Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Глава Республики Алтай, |
О.Л. Хорохордин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 9 октября 2023 г. N 368
Государственная программа
Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
I. Стратегические приоритеты государственной программы Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Государственная программа)
1. Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Республики Алтай
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса.
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики региона. В сельской местности проживает около 70% населения, 10 из 11 муниципальных образований являются сельскими и для большинства жителей сельское хозяйство является основным источником дохода.
Традиционно в Республике Алтай основной отраслью специализации сельского хозяйства с учетом природно-климатических условий является животноводство, на долю которого приходится 82,6% от общего производства сельскохозяйственной продукции. За 2022 год в стоимостном выражении объем производства продукции животноводства составил 11586,5 млн. рублей.
В 2022 году в сельском хозяйстве среднемесячная заработная плата работников организаций (включая субъекты малого предпринимательства) в Республике Алтай составила 27232 рубля (112,8 процентов к январю-декабрю 2021 года), индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 95,4 процента, что на 9,2 процентных пункта меньше установленного плана. Снижение индекса сельскохозяйственного производства связано с сокращением продукции животноводства (спад поголовья сельскохозяйственных животных связан с диспаритетом цен в агропромышленном комплексе, отсутствием стабильного рынка сбыта, снижением рентабельности отрасли и введением ограничения в рамках ветеринарных правил).
В регионе выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозтоваропроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, население) в 2022 году составил 14031,8 млн. рублей (100,6%).
Ключевыми производственными направлениями животноводства Республики Алтай являются мясное и молочное животноводство (производство сырого молока), племенное животноводство. Также активно развиваются рыбоводство, пчеловодство.
На начало 2023 года в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота составило 208,7 тыс. голов (на 1,9% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него 116,8 тыс. голов коров (на 1% больше); свиней - 3,3 тыс. голов (на 3% меньше), овец и коз - 368,9 тыс. голов (на 1,0% меньше).
В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 53,5% поголовья крупного рогатого скота, 94,1% - свиней, 42,9% - овец и коз (на 1 января 2022 года - соответственно 53,3%, 95,0%, 41,3%).
В сельскохозяйственных организациях на начало 2023 года по сравнению с началом 2022 года сократилось поголовье крупного рогатого скота на 2,9% (из него поголовье коров увеличилось на 5,7%), овец и коз - на 3,6%, возросло поголовье свиней на 29,2%.
По итогам 2022 года в хозяйствах всех категорий произведено 34,4 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе), 73,0 тыс. тонн молока, 8,4 млн. штук яиц.
Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях (без субъектов малого предпринимательства) составил 3710 килограммов (в январе-декабре 2021 года - 3617).
На территории Республики Алтай поголовье сельскохозяйственных животных во всех категориях хозяйств на начало 2023 года составило 390 тыс. условных голов (поголовье племенных животных - 31 тыс. условных голов, или 8% от общего поголовья скота). В животноводстве Республики Алтай преобладает мясное скотоводство.
Основная концентрация (55%) поголовья сельскохозяйственных животных сосредоточена в личных подсобных хозяйствах.
Племенная база животноводства Республики Алтай представлена 25 предприятиями с общим поголовьем 31 тыс. условных голов, которые имеют 33 племенных свидетельства на осуществление деятельности в области племенного животноводства, в том числе племенной статус присвоен:
9 племенным заводам;
23 племенным репродукторам;
1 предприятию по сохранению генофонда исчезающих видов сельскохозяйственных животных;
1 региональному информационно-селекционному центру.
В рамках развития товарного рыбоводства ежегодно арендаторами озер зарыбляется порядка 2 миллионов малька в озера и пруды Республики Алтай. Это форель, пелядь, чир, гибриды сиговых.
На территории Республики Алтай искусственным воспроизводством занимаются 2 организации - ООО "Альянс-Проект" (маточное стадо форели), ООО "Главрыба" (маточное стадо форели, пеляди), рыбоводный цех для заготовки икры сиговых, хариусовых видов рыб мощностью до 4 млн. шт. Вылов товарной рыбы в 2022 году составил 28 тонн.
Одной из перспективных отраслей развития сельского хозяйства в Республике Алтай считаем пчеловодство. Численность пчелосемей на территории Республики Алтай составляет 14,5 тыс. штук, где основная часть 86% сосредоточена в личных подсобных хозяйствах. Производство меда в 2022 году составило более 400 тонн.
На продукцию отраслей растениеводства приходится 17,4% от общего объема производства продукции в стоимостном выражении. По итогам 2022 года стоимость продукции растениеводства в Республике Алтай составила 2445,3 млн. рублей.
По итогам заключительного учета уборки урожая сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий намолочено 11,8 тыс. тонн зерна (в весе после доработки), урожайность составила 16,1 центнера с гектара. Собрано 20,8 тыс. тонн картофеля (101,2 центнера с гектара) и 6,0 тыс. тонн овощей открытого грунта (189,1 центнера с гектара).
Основная доля продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах населения - 67%. Крестьянско-фермерские хозяйства производят 17% продукции сельского хозяйства, сельскохозяйственные организации - 16%.
Основную производительную силу АПК Республики Алтай составляют 469 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, более 1 300 крестьянских (фермерских) хозяйств и 60 тыс. личных подсобных хозяйств населения.
Основным направлением растениеводства в Республике Алтай остается кормопроизводство. С целью повышения урожайности посевных площадей в текущем году Министерство сельского хозяйства Республики Алтай продолжит оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям на сохранение посевных площадей, засеваемых сертифицированным посевным материалом, а также на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений. Необходимо отметить, что благодаря государственной поддержке на возмещение части затрат на приобретение удобрений, возросло их применение по сравнению с 2018 годом в 2 раза, а к 2015 году - в 4,5 раза.
Кроме того в рамках реализации Государственной программы будет продолжена поддержка овощеводческих и картофелеводческих хозяйств (на 1 га посевной площади).
На 1 января 2023 года увеличена площадь ярового сева на орошаемых площадях Кош-Агачского района до 810 га (увеличение составило 105% к уровню 2022 года). В Чойском районе продолжаются работы по проведению культуртехнических мероприятий (расчистка пахотных земель от зеленых насаждений), планируется ввести в сельскохозяйственный оборот 200 га пашни.
В 2023 году в рамках реализации государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации муниципальными образованиями региона осуществляется подготовка проектов межевания земельных участков, до настоящего времени не оформленных в муниципальную собственность, проводятся кадастровые работы неразграниченных земель с последующей постановкой на кадастровый учет и передачей в пользование сельхозтоваропроизводителям (в целях вовлечения в сельскохозяйственный оборот).
По итогам 2022 года вся посевная площадь по всем категориям хозяйств составила 105 тыс. га (на уровне плана 2022 года), в том числе яровой сев проведен на площади 61 тыс. га. Яровые зерновые культуры размещены на площади 7 тыс. га, однолетние культуры на кормовые цели размещены на площади 51,8 тыс. га. Площади под картофелем и овощами по всем категориям хозяйств составили 2,43 тыс. га, в том числе в организованных формах хозяйств - 110 га картофеля и 65 га овощей открытого грунта.
Ключевыми драйверами роста пищевой промышленности и напитков стали модернизация производства, рост качества и ассортимента продукции. Это сформировало опыт успешной реализации проектов в отрасли с созданием новых продуктов, наращиванием объемов производства и увеличением доли на рынках (как внутреннем, так и экспортном).
Одной из задач, стоящих перед Министерством сельского хозяйства Республики Алтай, является вопрос перехода от преимущественной сдачи продукции живым весом к глубокой переработке, чтобы добавленная стоимость оставалась именно у производителей региона, что в свою очередь позволит создавать дополнительные рабочие места, тем самым увеличивая налоговые поступления в консолидированный бюджет республики.
На территории Республики Алтай действует 33 мясоперерабатывающих предприятия, в том числе по убою - 10 предприятий, по переработке мяса - 18 предприятий, на 5 предприятиях производится убой и переработка.
Суммарная производственная мощность предприятий по убою скота составляет 24 тыс. тонн в год в убойном весе, фактическое производство не превышает 6 тыс. тонн. Таким образом, уровень загрузки мощностей предприятий по убою скота составляет около 24%, что связано с сезонным характером работы предприятий по убою скота, преимущественно в осенний период.
Суммарная производственная мощность предприятий по переработке мяса составляет 750 тонн в год, фактически перерабатывается около 150 тонн в год. Уровень загрузки мощностей мясоперерабатывающих предприятий составляет около 22%.
Сельскохозяйственные товаропроизводители региона являются основными поставщиками мяса в социальные бюджетные учреждения Республики Алтай. Так, доля объема поставок мяса говядины в подведомственных учреждениях Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай составила 81%, Министерства здравоохранения Республики Алтай - 99%, Министерства образования и науки Республики Алтай - 100%.
В целом мясоперерабатывающие предприятия региона готовы увеличить объемы производства, но необходимо снижение производственных издержек и повышение конкурентоспособности производимой продукции.
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса на текущем этапе являются:
диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию;
низкая привлекательность села для работы: низкая оплата труда, отсутствие инфраструктуры, качественного медицинского обслуживания, удаленность школ, отсутствие детских садов, низкое качество образования, сложность привлечения качественных специалистов;
экологические проблемы, связанные с отходами животноводства, ограничивают потенциальный рост;
недостаточное количество квалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности;
низкий уровень инновационной активности, высокая затратность реализации ИТ-проектов для организаций;
достаточно высокая степень износа основных фондов ряда отраслей;
введение ограничений в рамках ветеринарных правил.
При этом, определены и ключевые факторы развития агропромышленного комплекса:
благоприятные и стабильные условия ведения сельского хозяйства (природные условия, стабильная урожайность, оптимальное распределение сельхозугодий);
наличие технологий племенного животноводства (КРС, МРС, лошади, маралы, яки), динамичный рост реализации племенной продукции;
успешный опыт реализации проектов агропромышленного комплекса (модернизация производства, рост качества и ассортимента продукции на основе стандартов безопасности и конкурентоспособности, наличие успешных потребительских брендов);
активное развитие сельской кооперации по закупке, переработке и сбыту у населения и представителей КФХ сельхозпродукции способствует ежегодному наращиванию производства;
на предприятиях Республики Алтай внедряется цифровизация и автоматизация бизнес-процессов (внедрение маркировки пищевой продукции средствами идентификации). Ведется цифровизация сельского хозяйства Республики Алтай: осуществление государственных услуг в электронном виде (за техническим состоянием сельскохозяйственных машин), мониторинг земель сельскохозяйственного назначения современными цифровыми методами.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Алтай в сфере реализации государственной программы
Стратегией развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р, установлены основные приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, которые также являются приоритетами реализации Государственной программы.
Ключевые ориентиры развития в рамках Государственной программы:
обеспечение продовольственной безопасности Республики Алтай в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;
развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;
развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;
поддержка субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;
селекция и генетика;
цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса;
внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы.
Приоритеты государственной политики развития агропромышленного комплекса определены Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 13 марта 2018 г. N 60.
Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе на целевой показатель, характеризующий достижение национальной цели - увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечиваться в рамках регионального проекта "Развитие приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования".
3. Сведения о взаимосвязи с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Цели и задачи Государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 13 марта 2018 г. N 60, а также задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Целью Государственной программы является обеспечение устойчивого функционирования агропромышленного комплекса Республики Алтай.
К концу реализации Государственной программы прогнозируется достижение следующих задач:
достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в размере 102,4 процента от уровня 2020 года;
достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в размере 100,7 процента от уровня 2020 года;
достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году - 25615 рублей;
вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 3 тыс. га к концу 2030 года.
Немаловажной задачей государственного управления в сфере реализации Государственной программы является развитие малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации, а также необходимость совершенствования учета продукции, производимой хозяйствами населения с целью обеспечения внутреннего потребления сельскохозяйственной продукции.
Реализация Государственной программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в агропромышленном комплексе и сфере государственного управления
Стратегией развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года и Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года определены основные приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, которые также являются приоритетами реализации Государственной программы.
Наиболее важными задачами в сфере реализации Государственной программы, решение которых в первую очередь позволит обеспечить достижение ее целей, являются развитие отраслей агропромышленного комплекса с учетом технической и технологической модернизации, а также стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.
Основные задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы и способы их эффективного решения определены Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р.
Для эффективного достижения поставленных целей посредством реализации Программы необходимо решить следующие задачи:
а) по достижению цели 1 "достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в размере 102,4 процента по отношению к уровню 2020 года" и цели 2 "достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в размере 100,7 процента по отношению к уровню 2020 года": агропромышленный комплекс оказывает непосредственное влияние на продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие, в том числе за счет поддержки государства.
Дальнейшее развитие отрасли невозможно без технической и технологической модернизации, а также стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.
Совершенствование научно-технического обеспечения отраслей агропромышленного комплекса в рамках Государственной программы позволит в том числе:
обеспечить прирост сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур отечественной селекции, сортов семян и племенной продукции (материала);
реализовать условия для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса;
обеспечить подготовку компетентных кадров для агропромышленного комплекса, способных организовать высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство в условиях инновационного развития отрасли, экспертного, маркетингового и информационно-аналитического сопровождения агропромышленного комплекса;
провести трансформацию системы профессиональной подготовки и дополнительного образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса;
б) по достижению цели 3 "достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 25615 рублей". Немаловажную роль в развитии агропромышленного комплекса также играет создание современной высококачественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства и пищевой промышленности. Одной из задач социально-экономического развития агропромышленного комплекса также является необходимость обеспечения занятости сельского населения;
в) по достижению цели 4 "вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 3 тысяч гектаров к концу 2030 года". В рамках Государственной программы решаются задачи по увеличению производства продукции растениеводства. Мелиорация земель является одним из важнейших факторов стабилизации сельскохозяйственного производства, гарантированного выращивания зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей, кормовых и технических культур.
II. Предоставление иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Алтай местным бюджетам в рамках реализации Государственной программы
В рамках реализации государственной программы предоставляются иные межбюджетные трансферты из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ в порядке, установленном приложением к настоящей Государственной программе.
Приложение
к государственной программе
Республики Алтай "Развитие
сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия"
Порядок
предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ
1. Настоящий Порядок определяет цели, условия предоставления и распределения субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Алтай бюджетам муниципальных районов в Республике Алтай на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных:
а) с подготовкой проектов межевания земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований;
б) с проведением кадастровых работ в отношении:
земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена и в отношении которых орган местного самоуправления получает право распоряжения ими после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет;
земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований (далее - муниципальные образования, субсидии).
2. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям:
а) в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на возмещение (обеспечение) их расходов, произведенных в текущем финансовом году и (или) году, предшествующему текущему финансовому году, на исполнение расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка, результатом которых являются:
по мероприятию, указанному в подпункте "а" пункта 1 настоящего Порядка, - "подготовлены проекты межевания земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований (тыс. гектаров)";
по мероприятиям, указанным в подпункте "б" пункта 1 настоящего Порядка, - "осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из состава земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований (тыс. гектаров)";
б) в пределах доведенных до Министерства сельского хозяйства Республики Алтай (далее - Министерство) лимитов бюджетных обязательств на мероприятия, указанные в пункте 1 настоящего Порядка;
в) по заявкам муниципальных образований, прошедшим отбор в соответствии с настоящим Порядком (далее - заявка).
3. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям при соблюдении следующих условий:
а) наличие правового акта муниципального образования, утверждающего перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из республиканского бюджета Республики Алтай в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение соглашения между Министерством и муниципальным образованием о предоставлении субсидии (далее - соглашение), предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
4. Повторное предоставление субсидий муниципальным образованиям на одни и те же мероприятия, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, в отношении одних и тех же земельных участков не допускается.
5. Предоставление субсидий осуществляется по результатам отбора заявок, при котором получатели субсидий определяются исходя из соответствия муниципального образования критериям отбора и очередности поступления заявок.
Отбор осуществляется сформированной Министерством комиссией.
6. Объявление о проведении отбора размещается на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://mcx-altai.ru (далее - сайт) не позднее чем за 3 календарных дня до срока подачи заявок с указанием:
а) срока проведения отбора (даты и времени начала (окончания) подачи (приема) заявок муниципальных образований), который составляет не менее 5 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении отбора;
б) наименования, места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты Министерства;
в) перечня документов, представляемых муниципальными образованиями для подтверждения соблюдения условий и соответствия требованиям, установленным настоящим Порядком;
г) порядка подачи заявок муниципальными образованиями и требований, предъявляемых к форме и содержанию заявок;
д) правил рассмотрения и оценки заявок;
е) срока, в течение которого муниципальное образование должно подписать соглашение.
7. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидии является полнота представленной муниципальным образованием заявки.
8. В состав заявки на возмещение расходов муниципального образования, возникающих при реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка, включаются следующие документы:
а) заявление на участие в отборе по форме, устанавливаемой Министерством;
б) расчет размера субсидии по форме, устанавливаемой Министерством;
в) выписка из муниципальной программы, предусматривающей реализацию мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в текущем финансовом году и (или) году, предшествующему текущему финансовому году;
г) утвержденный в установленном порядке проект межевания земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, - при реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 настоящего Порядка;
д) документы, подтверждающие постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, образованных из состава земель сельскохозяйственного назначения, или документы, подтверждающие постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, - при реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 настоящего Порядка;
е) документы, подтверждающие понесенные расходы (муниципальный контракт, акт приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ), платежные поручения).
9. В состав заявки на обеспечение расходов муниципального образования, возникающих при реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка, включаются следующие документы:
а) заявление на участие в отборе по форме, устанавливаемой Министерством;
б) выписка из муниципальной программы, предусматривающей реализацию мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка;
в) копия утвержденного в установленном порядке задания на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка;
г) расчет начальной максимальной цены контракта, утвержденный муниципальным заказчиком, - предоставляется в случае, если реализация мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, будет выполняться путем заключения муниципального контракта;
д) копия государственного задания - предоставляется в случае, если реализация мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, будет выполняться путем финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственной муниципальному образованию организацией;
е) в составе отчетности, представляемой муниципальному образованию субсидии, при исполнении соглашения муниципальным образованием предоставляются следующие документы:
муниципальный контракт с приложением акта приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ), платежные поручения - предоставляется в случае, если реализация мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, будет выполняться путем заключения муниципального контракта;
соглашение на выполнение муниципального задания с приложением уведомления о доведении бюджетных средств, заявки на платеж - предоставляется в случае, если реализация мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, будет выполняться путем финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственной муниципальному образованию организацией;
утвержденный в установленном порядке проект межевания земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, - при реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 настоящего Порядка;
документы, подтверждающие постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, образованных из состава земель сельскохозяйственного назначения, или документы, подтверждающие постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, - при реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 настоящего Порядка.
10. Документы, включенные в заявку, должны быть подписаны (копии заверены) главой муниципального образования или уполномоченным им лицом.
Муниципальные образования несут ответственность за достоверность информации, представляемой ими в заявке.
11. Министерство осуществляет прием, регистрацию в журнале регистрации заявок в день подачи с присвоением входящего номера и даты поступления.
12. Муниципальное образование вправе отозвать заявку путем направления в Министерство заявления об отзыве заявки в течение срока подачи заявок. Возврат заявок осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления в Министерство.
Внесение изменений в заявку осуществляется путем отзыва и подачи новой заявки в течение срока подачи заявок.
13. Комиссия проверяет и рассматривает заявки на соответствие установленным в объявлении о проведении отбора требованиям и на предмет наличия либо отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренных пунктом 14 настоящего Порядка.
14. Основаниями для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии являются:
а) несоблюдение муниципальным образованием условий, установленных пунктом 3 настоящего Порядка;
б) подача заявки после даты и времени для подачи заявок, указанных в объявлении о проведении отбора;
в) несоответствие представленной муниципальным образованием заявки требованиям, установленным пунктом 8 настоящего Порядка, и (или) непредставление (представление не в полном объеме) документов, перечень которых установлен пунктом 8 настоящего Порядка;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
б) установление факта недостоверности представленной муниципальным образованием информации.
15. Муниципальным образованиям, которым отказано в предоставлении субсидии, комиссия направляет подписанное председателем комиссии уведомление об отказе в предоставлении субсидии в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении субсидии способом, указанным муниципальным образованием в заявлении на участие в отборе. В уведомлении об отказе в предоставлении субсидии указываются основания принятия комиссией решения об отказе в предоставлении субсидии.
16. Предельный уровень софинансирования из республиканского бюджета расходного обязательства муниципального образования устанавливается в соответствии с пунктом 13 Правил.
17. Министерство обеспечивает заключение соглашений с муниципальными образованиями в срок, установленный Правилами, в системе "Электронный бюджет" на срок действия доведенных до него лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета.
В соглашение включаются обязательства муниципального образования обеспечить не позднее года, следующего за годом проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка, предоставление земельного участка, в отношении которого реализованы указанные мероприятия, для сельскохозяйственного производства, а также обязательства по представлению отчетности о достижении установленных в этих соглашениях значений показателя "площадь земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного производства", не позднее года, следующего за годом проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка.
В течение 30 календарных дней со дня внесения изменений в закон Республики Алтай о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) правовой акт Правительства Республики Алтай, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, в целях софинансирования реализации которых предоставляется субсидия, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
18. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов муниципальных образований, открытые финансовым органам муниципальных образований в Управлении Федерального казначейства по Республике Алтай.
19. Основанием перечисления субсидий бюджетам муниципальных образований является соглашение.
20. В течение 30 календарных дней со дня внесения изменений в закон Республики Алтай о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) правовой акт Правительства Республики Алтай, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, в целях софинансирования реализации которых предоставляется субсидия, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
Основанием для внесения изменений в соглашение также является уменьшение цены муниципального контракта по результатам торгов на право его заключения.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
21. В случае отказа муниципального образования от заключения соглашения, возврата муниципальным образованием средств субсидий и (или) при уточнении расчетного объема расходов, необходимого для достижения результата использования субсидий, а также при увеличении объема бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Алтай на предоставление субсидии в распределение субсидий включаются в заявки муниципальных образований, ранее прошедшие отбор в текущем году, но не включенные в распределение субсидий по причине недостатка бюджетных ассигнований.
22. Муниципальные образования представляют в Министерство отчет об использовании субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, по форме и в порядке, установленных Министерством.
23. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством на основании сравнения результатов использования субсидии, установленных соглашением, и фактически достигнутых муниципальными образованиями по итогам отчетного финансового года, а также значений показателя "площадь земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного производства" не позднее года, следующего за годом проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка.
24. Министерство осуществляет оценку достижения значений показателей результативности использования субсидии муниципальными образованиями, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
25. Министерство предоставляет сводный отчет об использовании субсидий по форме и в сроки, установленные Министерством финансов Республики Алтай.
26. Субсидии, перечисленные муниципальным образованиям, подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Алтай в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Алтай, в случае нарушения условий, установленных Соглашением, заключенным между Соисполнителем Программы и муниципальным образованием.
27. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, к соответствующему муниципальному образованию применяются меры ответственности в виде возврата субсидии в республиканский бюджет Республики Алтай, в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, в порядке, установленном пунктами 17-19 Правил.
28. В случае нарушения муниципальным образованием условий предоставления и расходования субсидии, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в республиканский бюджет Республики Алтай, в соответствии с пунктами 26, 27 настоящего Порядка к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
29. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляют Министерство и органы государственного финансового контроля в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Государственная программа в целях обеспечения устойчивого функционирования сельского хозяйства Республики Алтай.
Программа предусматривает развитие всех отраслей, подотраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса. При этом в приоритете такие направления, как: животноводство (производство молока и мяса), рыбоводство (зарыбление озер и прудов республики), пчеловодство (производство меда), растениеводство (увеличение урожайности, кормопроизводство). Кроме того, в рамках реализации программы будет оказана поддержка овощеводческих и картофелеводческих хозяйств. Продолжится развитие мелиоративного комплекса (введение в оборот неиспользуемой пашни), пищевой промышленности (модернизация производства, рост качества и ассортимента продукции).
К концу реализации Госпрограммы планируется увеличить индекс производства продукции сельского хозяйства в размере 102,4%, производства пищевых продуктов - 100,7%, увеличение среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства, вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 3 тыс. га.
Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 9 октября 2023 г. N 368 "Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный портал Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 9 октября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 октября 2023 г. N 0400202310120007
Сборник законодательства Республики Алтай, октябрь 2023 г. N 212(218), ч. 1, с. 123