Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Спирина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.В. Спирин оспаривает конституционность статьи 94 "Издержки, связанные с рассмотрением дела" и части четвертой статьи 95 "Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам" (введена Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 318-ФЗ после рассмотрения дела заявителя судами первой и апелляционной инстанций, ранее аналогичное в целом регулирование содержалось в части третьей этой статьи) ГПК Российской Федерации, а также статьи 37 "Финансирование судебно-экспертной деятельности" Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Как следует из представленных материалов, решением мирового судьи, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворены исковые требования гражданки Т. к ряду граждан, в том числе В.В. Спирину, связанные с возмещением ущерба, причиненного заливом квартиры. Этим же решением суда с ответчиков взысканы судебные расходы, в том числе на проведение судебной экспертизы, назначенной судом по заявлению истца.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 1, 2, 6-8, 17-19, 30, 37, 45, 46, 48, 55 и 123 Конституции Российской Федерации, поскольку они позволяют судам взыскивать судебные расходы на проведение экспертизы без документального подтверждения и финансово-экономического обоснования фактических затрат экспертной организацией, не принимая во внимание доводы проигравшей стороны о необоснованности размера таких расходов.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно части четвертой статьи 95 ГПК Российской Федерации эксперты, специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. При этом названное законоположение прямо устанавливает, что размер вознаграждения определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами. Аналогичное регулирование содержала и часть третья статьи 95 ГПК Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 318-ФЗ. Дополнительной гарантией защиты имущественных прав сторон при возложении на них указанного вида судебных издержек выступают положения статьи 96 ГПК Российской Федерации о праве суда освободить сторону-гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты данных расходов или уменьшить их размер (часть третья).
Таким образом, часть четвертая статьи 95 ГПК Российской Федерации, в силу ее буквального содержания предусматривающая при определении судом размера вознаграждения экспертам необходимость учитывать волеизъявление сторон, участвующих в деле, равно как и статья 94 данного Кодекса, лишь относящая суммы, подлежащие выплате экспертам, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, и не регулирующая вопросов такой выплаты и установления их размера, перечисленных в жалобе конституционных прав В.В. Спирина в обозначенном им аспекте не нарушают.
Статья 37 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" устанавливает правила финансирования судебно-экспертной деятельности, осуществляемой государственными судебно-экспертными учреждениями и экспертными подразделениями уполномоченных федеральных государственных органов, а также государственными судебно-экспертными учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Из представленных заявителем материалов усматривается, что проведение судебной экспертизы по его делу было поручено судом не указанным государственным учреждениям, а автономной некоммерческой экспертной организации. Таким образом, применение указанной нормы закона в нарушение требований статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в конкретном деле не подтверждается, что свидетельствует о недопустимости жалобы заявителя в этой части.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Спирина Виталия Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 марта 2023 г. N 584-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Спирина Виталия Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 94, частью четвертой статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 37 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-