Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки С.Ю. Хворенковой,
установил:
1. Гражданка С.Ю. Хворенкова оспаривает конституционность следующих положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354; далее также - Правила):
абзацев шестого и восьмого пункта 2, согласно которым индивидуальный прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении; коллективный (общедомовый) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом; для определения объемов (количества) отведенных из многоквартирного дома сточных вод используются коллективный (общедомовый) прибор учета сточных вод, а при его отсутствии - коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды и горячей воды в порядке, установленном данными Правилами;
пункта 42.1, а фактически - его абзаца четвертого, предусматривающего, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3.1 и 3.4 приложения N 2 к данным Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии;
формулы 3.1 приложения N 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" к данным Правилам, определяющей размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном (i-м) жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии;
формулы 3.7 указанного приложения, определяющей объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета конкретное (i-е) помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
Как следует из представленных материалов, индивидуальный предприниматель С.Ю. Хворенкова является собственником нежилого помещения в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, однако ни одно жилое помещение в нем не оборудовано индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Вместе с тем нежилое помещение заявительницы оснащено отдельным узлом коммерческого учета тепловой энергии (далее также - узел учета тепловой энергии), расположенным в системе теплоснабжения многоквартирного дома до места размещения коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (т.е. коллективный (общедомовый) прибор учета тепловой энергии многоквартирного дома не учитывает расход тепловой энергии, поступающей в принадлежащее С.Ю. Хворенковой нежилое помещение, которое подключено к централизованным сетям теплоснабжения через индивидуальный тепловой пункт).
До сентября 2018 года расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в нежилом помещении заявительницы осуществлялся на основании показаний оборудованного ею узла учета тепловой энергии в соответствии с договором теплоснабжения, заключенным С.Ю. Хворенковой с теплоснабжающей организацией в мае 2016 года, а также Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034). Однако с сентября 2018 года расчет указанной платы начал производиться на основании оспариваемых заявительницей абзаца четвертого пункта 42.1 Правил и формул 3.1 и 3.7 приложения N 2 к ним, что привело к многократному увеличению размера платы за тепловую энергию для С.Ю. Хворенковой. При таком способе расчета, как отмечается в ее жалобе, учитываемый при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению объем тепловой энергии, потребляемой на общедомовые нужды (в целях содержания общего имущества многоквартирного дома), существенно превышает объем тепловой энергии, фактически потребляемой не только в нежилом помещении заявительницы (согласно показаниям узла учета тепловой энергии), но и во всех остальных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, притом что площадь помещений общего пользования в данном доме составляет всего 969 кв.м, в то время как площадь нежилого помещения, принадлежащего С.Ю. Хворенковой, составляет 1 209,7 кв.м, а общая площадь остальных жилых и нежилых помещений - 11 923,4 кв.м.
формулы 3.1 приложения N 2 к Правилам, а оборудованный заявительницей узел учета тепловой энергии приравнял к индивидуальному прибору учета тепловой энергии и в то же время расценил его как составляющую оборудования и средств измерения, входящих в состав коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2021 года, решение суда первой инстанции изменено в части размера пени (их размер снижен). В то же время, соглашаясь с решением суда первой инстанции в части размера подлежащей взысканию с С.Ю. Хворенковой задолженности по договору теплоснабжения, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что действующее законодательство не содержит специальных правил расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, учитывающих место расположения индивидуального прибора учета тепловой энергии (до или после коллективного (общедомового) прибора учета). По мнению судов, поскольку узел учета тепловой энергии, по существу, является не только индивидуальным прибором учета тепловой энергии, но и частью оборудования и средств измерения, входящих в состав коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, для определения расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целом показания такого узла учета подлежат суммированию с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В передаче кассационной жалобы С.Ю. Хворенковой на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано определением судьи этого суда от 10 февраля 2022 года.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 7 (часть 1), 17 (часть 3), 18, 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они обязывают собственника нежилого помещения в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии многоквартирном доме, оборудовавшего для своего нежилого помещения - с соблюдением установленного порядка - отдельный узел коммерческого учета тепловой энергии, показания которого не учитываются коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в чрезмерно завышенном размере в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды, тем самым понуждая такого собственника оплачивать фактически не потребленную им тепловую энергию, а также делают нецелесообразной организацию такого узла учета тепловой энергии для нежилых помещений в многоквартирных домах, не учитывают установленные договором границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей между их владельцами, подрывают доверие добросовестных потребителей тепловой энергии к деятельности ресурсоснабжающих организаций, закону и действиям государства.
2. Исходя из необходимости соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, сохранения природы и окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов (статья 9, часть 1; статья 35, часть 1; статья 40, часть 1; статья 58 Конституции Российской Федерации) нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на вытекающих из Конституции Российской Федерации (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3) принципах равенства, справедливости и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений. При этом приведенные конституционные требования предопределяют и содержание правового регулирования отношений, возникающих в процессе потребления коммунальных ресурсов, включая тепловую энергию, собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 30-П, от 20 декабря 2018 года N 46-П и др.).
В силу этого федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования отношений по поводу предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и внесения платы за эти услуги принимал во внимание прежде всего необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев, в частности, в статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации общие правила определения размера платы за коммунальные услуги, установил, что ее размер рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1), и делегировал Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, предусматривающих в том числе конкретный порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии (часть 1.1).
Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации учитывало в том числе обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации) и, соответственно, исходило из того, что в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева не только обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, но и расположенных в нем помещений общего пользования (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П и от 27 апреля 2021 года N 16-П).
С учетом этого Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регламентирующие, помимо прочего, порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, дифференцированный в зависимости от наличия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а также способа оплаты данной коммунальной услуги - в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (пункт 42.1). При этом положения данных Правил (в частности, пункта 42.1) применяются и для определения объема тепловой энергии, потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома, а также размера платы за потребленную в таком помещении тепловую энергию (абзац третий пункта 7 и пункт 43).
3. Расчет платы за отопление в подключенном к системе централизованного теплоснабжения многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, производится в соответствии с положениями абзаца четвертого пункта 42.1 Правил, предусматривающего исчисление данной платы на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии по формулам 3.1 и 3.4 приложения N 2 к Правилам.
В свою очередь, формула 3.1 позволяет определить размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном (i-м) жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. Данная формула учитывает, в частности, такие показатели, как объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на конкретное (i-е) помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, а также объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период в многоквартирном доме в целом.
Для помещения (жилого или нежилого), оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, первый из указанных показателей определяется: в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода - на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета; при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год. Для помещения (жилого или нежилого), не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии определяется расчетным способом с учетом площади такого помещения по формуле 3.7 приложения N 2 к Правилам (исходя из среднего объема потребления тепловой энергии в помещениях, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, по показаниям этих приборов учета).
Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период в многоквартирном доме в целом, - вне зависимости от наличия в конкретном (i-м) помещении (жилом или нежилом) индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета - определяется: при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода - на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии; при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год. При этом размер платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственником конкретного (i-го) помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, фактически определяется исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящегося на данное помещение (т.е. тепловой энергии, используемой для отопления непосредственно этого помещения), и приходящейся на соответствующее помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за коммунальную услугу по отоплению, подлежащая внесению собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, включает в себя как плату за тепловую энергию, потребляемую непосредственно в соответствующем помещении (жилом или нежилом), так и плату за тепловую энергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе возложение обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, на собственников и пользователей всех помещений, которые расположены в многоквартирном доме, исходя из приходящейся на данное помещение (жилое или нежилое) доли от исчисленного расчетным способом общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за конкретный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, согласуется как с конституционным принципом равенства, так и с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности граждан (статья 19, часть 1; статья 75.1 Конституции Российской Федерации) (Постановление от 27 апреля 2021 года N 16-П).
Исходя из этого предусмотренный абзацем четвертым пункта 42.1 Правил во взаимосвязи с формулами 3.1 и 3.7 приложения N 2 к ним порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предполагающий распределение между всеми собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме расходов, связанных с потреблением тепловой энергии на общедомовые нужды, пропорционально площади принадлежащих им помещений, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы.
Указывая же на то, что исчисленный на основании данных нормативных положений объем (количество) тепловой энергии на общедомовые нужды оказывается чрезмерно завышенным, а это, в свою очередь, приводит к неоправданному увеличению размера платы за коммунальную услугу по отоплению, заявительница, по сути, предлагает Конституционному Суду Российской Федерации проверить обоснованность их применения с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, от исследования которых Конституционный Суд Российской Федерации в силу частей третьей и четвертой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" воздерживается во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
4. Не нарушают конституционные права заявительницы и абзацы шестой и восьмой пункта 2 Правил, определяющие понятия "индивидуальный прибор учета" и "коллективный (общедомовый) прибор учета". Данные нормативные положения носят общий характер норм-дефиниций и направлены на конкретизацию правового регулирования отношений в области предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Решение же вопроса об обоснованности приравнивания - для целей исчисления взимаемой с С.Ю. Хворенковой платы за коммунальную услугу по отоплению - оборудованного ею отдельного узла коммерческого учета тепловой энергии к индивидуальному прибору учета тепловой энергии, а равно допустимости рассмотрения такого узла учета в качестве составной части коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, с чем, как видно из жалобы, заявительница выражает несогласие, предполагает не только установление и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, но и оценку вынесенных по этому делу судебных решений, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
К тому же доводы, приведенные С.Ю. Хворенковой в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что нарушение своих конституционных прав она связывает, помимо прочего, с отсутствием в действующем правовом регулировании особого порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников нежилых помещений с отдельными узлами коммерческого учета тепловой энергии, расположенных в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно из прочих помещений не оборудовано индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, притом что показания этих узлов учета не учитываются коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Между тем внесение в действующее правовое регулирование необходимых изменений относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Однако необходимо иметь в виду, что на сегодняшний день многоквартирные дома, в которых из-за вертикальной поквартирной разводки внутридомовой системы отопления отсутствует техническая возможность установки в большинстве отдельных помещений индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, составляют весьма значительную часть жилищного фонда и при определенных обстоятельствах (например, если в таком доме расположено всего одно помещение, оснащенное индивидуальным прибором учета тепловой энергии, либо такие помещения составляют меньшинство по отношению ко всем прочим отдельным помещениям в доме) действующий порядок определения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящегося на расположенное в этом доме помещение (жилое или нежилое), не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, может приводить к занижению указанного показателя по сравнению с объемом (количеством) тепловой энергии, фактически потребляемой для отопления непосредственно данного помещения, и тем самым - к необоснованному увеличению исчисленного расчетным способом объема (количества) тепловой энергии, потребленной за конкретный период на отопление общего имущества многоквартирного дома. С учетом этого Правительство Российской Федерации не лишено возможности на основе тщательного экономического анализа, предполагающего проведение соответствующих расчетов, руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации, включая вытекающие из ее предписаний принципы равенства, справедливости и соразмерности, установить специальный, отличный от закрепленного оспариваемыми нормативными положениями, порядок исчисления размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей расположенных в таких домах помещений, предполагающий учет обусловленной особенностями существующих внутридомовых инженерных сетей (систем) и оборудования (в том числе средств измерений) в этих домах специфики определения объема (количества) тепловой энергии, расходуемой на общедомовые нужды.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хворенковой Светланы Юрьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ИП - собственница нежилого помещения в МКД оспаривала положения о расчете платы за теплоэнергию в Правилах предоставления коммунальных услуг в МКД.
Помещение заявительницы оснащено отдельным узлом коммерческого учета тепла. ИП платила только по этому счетчику. Но затем ее прибор учета приравняли к ИПУ, признав частью оборудования коллективного прибора учета (ОДПУ), и обязали оплачивать также часть тепла, расходуемого на общедомовые нужды. Оспорить это не удалось. В законе нет специальных правил расчета платы за отопление в зависимости от расположения ИПУ - до или после ОДПУ.
Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении жалобы. Собственник должен платить за тепло, поставляемое также и на общедомовые нужды, исходя из приходящейся на его помещение доли. Это правило не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Вместе с тем КС пояснил, что Правительство РФ может установить специальный порядок расчета платы за отопление для владельцев таких помещений.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2023 г. N 1405-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хворенковой Светланы Юрьевны на нарушение ее конституционных прав абзацами шестым и восьмым пункта 2 и пунктом 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулами 3.1 и 3.7 приложения N 2 к данным Правилам"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-