г. Краснодар |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А15-434/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Садовникова А.В. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаровой А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от истца - индивидуального предпринимателя Гасанова Шамиля Рамазановича (ИНН 055001188356, ОГРНИП 315055000003231) - Абдулгалимова К.М. (доверенность от 15.09.2022), в отсутствие ответчика - государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Избербашская центральная городская больница" (ИНН 0548008334, ОГРН 1020502331937), третьего лица - министерства здравоохранения Республики Дагестан, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гасанова Шамиля Рамазановича на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А15-434/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Гасанов Ш.Р. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к ГБУ РД "Избербашская центральная городская больница" (далее - учреждение) о взыскании 1 317 493 рублей 24 копеек основного долга, 456 547 рублей 62 копеек неустойки, а также 25 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя (измененные исковые требования, заявленные в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство здравоохранения Республики Дагестан (далее - министерство).
Решением суда от 23.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что спорные договоры заключены с 08.01.2020 по 29.04.2020, в связи с чем суды должны были руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в редакции от 27.12.2019. В период заключения договоров допускалось заключение договоров на сумму 300 тыс. рублей без проведения конкурентных процедур. Таким образом, спорные договоры заключены в разрешенных пределах.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предприниматель (поставщик) и учреждение (покупатель) заключили следующие договоры поставки продуктов питания:
- от 08.01.2020 N 1/2020 на сумму 299 920 рублей;
- от 16.01.2020 N 8/2020 на сумму 297 927 рублей 92 копейки;
- от 22.01.2020 N 9/2020 на сумму 299 695 рублей;
- от 03.02.2020 N 10/2020 на сумму 299 841 рубль 16 копеек;
- от 17.02.2020 N 11/2020 на сумму 299 982 рубля 12 копеек;
- от 02.03.2020 N 12/2020 на сумму 296 128 рублей 76 копеек;
- от 06.03.2020 N 13/2020 на сумму 297 579 рублей 80 копеек;
- от 20.03.2020 N 14/2020 на сумму 295 424 рубля 16 копеек;
- от 10.04.2020 N 15/2020 на сумму 298 843 рубля 28 копеек;
- от 16.04.2020 N 16/2020 на сумму 299 983 рубля 60 копеек;
- от 29.04.2020 N 17/2020 на сумму 119 051 рубль 36 копеек.
Общая сумма по заключенным договорам составила 3 104 377 рублей 16 копеек.
Учреждение произвело частичную оплату в размере 1 193 879 рублей 96 копеек.
Предприниматель обязательства по поставке продуктов питания исполнил надлежащим образом и в установленный срок, учреждение поставленный товар приняло без замечаний и претензий, однако не произвело оплату в установленные сроки, в связи с чем образовалась задолженность в размере 1 910 497 рублей 20 копеек.
Меры по досудебному урегулированию спора не привели к положительному результату, в связи с чем предприниматель обратился в суд с рассматриваемым иском.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе, устанавливая единый порядок размещения таких заказов (статья 1 Закона N 44-ФЗ).
Целями регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд являются: обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) или муниципального образования (муниципальный контракт) заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции отнесены к принципам контрактной системы в сфере закупок. При этом согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ под принципом обеспечения конкуренции понимается создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, при которых любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). К созданию равных условий при выявлении лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг относится запрет на совершение заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.
Случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотрены статьей 93 Закона N 44-ФЗ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) могла осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13 сформулирована правовая позиция о недопустимости в отсутствие государственного (муниципального) контракта взыскания стоимости поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг для государственных или муниципальных нужд в пользу контрагентов, которые вправе вступать в договорные отношения с бюджетными учреждениями исключительно посредством заключения таких контрактов в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В названных постановлениях указано, что согласование сторонами выполнения подобных работ без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ и удовлетворение требований о взыскании задолженности по существу открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 44-ФЗ, тогда как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
По смыслу приведенных разъяснений, нарушение требований Закона N 44-ФЗ предполагает недобросовестность обеих сторон сделки, в связи с чем исполнитель не может рассчитывать на получение платы, так как извлечение преимущества из незаконного или недобросовестного поведения противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая сделка совершается в обход явно выраженного запрета, установленного законом.
Поэтому поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, поставлявшее товары, выполнявшее работы или оказывавшее услуги, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства, в связи с чем в этом случае требование об оплате товаров, работ или услуг не подлежит удовлетворению.
Из разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), следует, что поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что стороны путем заключения пяти контрактов в пределах сумм, не превышающих трехсот тысяч рублей, умышленно осуществили дробление поставки для того, чтобы не проводить конкурсные процедуры. В материалах дела нет доказательств того, что стороны заключили договоры с соблюдением конкурентных процедур в соответствии с порядком, установленным Законом N 44-ФЗ, и что закупка товара носила неотложный характер или выполнялась в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, пришли к обоснованному выводу о том, что в отсутствие государственного контракта на поставку, фактическая поставка товара не влечет возникновения на стороне учреждения неосновательного обогащения, поэтому требование общества о взыскании задолженности по договорам удовлетворению не подлежит (согласование сторонами возможности поставки в обход норм Закона N 44-ФЗ не может влечь возникновения у истца как субъекта, осведомленного о специфике статуса заказчика, права требовать соответствующей оплаты).
Согласование сторонами возможности поставки товаров в обход норм Закона N 44-ФЗ не может влечь возникновения у истца как субъекта, осведомленного о специфике статуса заказчика, права требовать соответствующей оплаты.
Податель жалобы считает, что сделки заключены в разрешенных пределах, поскольку статья 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает ограничений по количеству договоров, заключаемых с одним поставщиком.
Кассационный суд соглашается с тем, что статья 93 Закона N 44-ФЗ не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих трехсот тысяч рублей (в редакции, действующей в спорный период), в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).
Вместе с тем по своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.
При рассмотрении дела суды установили, что договоры заключены одними и теми же лицами в небольшой промежуток времени и на момент их подписания, следовательно, фактически спорные договоры образовывали единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного специальным законом, на основании чего пришли к обоснованному выводу, что дробление сторонами общего объема товара, подлежащего поставке, определение цены каждого договора в пределах, не превышающих трехсот тысяч рублей, свидетельствует о намерении сторон уйти от соблюдения процедуры торгов.
Доказательств, подтверждающих исключительность ситуации, когда заключение договоров с единственным подрядчиком является единственно возможным и целесообразным, сторонами не представлено (статьи 9 и 65 Кодекса).
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А15-434/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационный суд соглашается с тем, что статья 93 Закона N 44-ФЗ не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих трехсот тысяч рублей (в редакции, действующей в спорный период), в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).
Вместе с тем по своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.
...
Доказательств, подтверждающих исключительность ситуации, когда заключение договоров с единственным подрядчиком является единственно возможным и целесообразным, сторонами не представлено (статьи 9 и 65 Кодекса).
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2023 г. N Ф08-347/23 по делу N А15-434/2022