Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 мая 2022 г. N 03-11-06/2/44281
Департамент налоговой политики в связи с обращением по вопросу применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) сообщает.
Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на применение специальных налоговых режимов, в том числе на УСН, а также на общий режим налогообложения является добровольным, что позволяет выбрать в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности оптимальный налоговый режим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по УСН признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 2 статьи 346 14 Кодекса выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком УСН, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 данной статьи Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346 15 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются (подпункт 1 пункта 1 1 статьи 346 15 Кодекса).
В свою очередь, статья 251 Кодекса не предусматривает исключение из доходов сумм возмещения расходов на оплату коммунальных услуг.
Таким образом, полученная сумма возмещения стоимости коммунальных услуг в полном объеме учитывается налогоплательщиками в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, независимо от выбранного объекта налогообложения по УСН.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346 16 Кодекса налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе при определении объекта налогообложения уменьшать доходы на материальные расходы, которые принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьей 254 Кодекса.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 254 Кодекса установлено, что к материальным расходам относятся, в частности, расходы на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.
В связи с изложенным затраты налогоплательщика на оплату коммунальных услуг могут учитываться в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса (пункт 2 статьи 346 16 Кодекса).
В отношении указанных в обращении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П и от 16.07.2004 N 14-П, а также определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 451-О следует иметь в виду, что указанные постановления и определение не содержат вопросов, связанных с правовым регулированием применения специальных налоговых режимов, в том числе УСН.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 мая 2022 г. N 03-11-06/2/44281
Опубликование:
-