Рекламная пауза... (Ю. Михалычева, И. Кирюшина, "Новая бухгалтерия", выпуск 5 (11), ноябрь 2003 г.)

Рекламная пауза...


   Как разместить рекламу на автомобиле                                  
   Бухгалтерский учет операций по размещению рекламы                     
   Налогообложение операций по размещению рекламы                        
     Налог на прибыль                                                    
     Налог на рекламу                                                    

Давно известно, что реклама - двигатель торговли. Однако двигаться может и сама реклама. Если она размещена на автомобиле. О чем нужно помнить тем, кто решил затратить средства на рекламу своей деятельности, и как отразить эти затраты в бухгалтерском учете, Вы узнаете из этой статьи.

В настоящее время любая предпринимательская деятельность немыслима без рекламы, которая может размещаться в теле-, радиопрограммах, в периодических печатных изданиях, на стендах, табло, плакатах и т. д.

Помимо этих видов широкое распространение получила реклама на транспортных средствах.


Как разместить рекламу на автомобиле


Согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Статьями 5-10 Закона о рекламе установлены общие требования, предъявляемые ко всем видам рекламы, в том числе и к рекламе, размещаемой на транспортных средствах.

Так, реклама должна быть легко распознаваемой именно как реклама, не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности. Кроме того, не допускается использование недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и скрытой рекламы.

Помимо общих требований к рекламе на транспортных средствах предъявляются и специальные требования, установленные Инструкцией о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах (утверждена Приказом МВД России от 07.07.98 N 410, далее - Инструкция).

Специальные требования предъявляются к рекламе, размещаемой на всех видах транспортных средств (далее - ТС): личных автомобилях, автобусах, троллейбусах, трамваях, поездах, самолетах, вертолетах, морских и речных судах и т. д.


* * *


В соответствии со ст.15 Закона о рекламе распространение рекламы на ТС осуществляется на основании договоров с собственниками ТС или лицами, обладающими вещными правами на них, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении этих лиц.

Предварительного согласования с какими-либо органами при размещении рекламы в большинстве случаев не требуется.

Единственное исключение - случаи размещения на транспортных средствах рекламы в виде щитов, табличек, световых табло. Это связано с тем, что такие способы размещения относятся к простейшему переоборудованию ТС, которое не требует разработки проектной документации, но нуждается в согласовании с ГИБДД (ГАИ), ГУВД, УВД соответствующих субъектов РФ (п.5 Инструкции).

Собственнику ТС, на котором планируется разместить такой вид рекламы, следует подать заявление в соответствующее подразделение ГИБДД, а также предъявить договор с рекламодателем, схему изображения и нанесения рекламы, данные на ТС.


* * *


Случаи ограничения и запрещения распространения рекламы на ТС связаны с обеспечением безопасности движения и устанавливаются органами ГИБДД.

Так, запрещено размещение рекламы на следующих транспортных средствах:

- имеющих цветографическую окраску, выполненную в соответствии с ГОСТ Р 50574-93 "Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования".

К таким ТС относятся автомобили пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, инкассации и перевозки ценных грузов, военной автомобильной инспекции, аварийных военизированных горноспасательных частей, служб по ликвидации последствий аварий на линиях связи, контактных и силовых электросетях, на нефтяных, газовых, тепловых и иных магистралях; служб предотвращения и помощи при чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны;

- предназначенных для перевозки опасных грузов и имеющих окраску в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены Приказом Минтранса РФ от 08.08.95 N 73).

К опасным грузам относятся, например, взрывчатые материалы, сжатые и сжиженные газы, легковоспламеняющиеся жидкости, различные окислители, ядовитые и инфекционные вещества, радиоактивные материалы, едкие и коррозионные вещества.

На таких автомобилях спереди и сзади устанавливаются информационные таблички в соответствии с п.2.8.2 Правил дорожного движения (утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.93 N 1090);

- оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.

Например, на тех, в которых следуют должностные лица, являющиеся объектами государственной охраны, иностранные делегации, государственные и политические деятели при их приеме в России на высшем и высоком уровне (распоряжение Правительства РФ от 07.02.95 N 172-р).

Ограничения установлены и в отношении мест размещения рекламы на транспортных средствах.

Так, согласно п.2 Инструкции местом размещения рекламы могут быть только:

- крыши транспортных средств;

- боковые поверхности кузовов легковых автомобилей, микроавтобусов и автобусов - до линии окон;

- боковые поверхности кузовов (фургонов) грузовых (грузопассажирских) автомобилей (кроме автомобилей с наклонными белыми полосами на бортах), прицепов и полуприцепов к транспортным средствам;

- топливные баки и крышки инструментальных ящиков мотоциклов.


* * *


Помимо ограничений на размещение рекламы Инструкция устанавливает ряд специальных требований, которые должны быть соблюдены при размещении рекламы на ТС.

Во-первых, занимаемая рекламой площадь не должна превышать 50% окрашенной поверхности кузовных деталей ТС, на которых она нанесена.

Во-вторых, при размещении рекламы запрещается устанавливать не предусмотренные заводом - изготовителем ТС внешние световые приборы, а также устанавливать дополнительные внешние световые приборы ТС.

Запрещается наносить рекламу, которая будет перекрывать внешние световые приборы, бортовые номера, информационные надписи и символы.

Кроме того, реклама ни при каких обстоятельствах не должна ограничивать видимость с места водителя.

При нанесении рекламы не должны использоваться материалы и элементы, обладающие световозвращающим эффектом.

Своим внешним видом, изображением, цветом, местом расположения реклама ни в коем случае не должна напоминать окраску ТС специальных и оперативных служб.

Запрещается, например, наносить изображение красного креста на крыше (знак скорой медицинской помощи), надписи "Милиция", "Аварийная служба", "ВАИ", сигнальный маяк синего цвета на крыше, рекламные надписи синего цвета на автомобиль белого цвета, напоминающие окраску машин ГИБДД, и т.д.

Никаких иных ограничений на распространение рекламы на ТС ни Инструкция, ни Закон о рекламе не содержат.


* * *


Контроль за соблюдением законодательства о рекламе на транспортных средствах возложен на органы ГИБДД.

Он осуществляется при регистрации (перерегистрации), проведении государственного технического осмотра, а также при контроле за дорожным движением.

При регистрации, перерегистрации и прохождении технического осмотра ТС, имеющих рекламу, соответствующие записи вносятся в талон о прохождении технического осмотра и журнал учета размещения рекламы на транспортных средствах.

При обнаружении нарушений по размещению рекламы уполномоченными органами выдаются предписания об устранении выявленных нарушений, устанавливаются сроки их устранения и предоставления информации о принимаемых мерах.

В случае непринятия необходимых мер виновные привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Статьей 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем. На граждан налагается штраф в размере от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

Если административное правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем, то к нему применяется административная ответственность, предусмотренная для должностных лиц (ст.2.4 КоАП РФ).

Наряду с изложенным отметим, что не считается рекламой размещение на ТС отличительных знаков принадлежности их конкретным юридическим лицам независимо от их форм собственности.

К таким знакам, по нашему мнению, следует относить название или логотип юридического лица, изображение которых помещено на автотранспортном средстве. При этом такое изображение не должно содержать контактную информацию или информацию, способную вызвать интерес к юридическому лицу.


Бухгалтерский учет операций по размещению рекламы


Ниже мы рассмотрим бухгалтерский учет и налогообложение операций по распространению рекламы у собственника (владельца) ТС.

В соответствии со ст.2 Закона о рекламе собственник (владелец) ТС признается рекламораспространителем. При этом собственник ТС может размещать на своих ТС как свою, так и чужую рекламу. Кроме того, само изготовление и нанесение рекламы на ТС может осуществляться как собственником ТС, так и сторонней организацией, например рекламным агентством.

Рассмотрим каждую из этих ситуаций отдельно.

1. На ТС размещается чужая реклама. Изготовлением и размещением рекламы занимается сторонняя организация.

В этом случае рекламораспространитель по договору с рекламодателем предоставляет ему возможность за плату разместить на принадлежащих ему транспортных средствах рекламную информацию, т. е. использовать собственное имущество в качестве носителя рекламы.

Поступление денежных средств по такому договору отражается владельцем ТС (рекламораспространителем) по дебету счета 51 "Расчетный счет" (50 "Касса") в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами").

На сумму выручки дебетуется счет 62 (76) в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы" или 90 "Продажи".

Если плата за распространение рекламы получена сразу за несколько предстоящих отчетных периодов, сумма полученного дохода учитывается на счете 98 "Доходы будущих периодов" с последующим отнесением на счет 91 (90):

Дебет 51 (50) - Кредит 98

- отражена сумма поступившего дохода;

Дебет 98 - Кредит 91 (90)

- отражена сумма дохода, относящегося к конкретному отчетному периоду.

2. На ТС размещается чужая реклама. При этом владелец ТС самостоятельно изготавливает и размещает эту рекламу на своих ТС.

В такой ситуации выручка по договору на размещение рекламы отражается в учете в порядке, указанном выше.

Доходы от оказания услуг рекламодателю по изготовлению рекламы являются доходами от обычных видов деятельности, а произведенные расходы, связанные с оказанием услуг, - расходами по обычным видам деятельности.

На сумму признанной выручки кредитуется счет 90 "Продажи" в корреспонденции с дебетом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"). Одновременно себестоимость оказанных услуг списывается с кредита счета учета затрат в дебет счета 90/2 "Себестоимость продаж".

3. На ТС размещается собственная реклама. При этом изготовление и размещение рекламы осуществляет стороннее лицо (например, рекламное агентство).

Если изготовление и нанесение рекламной информации об организации (например, о виде ее деятельности, названии, номерах телефонов и проч.) на принадлежащий ей транспорт (например, автомобиль) выполняет рекламное агентство, то у организации возникают рекламные расходы.

Перечисление денежных средств рекламному агентству отражается по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") в корреспонденции с кредитом счета 51 (50).

После завершения рекламным агентством работ по размещению рекламы, что подтверждается подписанием акта о выполнении работ, расходы организации списываются с кредита счета 60 (76) в дебет счета 44 "Расходы на продажу".

В данном случае организация является рекламодателем и, следовательно, она в соответствии с подп."з" п.1 и п.4 ст.21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязана начислить и уплатить в бюджет налог на рекламу по ставке, не превышающей 5% от стоимости услуг по рекламе, в порядке, установленном решениями районных и городских представительных органов власти.

В соответствии с п.5 ст.21 Закона N 2118-1 сумма начисленного налога на рекламу относится на финансовые результаты деятельности организации.

В бухгалтерском учете сумма налога на рекламу учитывается в составе внереализационных расходов и отражается по дебету счета 91/2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

4. На ТС размещается собственная реклама. При этом владелец ТС изготавливает и размещает рекламу самостоятельно.

Если размещение собственной рекламы на принадлежащих организации транспортных средствах осуществляется собственными силами, то расходы, связанные с производством и размещением рекламной информации, относятся в дебет счета 44 "Расходы на продажу" и признаются расходами по обычным видам деятельности.

Эти расходы учитываются при формировании финансового результата и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) (п.9 ПБУ 10/99). Организация и в данном случае является плательщиком налога на рекламу. Порядок отражения в учете начисленной суммы налога на рекламу приведен выше.


Налогообложение операций по размещению рекламы


Налог на прибыль


Выручка, полученная от рекламодателя владельцем транспортного средства по договору на размещение рекламы, в целях налогообложения прибыли признается доходом от реализации товаров (работ, услуг) в соответствии п.1 ст.249 НК РФ.

Когда организация на своих ТС размещает собственную рекламу, то ее рекламные расходы (как произведенные самой организацией, так и договорная стоимость работ (услуг) по изготовлению рекламы сторонней организацией) в полном объеме учитываются при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на иную наружную рекламу (подп.28 п.1, п.4 ст.264 НК РФ).

Сумма налога на рекламу также уменьшает налогооблагаемую прибыль организации в соответствии с подп.1 п.1 ст.264 НК РФ.


Налог на рекламу


Как уже было отмечено, налог на рекламу относится к местным налогам. Его уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5% от стоимости услуг по рекламе.

Положениями Закона N 2118-1 субъекту федерации дано право устанавливать в соответствующем нормативном акте плательщиков налога на рекламу, объект налогообложения, ставку налога, льготы по налогу, порядок исчисления и сроки уплаты налога и т.д.


Пример

Автотранспортная компания, зарегистрированная в Москве, заключила договор с рекламным агентством на изготовление и нанесение на принадлежащий ей автобус рекламной информации о компании. Договорная стоимость услуг рекламного агентства составляет 12 000 руб. (в том числе НДС 20% - 2000 руб.). Ставка налога на рекламу в Москве - 5% от стоимости услуг (без НДС).

По условиям договора компания перечисляет денежные средства в порядке предварительной оплаты в октябре 2003 г. Услуги рекламным агентством оказаны в ноябре 2003 г. Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли компания определяет методом начисления.

В бухгалтерском учете компании указанные операции оформляются следующими проводками:

Октябрь 2003 г.

Дебет 60 - Кредит 51

- 12 000 руб. - перечислена предоплата рекламному агентству.

Ноябрь 2003 г.

Дебет 44 - Кредит 60

- 10 000 руб. - отражена в составе расходов на продажу стоимость услуг, оказанных рекламным агентством;

Дебет 19 - Кредит 60

- 2000 руб. - отражена сумма НДС, предъявленная рекламным агентством;

Дебет 68 - Кредит 19

- 2000 руб. - принята к вычету сумма НДС;

Дебет 91/2 - Кредит 68

- 500 руб. - начислен налог на рекламу со стоимости рекламных услуг, отнесенных на затраты (10 000 руб. х 5%).

Уплаченную сумму НДС по расходам на рекламу компания вправе принять к вычету при наличии счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату услуг рекламному агентству (подп.1 п.2 ст.171, п.1 ст.172 НК РФ).

При использовании метода начисления расходы на рекламу в сумме 10 000 руб. будут признаны компанией в ноябре 2003 г. - на дату подписания акта приемки-передачи услуг (работ) (п.2 ст.272 НК РФ), а сумма налога на рекламу - на дату его начисления (подп.1 п.7 ст.272 НК РФ).


Ю. Михалычева,

И. Кирюшина,

АКДИ "Экономика и жизнь"


"Новая бухгалтерия", выпуск 5 (11), ноябрь 2003 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Новая бухгалтерия"


Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"

Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"


Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011


Адрес редакции и издателя:

125319, Москва,

ул. Черняховского, д. 16

nb@ekonomika.ru