г. Краснодар |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А53-11938/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при отсутствии в судебном заседании заявителя - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Азова (ИНН 6140023337, ОГРН 1056140023114) и заинтересованного лица - Государственного учреждения - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6165019614, ОГРН 1026103268311), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С) по делу N А53-11938/2017, установил следующее.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Азова (далее - управление, администрация) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ГУ - Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, учреждение) о признании незаконным решения от 24.04.2017 N 22 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением от 21.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.11.2017, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные акты мотивированы тем, что спорные выплаты, произведенные администрацией в качестве компенсации за лечение, не являются выплатами, связанными с трудовой деятельностью и страховыми взносами не облагаются.
В кассационной жалобе фонд просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного управлением требования. По мнению фонда, выплаты на лечение не входят в закрытый перечень выплат, установленный подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), которые не облагаются страховыми взносами. Суд апелляционной инстанции необоснованно сослался на разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, отделение провело выездную проверку управления по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по итогам которой составило акт выездной проверки от 31.03.2017 N 60н/с.
Согласно акту проверки проверка проведена "в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Законом N 125-ФЗ и иными законодательными и нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний". Страхователь, в нарушение статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ в проверяемом периоде включил выплаченные сотрудникам пособия на лечение в сумме 1 149 072 рублей 40 копеек в выплаты, на которые не начисляются страховые взносы.
Рассмотрев материалы проверки, фонд вынес решение от 24.04.2017 N 22 о занижении управлением базы для начисления страховых взносов в сумме 1 149 072 рублей 40 копеек, начислив управлению 2 298 рублей 16 копеек страховых взносов, 256 рублей 29 копеек пени и 459 рублей 63 копейки штрафа.
Не согласившись с решением отделения, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Суды установили, что основанием для начисления управлению спорных сумм страховых взносов, пеней и штрафа, явился вывод отделения о том, что управление не начислило страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаченные сотрудникам доходы в сумме 1 149 072 рублей 40 копеек, в связи с чем занизило облагаемую страховыми взносами базу.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае у фонда оснований для вывода о занижении управлением базы для начисления страховых взносов в сумме 1 149 072 рубля 40 копеек и, соответственно, начисления страховых взносов, пени и штрафа.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ), обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статьей 135 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 Трудового Кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Поскольку Закон N 125-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Предусмотренные статьей 129 Трудового Кодекса Российской Федерации компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.
Компенсации, определенные статьей 164 Трудового Кодекса Российской Федерации как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, объектом обложения страховыми взносами не являются.
Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) и законом Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" (далее - Закон N 786-ЗС) не определен перечень документов, на основании которых выплачивается ежегодная компенсация на лечение. Она выплачивается всем муниципальным служащим, состоящим в трудовых отношениях с органом исполнительной власти - органом местного самоуправления (в том числе управлением) за счет средств бюджета муниципального образования.
Указанные выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения и связаны со статусом лица, как муниципального служащего. При этом указанные законы не предусматривают представления работниками каких-либо документов об использовании выплаты, то есть, законодательно не содержат условий возмещения затрат, не установлена обязанность муниципальных служащих представлять какие-либо документы, подтверждающие целевое использование указанных выплат. Целевое назначение выплат определяется показателями сводной бюджетной росписи бюджета города Азова, утвержденной решением Азовской городской Думы о бюджете города Азова на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона N 25-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Статьей 165 Кодекса предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей. Пунктом 2 статьи 3 Закона N 25-ФЗ установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом N 25-ФЗ.
Судебные инстанции установили, что пунктом 4 статьей 9 Закона N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" определено, что компенсация на лечение является дополнительной гарантией, предоставляемой муниципальному служащему, и выплачивается за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований один раз в квартал. Статьей 22 Закона N 25-ФЗ предусмотрено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Выплата ежегодной компенсации на лечение согласно статье 7 Закона N 786-ЗС не входит в состав денежного содержания.
Пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных пунктом 2 статьи 136 Кодекса, что соотносится с принципом самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренным статьей 31 Кодекса.
Положения о самостоятельности органов местного самоуправления в определении размера и условий оплаты труда муниципальных служащих закреплены в статьи 22 Закона N 25-ФЗ.
Суды установили, что система оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования "Город Азов" установлена Положением "Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальных служащих муниципального образования "Город Азов", утвержденным решением Азовской городской Думы от 04.09.2014 N 353 (далее - Положение), статьями 7 и 10 которого, ежегодная компенсация на лечение в размере 4,8 должностного оклада отнесена к иным выплатам социального характера.
Исходя из положений раздела 8 приложения N 3 к Положению, муниципальному служащему один раз в квартал выплачивается компенсация на лечение в размере фиксированного коэффициента 1,2 должностного оклада. Выплата компенсации на лечение муниципальным служащим, принятым на муниципальную службу в течение квартала, а также при выходе муниципального служащего из отпуска по уходу за ребенком, производится пропорционально полным месяцам, прошедшим со дня поступления на муниципальную службу или со дня выхода из отпуска по уходу за ребенком до окончания квартала. При увольнении муниципального служащего, а также при уходе муниципального служащего в отпуск по уходу за ребенком, компенсация на лечение выплачивается пропорционально полным месяцам, прошедшим с начала квартала до дня увольнения либо ухода в отпуск по уходу за ребенком. В период нахождения муниципального служащего в отпуске по уходу за ребенком ежегодная компенсация на лечение не выплачивается. Размер компенсации на лечение определяется исходя из размера должностного оклада, установленного на день окончания соответствующего квартала. В остальных случаях муниципальному служащему компенсация на лечение выплачивается в полном объеме.
Суды установили, что в соответствии с решением Азовской городской Думы от 12.12.2013 N 290 "О бюджете администрации города Азова на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" финансовым управлением администрации города Азова доведены показатели сводной бюджетной росписи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (приложение N 8) с учетом бюджетных ассигнований в размере 115,6 тыс. рублей, предусмотренных на уплату страховых взносов с ежегодной компенсацией на лечение муниципальным служащим. Согласно решению Азовской городской Думы от 20.05.2014 N 326 "О внесении изменений в решение Азовской городской Думы "О бюджете города Азова на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" управлению сокращены лимиты бюджетных обязательств на уплату страховых взносов с ежегодной компенсации на лечение муниципальным служащим в сумме 115,6 тыс. рублей, что подтверждается доведенными показателями сводной бюджетной росписи от 27.05.2014. При планировании бюджета города на 2015 год и на плановые 2016 и 2017 годы управление руководствовалось полученным от финансового управления администрации г. Азова письмом от 11.08.2014 N11/393, со ссылкой на письмо министерства финансов Ростовской области от 07.08.2014 N 9Э-9.1.4.2/2699, согласно которому компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку и на лечение работников непосредственно связаны с выполнением гражданским служащим трудовых обязанностей и не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закон N 212-ФЗ.
Выплата ежегодной компенсации на лечение муниципальным служащим производится на основании решения Азовской городской Думы от 04.09.2014 N 353, носит социальный характер и не является стимулирующей выплатой. Указанная выплата не зависит от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не является оплатой труда служащего (вознаграждением за труд). Произведенные в соответствии с принятыми городским и региональным законодательством выплаты на лечение муниципальным служащим подпадают под действие пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, не являются объектом обложения страховыми взносами и не в подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, установив, что суммы выплат ежегодной компенсации на лечение муниципальным служащим, выплачиваемые в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления не подлежат обложению страховыми взносами, суды сделали правильный вывод об отсутствии у фонда оснований для вывода о занижении управлением базы для начисления страховых взносов на компенсационные выплаты на лечение в сумме 1 149 072 рублей 40 копеек, послужившего основанием для начисления страховых взносов, соответствующих пени и штрафа.
Доказательства того, что спорные выплаты являются оплатой труда работников, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, фонд не представил (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод отделения о необоснованной ссылке судов на Закон N 212-ФЗ и Налоговый кодекс Российской Федерации не нашел своего подтверждения в суде кассационной инстанции, учитывая установленные по данному делу обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 по делу N А53-11938/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.