г. Краснодар |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А53-18839/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Калуцких Р.Г., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации Константиновского городского поселения Ростовской области (ИНН 6116008909, ОГРН 1056116012567), ответчика - администрации Семикаракорского района Ростовской области (ИНН 6132005158, ОГРН 1026101584827), третьих лиц: муниципального унитарного предприятия "Водник", управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Константиновского городского поселения Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2021 по делу N А53-18839/2021, установил следующее.
Администрация Константиновского городского поселения Ростовской области (далее - администрация поселения) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Семикаракорского района Ростовской области (далее - администрация района) о возложении на ответчика обязанности привести вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 61:35:0600008:159, 61:35:0600008:160, 61:35:0600008:13 в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, попадающих в зону санитарной охраны водозабора поверхностных вод, расположенного на 210 км от устья (правый берег) реки Дон на расстоянии 1,05 км от ул. Лесная, х. Ведерников Константиновского района Ростовской области.
Истец уточнил исковые требования и просил возложить на администрацию района обязанность владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с кадастровыми номерами 61:35:0600008:159, 61:35:0600008:160, 61:35:0600008:13 в той мере, в какой их оборот допускается законом, а также не допускать на земельных участках выпаса скота, расположения стойбищ и другого использования, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению воды источника водоснабжения в связи с фактическим расположением земельных участков в границах зоны с особыми условиями использования территории, попадающих в зону санитарной охраны II пояса водозабора поверхностных вод, расположенного на 210 км от устья (правый берег) реки Дон на расстоянии 1,05 км от ул. Лесная, х. Ведерников Константиновского района Ростовской области (т. 2, л. д. 127 - 130).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что спорные земельные участки используются ответчиком в соответствии с видами разрешенного использования. В данном случае истец избрал ненадлежащий способ защиты права, что влечет отказ в удовлетворении искового заявления.
В кассационной жалобе администрация поселения просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что суд не принял во внимание установленный законом запрет расположения стойбищ и выпаса скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения. Выпас скота и расположение стойбищ в границах спорных земельных участков происходит с нарушением специального режима водопользования в связи с фактическим расположением земельных участков в границах зоны с особыми условиями использования территории. Администрация района не принимает меры к соблюдению требований пункта 3.3.3.2 СанПин 2.1.4.1110-023.3.3.2, связанных с распоряжением названными земельными участками в той мере, в какой их оборот допускается законом.
Отзывы на жалобу в суд округа не поступили.
Стороны и иные участвующие в деле лица представителей в суд округа не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с правилами части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 30.07.2018 по гражданскому делу N 2-404/2018 по иску Управления Роспотребнадзора по Ростовской области администрация поселения присуждена к разработке проекта зоны санитарной охраны водозабора и к получению положительного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы этого проекта.
Администрация поселения создала МУП "Водник" (далее - предприятие), которое использует водный объект (реку Дон) для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения на основании договора водопользования. Водозабор расположен на 210 км от устья на правом берегу на расстоянии 1 км от х. Ведерников Константиновского района Ростовской области.
Решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 30.11.2018 по делу N 2-912/2018 по иску прокурора Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры предприятие присуждено к устранению нарушений действующего законодательства, выразившихся в использовании водозабора в отсутствие проекта зоны санитарной охраны соответствующего поверхностного источника водоснабжения с утвержденным министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии этого проекта санитарным правилам.
Во второй пояс проекта организации зон санитарной охраны водозабора попадают участки, расположенные в Семикаракорском районе Ростовской области: земельный участок с кадастровым номером 61:35:0600008:13, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для выпаса скота; земельный участок с кадастровым номером 61:35:0600008:159, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для выпаса скота; земельный участок с кадастровым номером 61:35:0600008:160, категория земель: земли с/х назначения, разрешенное использование: для выпаса скота (т. 2, л. д. 81 - 108).
Данные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Распорядителем указанных земельных участков является администрации района (т. 1, л. д. 74 - 171).
В соответствии с протоколом от 02.09.2021 N 199 Управления Роспотребнадзора по Ростовской области спорные земельные участки находятся во 2 поясе ЗСО с фактическим использованием - для выпаса скота, что не соответствует пункту 3.3.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (т. 2, л. д. 122 - 125).
Администрация поселения обращалась в администрацию района по вопросу изменения назначения спорных земельных участков, попадающих во второй пояс зоны санитарной охраны водозабора поверхностных вод в х. Ведерников Константиновского района Ростовской области.
Поскольку ответ на обращения не поступил, администрация поселения, указывая, что выпас скота, расположение стойбищ на спорных земельных участках нарушает специальный режим водопользования и может привести к изменению качественного состава воды, угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц, обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 42 Земельного кодекса предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункты 1, 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
Указанные нормы предоставляют заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем. Действия заинтересованного лица предупреждают опасность причинения вреда и направлены на обеспечение охраны прав и интересов иных лиц (граждан и организаций).
Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс дополнен главой XIX о зонах с особыми условиями использования территорий, одним из видов которых названа зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 16 статьи 105). Такая зона устанавливается в целях защита жизни и здоровья граждан, предотвращение загрязнения, засорения водных объектов (подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 104). В этих целях в границах зоны могут быть установлены ограничения (запрет) на использование объектов недвижимого имущества или земельных участков для осуществления видов деятельности, несовместимых с целями установления зон (пункт 2 статьи 104). Земельные участки, включенные в границы названных зон, у собственников и арендаторов не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 4 статьи 104). Установление зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа (пункт 6 статьи 106).
В соответствии с пунктом 33 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в границах названных зон, установленных до 01.01.2022, независимо от ограничений допускается использование в соответствии с ранее установленными видами разрешенного использования (назначением) земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также зданий (сооружений), права на которые возникли до указанной даты.
Пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) определяет, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Такие решения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам границ таких зон и ограничений использования земельных участков в их границах.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения определяются санитарными правилами и нормами "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 (далее - Санитарные правила и нормы). Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, подающих воду из поверхностных и подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения, как самих источников, так и территорий, на которых они расположены (пункт 1.4). Второй пояс (пояс ограничений) зоны включает территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (пункт 1.5). Организации зоны предшествует разработка ее проекта с границами зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны и предупреждению загрязнения источника, правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зоны (пункт 1.6). Проект с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13).
Предусмотренные Санитарными правилами и нормами мероприятия по второму поясу зоны направлены на недопущение хозяйственной деятельности, в том числе запрещение выпаса скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которая может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения (пункт 3.3.3.2).
Нормами Земельного кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (пункт 2 статьи 77), в том числе сенокосы, пастбища (пункт 1 статьи 79). Для сельскохозяйственных угодий градостроительное зонирование не осуществляется, виды разрешенного использования для соответствующих земельных участков не устанавливаются и не изменяются. Изменение вида разрешенного использования таких участков возможно только после их перевода из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В силу пункта 2 статьи 104 Земельного кодекса в целях, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 23 статьи 106 Земельного кодекса зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, утверждению необходимого проекта и установлению зоны с особыми условиями использования территории вид разрешенного использования спорных земельных участков не препятствует. Реализация ограничений в использовании участков, а также обеспечение интересов лиц, использующих данные участки, возможны при принятии в установленном порядке решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории (статьи 106 и 107 Земельного кодекса).
В отсутствие доказательств использования ответчиком земельных участков способами, которые влекут опасность причинения вреда окружающей среде в будущем (микробное загрязнение вод, ухудшение качества воды источника водоснабжения), создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, основания для применения положений статьи 1065 Гражданского кодекса у суда отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении искового заявления администрации поселения.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Кодекса), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Приведенные в обжалуемом судебном акте выводы сделаны судом на основании исследования и оценки представленных в дело доказательств. Оснований для признания оспариваемых администрацией поселения выводов не соответствующими представленным в дело доказательствам суд округа не установил.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены (изменения) судебного акта; данные доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом первой инстанции, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Кодекса. Суд правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, приведенные в решении, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам спора и представленным в материалы дела доказательствам, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловными основаниями к отмене обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не установил.
Администрация поселения освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2021 по делу N А53-18839/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 23 статьи 106 Земельного кодекса зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, утверждению необходимого проекта и установлению зоны с особыми условиями использования территории вид разрешенного использования спорных земельных участков не препятствует. Реализация ограничений в использовании участков, а также обеспечение интересов лиц, использующих данные участки, возможны при принятии в установленном порядке решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории (статьи 106 и 107 Земельного кодекса).
В отсутствие доказательств использования ответчиком земельных участков способами, которые влекут опасность причинения вреда окружающей среде в будущем (микробное загрязнение вод, ухудшение качества воды источника водоснабжения), создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, основания для применения положений статьи 1065 Гражданского кодекса у суда отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2022 г. N Ф08-3256/22 по делу N А53-18839/2021