г. Краснодар |
|
08 июля 2024 г. |
Дело N А53-32977/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Топэнерго"" (ИНН 6154561448 ОГРН 1096154002834), заинтересованных лиц - заместителя прокурора г. Таганрога Ростовской области младшего советника юстиции Татояна Г.М., Прокурора Ростовской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Топэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А53-32977/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Топэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к заместителю прокурора г. Таганрога Татояну Г.М. (далее - прокурор) о признании недействительным представления от 25.08.2023 N 07-27/3763-23-20600046 об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. К участию в деле вторым заинтересованным лицом привлечен Прокурор Ростовской области (далее - прокурор области).
Решением суда первой инстанции от 31.01.2024, оставленным без изменения в постановлением суда апелляционной инстанции от 22.03.2024, в удовлетворении требований отказано по мотиву соблюдения прокурором процедуры проверки и наличия оснований для выдачи представления.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить требование. Ссылается на отсутствие правовой обязанности, неисполнение которой вменено прокурором в представлении, а также оснований для проведения проверки.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебное заседание провести в его отсутствие.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что прокурор г. Таганрога во исполнение поручения прокурора области от 10.08.2023 N Вн07/1-21405-23 проверил соблюдение законодательства о водоснабжении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения хозяйствующими субъектами, осуществляющими управление многоквартирными домами (далее - МКД) на территории г. Таганрога. В ходе проверки прокурор запросил в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах от 22.08.2022 сведения об управляющих организациях на территории г. Таганрога, принявших меры по разработке и согласованию программ производственного контроля качества воды (далее - программа). В ответе Роспотребнадзора от 24.08.2023 сообщено, что такие программы имеются лишь у пяти организаций (ООО "Регул", ООО "Алые Паруса", ООО "УО "Комфорт-Люкс", ООО "Коммунальщик Таганрога", ООО "Дом Плюс"), в число которых общество не входит. Отсутствие программы в нарушение статей 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пункта 77 СанПин 2.1.1.3684-21"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПин), пункта 1.5, пункта 2.1, пункта 2.7 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СП) повлекло направление прокурором обществу в числе других управляющих компаний по правилам статей 22, 24, 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представления от 25.08.2023 N 07-27/3763-23-20600046 об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и санитарно-эпидемиологического благополучии населения: рассмотрении представления с участием представителя городской прокуратуры; нринятии мер по устранению нарушений законодательства и причин и условий, им способствующих; рассмотрении вопроса об ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушение законов. Общество обжаловало представление в арбитражный суд.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет управление МКД, подключенного к централизованной системе холодного и горячего водоснабжения, и несет обязанность по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД согласно Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290).
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Законом N 416-ФЗ также предусмотрено, что программа производственного контроля качества питьевой, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25).
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, пунктом 5 которых предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Программа производственного контроля утверждается на срок не более пяти лет.
Пунктом 77 СанПиНа установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами N 10 и приложениями N 2 - 4 к СП.
В силу пункта 79 СанПиНа перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям пункта 4 Правил N 10, приведенным в приложении N 2 к СП.
Пунктом 80 СанПиНа на хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, возложена обязанность проведения работ по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разработки методов контроля за факторами среды обитания (статья 11 Закона N 52-ФЗ). Организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем (пункты 15, 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 45 ГОСТа 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) "Государственный стандарт Союза ССР. Водоснабжение. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 25.02.1982 N 830) водопроводная сеть - это система трубопроводов с сооружениями на них для подачи воды к местам ее потребления.
В соответствии с пунктом 3.6 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225, водопровод является одним из источников наружного противопожарного водоснабжения.
По смыслу пункта 1.2 ГОСТа Р 21.619-2023 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Правила выполнения проектной документации внутренних систем и наружных сетей водоснабжения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 24.08.2023 N 735-ст), наружные сети водоснабжения расположены от точки подключения к сети централизованной системы водоснабжения или от источника локальных систем водоснабжения до ввода в здание.
Приказом Минстроя России от 27.12.2021 N 1016/пр утвержден и введен в действие СП 31.13330.2021 "Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*" (далее - Свод правил), пунктом 4.13 которого установлено, что трубы, арматура, оборудование, материалы и иная продукция, применяемые при устройстве наружных сетей и сооружений водоснабжения, должны обеспечивать надежность и экологическую безопасность системы водоснабжения для бесперебойной подачи воды требуемого качества и количества. Материал труб и металлоконструкций (профилей, балок и т.д.) должен соответствовать требованиям пункта 15.32 Свода правил. Свободный напор в наружной сети производственного водопровода должен приниматься по технологическим данным. Свободный напор в наружной сети хозяйственно-питьевого водопровода у потребителей должен быть не более 60 м (подпункты 5.12, 5.13 Свода правил). Таким образом, наружные сети водоснабжения являются элементом системы водоснабжения, обеспечивающим бесперебойную подачу воды требуемого качества, применяемым в т.ч. в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения и имеющим наружные (уличные) водоразборные устройства (водоразборные колонки, водопроводные наружные выпуски для поливки дворов и улиц). Из имеющихся в материалах дела сведений об объеме поставки холодной воды, в том числе для нужд горячего водоснабжения, водоотведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, следует, что общество подает гарантирующей организации названные сведения по МКД, расположенным в городе Таганроге по улицам Лизы Чайкиной 62, Маршала Жукова 2-а - 1 - 6, 2-б, 1 Новый 6, 14, 14/1, 16, 16/1 - 16/3, 16/6, 35-1, 7 Новый 100, Москатова 5 и др.
Управляющая организация, осуществляющая управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса, пункт 4 Правил N 354, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124).
Таким образом, общество, осуществляя эксплуатацию внутридомовых инженерных сетей водоснабжения, в силу пунктов 77, 79, 80 СанПиНа, как установил суд в настоящем деле, обязано осуществлять производственный контроль качества питьевой и горячей воды в эксплуатируемых им внутридомовых инженерных сетях водоснабжения (от границы своей эксплуатационной ответственности). Нарушения приведенных требований СанПиНа и отсутствие у него программы производственного контроля качества воды установлено прокурором при проверке и не оспаривается.
Представление отвечает критериям определенности и исполнимости, его содержание позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных нарушений Закона N 52-ФЗ и СанПиНа.
Доводам общества о нарушении порядка проведения проверки дана надлежащая правовая оценка, в том учетом законодательства об органах прокуратуры и распоряжением прокурора области от 22.04.2022 N 91/7р "О дополнительных мерах по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и порядке согласования надзорных мероприятий, инициированных городскими, районными и приравненными к ним прокурорами в отношении предпринимателей".
С учетом изложенных фактических обстоятельств выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом в совокупности и взаимосвязи имеющихся в материалах дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А53-32977/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минстроя России от 27.12.2021 N 1016/пр утвержден и введен в действие СП 31.13330.2021 "Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*" (далее - Свод правил), пунктом 4.13 которого установлено, что трубы, арматура, оборудование, материалы и иная продукция, применяемые при устройстве наружных сетей и сооружений водоснабжения, должны обеспечивать надежность и экологическую безопасность системы водоснабжения для бесперебойной подачи воды требуемого качества и количества. Материал труб и металлоконструкций (профилей, балок и т.д.) должен соответствовать требованиям пункта 15.32 Свода правил. Свободный напор в наружной сети производственного водопровода должен приниматься по технологическим данным. Свободный напор в наружной сети хозяйственно-питьевого водопровода у потребителей должен быть не более 60 м (подпункты 5.12, 5.13 Свода правил). Таким образом, наружные сети водоснабжения являются элементом системы водоснабжения, обеспечивающим бесперебойную подачу воды требуемого качества, применяемым в т.ч. в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения и имеющим наружные (уличные) водоразборные устройства (водоразборные колонки, водопроводные наружные выпуски для поливки дворов и улиц). Из имеющихся в материалах дела сведений об объеме поставки холодной воды, в том числе для нужд горячего водоснабжения, водоотведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, следует, что общество подает гарантирующей организации названные сведения по МКД, расположенным в городе Таганроге по улицам Лизы Чайкиной 62, Маршала Жукова 2-а - 1 - 6, 2-б, 1 Новый 6, 14, 14/1, 16, 16/1 - 16/3, 16/6, 35-1, 7 Новый 100, Москатова 5 и др.
Управляющая организация, осуществляющая управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса, пункт 4 Правил N 354, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124).
...
Представление отвечает критериям определенности и исполнимости, его содержание позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных нарушений Закона N 52-ФЗ и СанПиНа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2024 г. N Ф08-5245/24 по делу N А53-32977/2023