г. Краснодар |
|
04 мая 2017 г. |
Дело N А63-1692/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольского краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Лазебного А.Ю. (доверенность от 11.01.2017), в отсутствие заявителя - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (ИНН 2626030460, ОГРН 1022601222665), третьего лица - муниципального бюджетного учреждения "Комбинат благоустройства города Ессентуки" (ИНН 2626801900, ОГРН 1122651037002), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.10.2016 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-1692/2016, установил следующее.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 16.11.2015.
Решением от 04.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.01.2017, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, Положение о закупках товаров, работ и услуг МБУ "Комбинат благоустройства города Ессентуки" (далее - учреждение) противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), направлено на исключение конкурентных процедур, осуществление закупок в соответствии в названным Положением может привести к ограничению конкуренции.
Отзывы не поступили.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа повторил доводы, изложенные в жалобе.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 04.02.2014 управление утвердило Положение о закупках товаров, работ и услуг учреждением, в пункте 5.1 которого указано, что основной процедурой выбора поставщиков является прямая закупка (у единственного поставщика); выбор поставщика может также осуществляться с помощью конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса цен, запроса предложений. В соответствии с пунктом 5.2 Положения приоритетным способом закупок является закупка у единственного поставщика, иные способы закупки применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных Положением. В соответствии с пунктом 10.2 положения о закупках заказчик вправе заключить договор без проведения конкурентных закупочных процедур, если осуществляется закупка продукции на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом, учреждение представило Положение в новой редакции от 11.09.2015, согласно статье 7 которого закупка осуществляется преимущественно путем проведения конкурентных закупок; в этой статье также указаны способы закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика); кроме того в Положении указаны случаи, в которых закупки осуществляются тем или иным способом. В частности, в отношении закупки у единственного поставщика указано, что такая закупка осуществляется в 28 случаях, в том числе, вследствие срочной необходимости в продукции, когда требуются незамедлительные действия для обеспечения поддержки и сохранения бесперебойной работы учреждения; продукция обладает уникальными свойствами; сервисное обслуживание может осуществлять только поставщик; приобретение объектов недвижимости; конкурс, аукцион, запрос котировок и предложений признаны несостоявшимися; оказание услуг водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения; также указано, что закупка осуществляется на сумму, не превышающую 2 млн рублей.
Антимонопольный орган принял решение от 30.11.2015, которым признал управление нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), учреждение - нарушившим пункт 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Нарушение управления выразилось в согласовании Положения о закупках товаров, работ и услуг учреждения, позволяющего проводить закупки без конкурентных процедур; нарушение учреждения выразилось в уклонении от проведения процедур торгов путем проведения большинства закупок у единственного поставщика, что повлекло ограничении конкуренции при осуществлении закупочной деятельности учреждения.
В предписании от 30.11.2015 антимонопольный орган обязал управление принять меры по недопущению проведения закупок учреждением без конкурентных процедур, посредством внесения изменений в Положение о закупках учреждения в части уменьшения суммы закупки у единственного поставщика в срок до 30.12.2015 года.
Управление, не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии со статьей 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В силу статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными Положениями о закупке, которые регламентируют закупочную деятельность заказчика и должны содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно статье 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии со статьей 4 Закона N 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
Суды обоснованно учли, что в данном случае статьей 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки и порядок проведения закупки такими способами. Положения о закупке, являвшиеся предметом рассмотрения антимонопольного органа, утверждены надлежащим образом. При утверждении Положений о закупках управление действовало в пределах своих прав и полномочий, установленных Законом N 223-ФЗ, поэтому его действия не могут быть квалифицированы как нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Управление признало учреждение нарушившим статью 17 Закона о защите конкуренции, указав, что учреждение уклонялось от проведения процедур торгов путем проведения большинства закупок у единственного поставщика, поскольку в 2014 году из 160 договоров только 10 заключены по итогам конкурса, аукциона, запроса котировок. При этом, как видно из информации о заключенных в 2014 году договорах, такой способ закупки, как заключение договора с единственным поставщиком, применялся учреждением в отношении договоров, цена которых не превышала 100 тыс. рублей, в частности, большинство договоров заключены на суммы до 50 тыс. рублей. Выбор учреждением способа закупки путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не противоречит Закону N 223-ФЗ и Положению о закупках. Как видно из плана закупок на 2015 год, осуществление основной части закупок предусмотрено путем аукциона, запроса котировок; проведение закупки путем заключения договоров с единственным поставщиком предусмотрено в случаях, если цена не превышает 100 тыс. рублей, а также в отношении договоров энергоснабжения, оказания услуг электросвязи. Таким образом, материалами дела не подтверждается вывод антимонопольного органа о том, что учреждение осуществляло закупки способом, который привел или мог привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах суды, установив отсутствие нарушений Закона N 223-ФЗ и статьи 17 Закона о защите конкуренции управлением и учреждением, обоснованно удовлетворили заявление.
Основания для изменения или отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.10.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 по делу N А63-1692/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.