Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 ноября 2021 г. N 03-11-11/88397
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее соответственно - Федеральный закон N 422-ФЗ, НПД) применять специальный налоговый режим НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 Федерального закона N 422-ФЗ.
Ограничения, связанные с применением Федерального закона N 422-ФЗ, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ установлено, что объектом налогообложения НПД признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
При этом не признаются объектом налогообложения НПД, в частности, доходы, получаемые в рамках трудовых отношений, а также доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ) арбитром (третейским судьей) является физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.
Постоянно действующее арбитражное учреждение должно вести и размещать на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в информационных целях рекомендованный им список арбитров, состоящий не менее чем из тридцати человек, при условии получения в письменной форме согласия каждого кандидата на включение в список (часть 1 статьи 47 Федерального закона N 382-ФЗ).
Исходя из положений пунктов 16 и 17 статьи 2 Федерального закона N 382-ФЗ под третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, понимается единоличный арбитр или коллегия арбитров, осуществляющие арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража).
В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона N 382-ФЗ в рамках арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, размер гонорара арбитров определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - третейским судом с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного арбитрами на ведение арбитража, и любых других относящихся к делу обстоятельств.
При этом выплату гонораров арбитрам за оказание услуг в процессе третейского разбирательства может производить постоянно действующее арбитражное учреждение, являющееся подразделением некоммерческой организации, с которой третейские судьи могут как состоять, так и не состоять в трудовых или гражданско-правовых отношениях.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Учитывая вышеизложенное, при условии соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом N 422-ФЗ, а также иных федеральных законов, регулирующих ведение соответствующих видов деятельности, физическое лицо, выступающее в качестве третейского судьи для разрешения конкретного спора и получающее вознаграждение в рамках гражданско-правового договора, вправе применять специальный налоговый режим НПД.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 ноября 2021 г. N 03-11-11/88397
Опубликование:
-