Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством субсидий юридическим лицам, с учетом пунктов 11 8 и 12 5Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
Частью 4 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ установлено, что при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктами 8 и 8 1 статьи 78 и подпунктами 3 и 3 1 пункта 1 статьи 78 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, определенные указанными статьями, при осуществлении ими закупок, предусмотренных указанными статьями, распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
В этой связи следует отметить, что пункты 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ предусматривают регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся:
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
заключения предусмотренных Законом N 44-ФЗ контрактов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.
Учитывая изложенное, положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие планирование закупок, на закупки, осуществляемые в соответствии с частью 4 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, не распространяются.
Частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ установлен объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В этой связи следует отметить, что пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено определение понятия "заказчик" в контексте Закона N 44-ФЗ, согласно которому заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Учитывая, что юридические лица, указанные в части 4 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, не являются заказчиками в соответствии с определением, установленным Законом N 44-ФЗ, обязанность по достижению объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций у них отсутствует.
На основании вышеизложенного на такие юридические лица также не распространяются положения Закона N 44-ФЗ, предусматривающие необходимость достижения заказчиками минимальной обязательной доли закупок российских товаров.
В отношении необходимости применения норм Закона N 44-ФЗ при изменении и расторжении контракта Департамент отмечает, что изменение и расторжение контракта осуществляется при его исполнении.
В этой связи следует учитывать, что необходимость применения юридическими лицами при осуществлении ими закупок за счет средств соответствующих субсидий положений Закона N 44-ФЗ в части, касающейся особенностей исполнения контракта, частью 4 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ не установлена.
С учетом изложенного применению также не подлежат положения Закона N 44-ФЗ в части электронного актирования.
По вопросу порядка размещения информации о заключенном в соответствии с частью 4 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ контракте в реестре контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов), Департамент отмечает следующее.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением N 60 1 (далее - Правила), формирование информации и документов в реестре контрактов в соответствии с Правилами осуществляются заказчиками, иными юридическими лицами, в отношении которых в соответствии со статьей 15 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок применяются положения указанного закона, регулирующие контроль в сфере закупок, а также уполномоченным органом.
Пунктом 6 Правил определен перечень закупок, информация о которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ не подлежит размещению в единой информационной системе и не включается в реестр контрактов.
Учитывая изложенное, информация о заключенном в соответствии с частью 4 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ контракте размещается в реестре контрактов, с учетом положений пункта 6 Правил.
Заместитель директора |
Д.А. Готовцев |
------------------------------
1Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, какие нормы 44-ФЗ распространяются на юрлиц - получателей субсидий в соответствии с БК РФ, а какие - нет.
Письмо Минфина России от 26 апреля 2023 г. N 24-06-06/38206 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-