Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2016 г. N Ф08-3780/16 по делу N А53-29177/2015

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2016 г. N Ф08-3780/16 по делу N А53-29177/2015

 

г. Краснодар

 

24 июня 2016 г.

Дело N А53-29177/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2016 года.

 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Алексеева Р.А. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Предприятие "Репер"" (ИНН 6168075913, ОГРН 1026104366860) - Якымив И.Р. (директор), в отсутствие заинтересованного лица - Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 2116164066137), третьего лица - муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района города Ростова-на-Дону, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие "Репер"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 (судья Андрианова Ю.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А53-29177/2015, установил следующее.

ООО "Предприятие "Репер"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента, выраженного в уведомлении от 03.11.2015 N 59-30-23889/3 в реализации преимущественного права приобретения арендованного объекта муниципального жилого фонда - нежилого помещения площадью 226 кв. м, расположенного в подвале и на первом этаже жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, 48б; возложении обязанности на департамент обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости указанного нежилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение об условиях приватизации данного нежилого помещения в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке, направить обществу проект договора купли-продажи названного помещения в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района города Ростова-на-Дону.

Решением суда от 11.02.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что суды ошибочно квалифицировали заключенный обществом договор как безвозмездный, поскольку в договоре содержится условие о встречном предоставлении. Вывод судов о том, что отказ в выкупе принят после прекращения действия договора противоречит материалам дела. Договор возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует и судами установлено, что на основании постановления главы администрации Советского района города Ростова-на-Дону от 29.03.1993 N 777 ассоциация "Ростовстрой" в соответствии с пунктом 1 приложения N 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" в муниципальную собственность переданы многоквартирные жилые дома, в том числе нежилые помещения площадью 226 кв. м, расположенные в подвале и на первом этаже жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, 48б.

Указанные помещения площадью 226 кв. м, из которых 122,8 кв. м площадь помещений на первом этаже и 103,2 кв. м - площадь подвальных помещений, по договору безвозмездного пользования от 03.03.1998 N 4 переданы Комитетом по управлению имуществом города Ростова-на-Дону обществу.

Срок действия договора составляет 15 лет (пункт 1.1 договора).

Пункт 4.3 договора безвозмездного пользования от 03.03.1998 содержит условие, в соответствии с которым предприятие обязуется в течение 3 дней после подписания сторонами договора безвозмездного пользования отозвать исполнительный лист от 23.10.1997 N 23200 по делу N А53-26/4074/97-05 на сумму 400 тыс. рублей.

При неисполнении указанного условия договор считается незаключенным.

05 октября 2015 года общество обратилось в департамент с заявлением о приватизации нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22.06.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).

Письмом от 03.11.2015 N 59-30-23889/3 департамент отказал в приватизации объекта по тому основанию, что помещения использовались предприятием по договору безвозмездного пользования.

Считая отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

По смыслу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействиями) прав и интересов заявителя.

В пункте 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - информационное письмо N 134) разъяснено следующее. Субъект малого предпринимательства, чье право на приобретение было нарушено, может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение, в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В статье 3 Закона N 159-ФЗ определены условия, при которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать свое преимущественное право на приобретение арендуемого имущества при его возмездном отчуждении из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности: 1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 названного Закона;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 данного Закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 указанного Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.

Согласно пункту 4 информационного письма N 134 безвозмездное пользование государственным или муниципальным имуществом, осуществляемое субъектом малого или среднего предпринимательства, не порождает у последнего права на приобретение имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценивая представленные доказательства, пришли к правомерному выводу о невозможности реализации обществом преимущественного права выкупа муниципального имущества по Закону N 159-ФЗ, поскольку общество использовало имущество на безвозмездной основе и не являлось субъектом, подпадающим под действие Закона N 159-ФЗ на момент обращения с заявлением о выкупе имущества.

Из материалов дела следует, что спорное имущество предоставлено обществу в безвозмездное пользование взамен на отзыв обществом исполнительного листа на сумму 400 тыс. рублей. Условия о внесении арендной платы за пользование данным имуществом в тексте договора не содержится.

Однако передача имущества в безвозмездное пользование в счет оплаты задолженности не свидетельствует о возникновении арендных отношений.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.

Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу.

Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по делу N А53-29177/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

В.В. Аваряскин

 

Судьи

Р.А. Алексеев
О.Л. Рассказов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В статье 3 Закона N 159-ФЗ определены условия, при которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать свое преимущественное право на приобретение арендуемого имущества при его возмездном отчуждении из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности: 1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 названного Закона;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 данного Закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 указанного Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.

Согласно пункту 4 информационного письма N 134 безвозмездное пользование государственным или муниципальным имуществом, осуществляемое субъектом малого или среднего предпринимательства, не порождает у последнего права на приобретение имущества."