топлив А 1;
а 2 - среднее арифметическое значение результатов отсчетов по указателю детонации для смеси эталонных топлив А 2.
12.3 При вычислении октанового числа топлива более 100 содержание ТЭС С, см 3/кг, в изооктане, эквивалентном по детонационной стойкости испытуемому топливу, вычисляют по формуле
,
(2)
где С 1 - объемная доля ТЭС в изооктане, детонирующем сильнее испытуемого топлива, см 3/кг;
С 2 - объемная доля ТЭС в изооктане, детонирующем слабее испытуемого топлива, см 3/кг;
с 1 - среднее арифметическое значение отсчетов по указателю детонации для изооктана, соответствующего С 1;
с - среднее арифметическое значение отсчетов по указателю детонации для испытуемого топлива;
с 2 - среднее арифметическое значение отсчетов по указателю детонации для изооктана, соответствующего С 2.
По таблице А.10 определяют значение октанового числа испытуемого топлива, соответствующее найденному значению С.
13 Обработка результатов
Регистрируют ОЧМ образца, вычисленное по средним значениям показаний указателя детонации для испытуемого топлива и ПЭС в сериях отсчетов, удовлетворяющих требованиям, установленным для моторного метода. При округлении результата число значащих цифр зависит от диапазона показателя ОЧМ в соответствии с требованиями таблицы А.22. Если вычисленное значение ОЧМ оканчивается точно на цифру 5, его округляют до ближайшего четного числа в соответствии со значением октанового числа.
Пример - 67,50 и 68,50 следует округлять до 68, как до ближайшего целого четного числа, а 89,55 и 89,65 следует округлять до 89,6, как до ближайшего четного десятичного значения.
Октановое число, определенное по моторному методу, обозначают следующим образом: значение октанового числа/М (М - условный индекс моторного метода).
14 Прецизионность
14.1 Приведенные в настоящем стандарте показатели повторяемости и воспроизводимости основаны на диапазонах октановых чисел бензинов по моторному методу, наиболее характерных для рынка стран ЕАЭС, учитывают особенности установок типов I, II, III и IV, а также влияние на них барометрических условий (см. таблицы А.16 и А.17).
14.2 Образцы топлив, содержащих оксигенаты (спирты или простые эфиры) в концентрациях, соответствующих концентрациям товарных топлив для двигателей с искровым зажиганием, включены в эти данные.
14.3 Прецизионность при проведении испытаний на установках типа I 1)
------------------------------
1)Показатели прецизионности установлены на основе результатов межлабораторных сравнительных испытаний, проводимых на установках CFR. Подтверждающие данные (сводка данных и результатов анализа, используемых для определения показателей прецизионности) можно получить по запросу в Центральном офисе Американского общества по испытанию материалов (ASTM International) (Научно-исследовательские отчеты RR:D02-1383, RR:D02-1731).
------------------------------
Для установок типа I с использованием процедуры взятия в вилку - равновесный уровень топлива.
14.3.1 Диапазон октановых чисел по моторному методу ниже 80,0
Прецизионность настоящего метода испытания для диапазона октановых чисел по моторному методу ниже 80,0 не установлена, поскольку в настоящее время отсутствует достаточное количество данных.
14.3.2 Диапазон октановых чисел по моторному методу от 80,0 до 90,0
Прецизионность настоящего метода испытания для диапазона октановых чисел по моторному методу от 80,0 до 90,0 установлена на основе статистической обработки результатов межлабораторных сравнительных испытаний идентичных образцов в различных лабораториях по процедуре взятия в вилку - равновесный уровень топлива.
14.3.2.1 Повторяемость r
Расхождение результатов двух испытаний, полученных одним и тем же оператором на одной и той же аппаратуре при постоянных рабочих условиях на идентичном испытуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении настоящего метода испытания, может превышать 0,2 единицы октанового числа только в одном случае из 20.
14.3.2.2 Воспроизводимость R
Расхождение результатов двух независимых испытаний, полученных разными операторами, работающими в разных лабораториях, на идентичном испытуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении настоящего метода испытания, может превышать 0,9 единицы октанового числа только в одном случае из 20.
14.3.2.3 Образцы топлив, содержащих оксигенаты (спирты или простые эфиры) в концентрациях, соответствующих концентрациям товарных топлив для двигателей с искровым зажиганием, анализировали в совместных программах испытаний, и было установлено, что прецизионность метода для этих образцов топлив статистически не отличается от прецизионности метода для топлив, не содержащих оксигенаты, в диапазоне октановых чисел по моторному методу от 80,0 до 90,0 единиц.
14.3.2.4 Эквивалентность результатов испытаний по настоящему методу, выполняемых при барометрических давлениях ниже 96,4 кПа (28,0 дюйма рт. ст.), не определена. При оценке воспроизводимости метода для топлив с октановыми числами по моторному методу в диапазоне от 80,0 до 90,0 для лабораторий, расположенных на различных высотах над уровнем моря, на основе результатов межлабораторных сравнительных испытаний 1) установлено, что расхождение результатов испытаний в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении настоящего метода испытания может превышать приблизительно 1,4 единицы октанового числа только в одном случае из 20.
------------------------------
1)По результатам межлабораторных сравнительных испытаний, выполненных Региональной группой Американского общества по испытанию материалов (ASTM Rocky Mountain Regional Group).
------------------------------
14.3.3 Диапазон октановых чисел по моторному методу от 90,0 до 102,0
Прецизионность настоящего метода испытания для диапазона октановых чисел по моторному методу от 90,0 до 102,0 не установлена, поскольку в настоящее время отсутствует достаточное количество данных.
14.3.4 Диапазон октановых чисел по моторному методу от 102,0 до 103,0
Прецизионность настоящего метода испытания для диапазона октановых чисел по моторному методу от 102,0 до 103,0 установлена на основе статистической обработки результатов межлабораторных сравнительных испытаний идентичных образцов в различных лабораториях.
14.3.4.1 Повторяемость r
Расхождение результатов двух испытаний, полученных одним и тем же оператором на одной и той же аппаратуре при постоянных рабочих условиях на идентичном испытуемом материале в течение длительного времени, при нормальном и правильном выполнении настоящего метода испытания может превышать 0,6 единицы октанового числа только в одном случае из 20.
14.3.4.2 Воспроизводимость R
Расхождение результатов двух независимых испытаний, полученных разными операторами, работающими в разных лабораториях, на идентичном испытуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении настоящего метода испытания, может превышать 2,0 единицы октанового числа только в одном случае из 20.
14.3.5 Диапазон октановых чисел по моторному методу выше 103,0
Прецизионность настоящего метода испытания для диапазона октановых чисел по моторному методу выше 103,0 не установлена, поскольку в настоящее время отсутствует достаточное количество данных.
14.4 Прецизионность при проведении испытаний на установках типа II 2), III 3)
------------------------------
2)Показатели прецизионности установлены на основе результатов межлабораторных сравнительных испытаний, проведенных во Всесоюзном ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте по переработке нефти "ВНИИ НП" (в настоящее время АО "ВНИИ НП") в 1990 г. на установках УИТ-65, УИТ-85, УИТ-85М.
3)Показатели прецизионности установлены на основе результатов межлабораторных сравнительных испытаний, проведенных в АО "ВНИИ НП" в 2019 г. на установках SKY2102-VII и SYP2102-VI.
------------------------------
14.4.1 Повторяемость r
Расхождение результатов двух испытаний, полученных одним и тем же оператором на одной и той же аппаратуре при постоянных рабочих условиях на идентичном испытуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении настоящего метода испытания, может превышать 0,5 единицы октанового числа только в одном случае из 20.
14.4.2 Воспроизводимость R
Расхождение результатов двух независимых испытаний, полученных разными операторами, работающими в разных лабораториях, на идентичном испытуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении настоящего метода испытания, может превышать 1,6 единицы октанового числа только в одном случае из 20.
14.5 Прецизионность при проведении испытаний на установках типа IV 1)
------------------------------
1)Показатели прецизионности установлены на основе результатов межлабораторных сравнительных испытаний, проведенных в ОАО "ВНИИ НП" (в настоящее время АО "ВНИИ НП") в 2009 г. на установках УИТ-2008.
------------------------------
14.5.1 Повторяемость r
Расхождение результатов двух испытаний, полученных одним и тем же оператором на одной и той же аппаратуре при постоянных рабочих условиях на идентичном испытуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении настоящего метода испытания, может превышать 0,2 единицы октанового числа только в одном случае из 20.
14.5.2 Воспроизводимость R
Расхождение результатов двух независимых испытаний, полученных разными операторами, работающими в разных лабораториях, на идентичном испытуемом материале в течение длительного времени при нормальном и правильном выполнении настоящего метода испытания, может превышать 0,5 единицы октанового числа только в одном случае из 20.
15 Протокол испытаний
Протокол испытаний должен содержать:
а) обозначение настоящего стандарта, тип и заводской номер установки;
б) тип и полную идентификацию испытуемого продукта;
в) результаты испытаний (см. раздел 13);
г) любое отклонение от установленных процедур;
д) дату проведения испытания;
е) барометрическое давление.
Ключевые слова: топливо для двигателей, моторный метод определения октанового числа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 511-2022 "Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 декабря 2022 г. N 1587-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2023 г.
Дата введения - 1 июля 2023 г.