г. Краснодар |
|
19 января 2022 г. |
Дело N А53-43204/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Ильенко Я.А., при участии в судебном заседании от ответчика - Управления образования г. Таганрога (ИНН 6154039665, ОГРН 1026102580602) - Першутова Д.Ю. (доверенность от 21.05.2021), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Офис-Снаб" (ИНН 2623027685, ОГРН 1162651072792), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Офис-снаб" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А53-43204/2020, установил следующее.
ООО "Офис-Снаб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению образования г. Таганрога (далее - управление) о взыскании 959 289 рублей 12 копеек неосновательного обогащения.
Решением суда от 26.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.07.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что списание начисленных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного (муниципального) заказчика. Размер неустойки составлял менее 5% цены контракта, данного обстоятельства, с учетом исполнения обязательств в полном объеме в 2020 году, достаточно для списания неустойки. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции, закрытыми границами, а также остановкой производств на территории КНР вызванной пандемией поставщики не могли исполнить свои обязательства своевременно.
В судебном заседании представитель управления возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что управление и общество по итогам проведения электронного аукциона (протокол от 14.04.2020 N 0158300007820000208/3) ИКЗ 20361540396656150100100590010000244 заключили муниципальный контракт от 28.04.2020 N 168 на приобретение оборудования:
МФУ (принтер, сканер, копир), ноутбуки для управленческого персонала, ноутбуки педагогов, интерактивные комплексы с вычислительным блоком и мобильным креплением, ноутбуки мобильного класса, на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Ростовская область)" подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Ростовской области "Развитие образования" и прочие мероприятия" государственной программы Ростовской области "Развитие образования"".
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 65 513 900 рублей, цена контракта, предложенная обществом, составила 52 365 901 рубль 50 копеек.
Согласно пункту 6.1 контракта поставщик обеспечивает поставку товара в течение 30 рабочих дней с момента подписания контракта.
В силу пункта 10.7 раздела 10 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Пунктом 10.8 раздела 10 контракта установлен штраф в размере 1% цены контракта в размере 523 659 рублей 01 копейка за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом за исключением просрочки исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 11.13 контракта в случае наступления обстоятельств, предусмотренных разделом 10 контракта, в случае отсутствия оплаты по выставленному требованию (претензии) заказчика, сумма (часть суммы), внесенная в качестве обеспечения исполнения контракта, засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
В письме от 14.08.2020 N 60.5.1/7435 управление до окончательного исполнения обязательств по контракту сообщило обществу о начислении неустойки и штрафных санкций в общей сумме 987 693 рубля 84 копейки.
Общество направило управлению расчет неустойки и штрафных санкций, в котором уведомило о недопустимости взыскания штрафных санкций на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, о необходимости списания неустойки и штрафных санкций после полного исполнения обязательств по контракту.
Управление в адрес ПАО "Банк Уралсиб" направило требование от 18.08.2020 N 60.5.1/7491 об уплате пени и штрафа, начисленных обществу, за счет банковской гарантии от 17.04.2020 N 9991-4R1/291865.
ПАО "Банк Уралсиб" перечислило управлению сумму неустоек по контракту в размере 959 289 рублей 12 копеек.
Уведомлением от 28.08.2020 N 3745 ПАО "Банк Уралсиб" сообщил обществу о необходимости возмещения суммы, оплаченной по банковской гарантии от 17.04.2020 N 9991-4R1/291865, в размере 959 289 рублей 12 копеек в адрес ПАО "Банк Уралсиб".
Платежным поручением от 28.08.2020 N 90 общество перечислило в адрес ПАО "Банк Уралсиб" 959 289 рублей 12 копеек в счет регрессных требований по банковской гарантии от 17.04.2020 N 9991-4R1/291865.
Полагая, что размер неустойки составляет менее 5% от стоимости контракта, который исполнен в 2020 году, в связи с чем начисленная поставщику (подрядчику, исполнителю) сумма неустойки в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, подлежала списанию, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований общества, исходили из того, что на момент выставления управлением банку требования об оплате по банковской гарантии товар в полном объеме не поставлен. Суды указали, что документы, подтверждающие невозможность выполнения обществом контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции отсутствуют, в связи с чем к спорным правоотношениям не подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом".
Между тем суды не учли следующее.
Правовая природа спорных отношений сторон определяется нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу статьи 525 Гражданского кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) или муниципального образования (муниципальный контракт) заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса).
На основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом" утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым: а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами; б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 3 Правил установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" данного пункта; б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до 01.01.2021, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" данного пункта; в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 5 Правил при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является: а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом; б) в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 3 Правил, в дополнение к документам, указанным в подпункте "а" данного пункта, - информация администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с частью 4 или юридического лица в случаях осуществления им закупок в соответствии с частями 4 (1) и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ; в) в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 3 Правил, - исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
При установлении фактических оснований для применения мер Правительства Российской Федерации по стабилизации экономики, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, взыскание с подрядчика неустойки, начисленной при исполненных в полном объеме в 2020 году обязательствах, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств, нарушает требования законодательства и законные интересы поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Как видно из материалов дела, общество в обоснование иска указывало на фактическую поставку товара по контракту в 2020 году, а также на то, что размер предъявленной управлением неустойки не превышает 5% от цены контракта. Общество ссылалось на то, что самостоятельно не выплачивало управлению предъявленную к оплате сумму неустойки, а также выражало свое не согласие с действиями управления по преждевременному взысканию неустойки за счет банковской гарантии и указывало ответчику на необходимость применения к спорным правоотношениям постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783. Однако суды указанным доводам общества в совокупности с изложенными разъяснениями надлежащую оценку не дали; не проверили возможность применения к данным конкретным правоотношениям положения подпункта "а" пункта 3 Правил. Вместе с тем установление данных обстоятельств (условий) является безусловным основанием для возникновения у общества права на списание начисленной неустойки, в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 Правил.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" при выявлении на основании части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствия выводов судов первой, апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд кассационной инстанции направляет дело на новое рассмотрение.
Поскольку суд кассационной инстанции при проверке соответствия выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а по данному делу необходимо исследование имеющихся в деле доказательств и установление существенных по делу обстоятельств, суд кассационной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам надлежит устранить отмеченные нарушения, установить существенные по делу обстоятельства и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А53-43204/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, общество в обоснование иска указывало на фактическую поставку товара по контракту в 2020 году, а также на то, что размер предъявленной управлением неустойки не превышает 5% от цены контракта. Общество ссылалось на то, что самостоятельно не выплачивало управлению предъявленную к оплате сумму неустойки, а также выражало свое не согласие с действиями управления по преждевременному взысканию неустойки за счет банковской гарантии и указывало ответчику на необходимость применения к спорным правоотношениям постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783. Однако суды указанным доводам общества в совокупности с изложенными разъяснениями надлежащую оценку не дали; не проверили возможность применения к данным конкретным правоотношениям положения подпункта "а" пункта 3 Правил. Вместе с тем установление данных обстоятельств (условий) является безусловным основанием для возникновения у общества права на списание начисленной неустойки, в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 Правил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2022 г. N Ф08-11235/21 по делу N А53-43204/2020
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10163/2024
13.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-653/2024
05.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18104/2023
07.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-447/2023
18.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11021/2022
05.05.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43204/20
19.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11235/2021
13.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10524/2021
26.04.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43204/20