Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2024 г. N 41-АД24-8-К4 Суд отменил вынесенные ранее судебные решения и прекратил производство по делу о нарушении государственных нормативных требований охраны труда в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности

Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2024 г. N 41-АД24-8-К4

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу защитника Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Латеранского Александра Сергеевича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 17 декабря 2021 г. N 61/4-1463-21-ППР/12-22294-И/34-204, решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 июня 2022 г. N 12-319/2022, решение судьи Ростовского областного суда от 22 августа 2022 г. N 11-1463/2022 и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 г. N 16-8530/2022, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением главного государственного инспектора отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 17 декабря 2021 г. N 61/4-1463-21-ГШР/12-22294-И/34-204 ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 февраля 2022 г. N 12-58/2022 указанное постановление должностного лица изменено, размер назначенного учреждению административного штрафа снижен до 27 500 рублей, в остальной части указанный акт оставлен без изменения.

Решением судьи Ростовского областного суда от 12 мая 2022 г. N 11-634/2022 решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 февраля 2022 г. N 12-58/2022 отменено, дело об административном правонарушении возвращено в тот же суд на новое рассмотрение.

По результатам нового рассмотрения решением судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 июня 2022 г. N 12-319/2022, оставленным без изменения решением судьи Ростовского областного суда от 22 августа 2022 г. N 11-1463/2022, постановление должностного лица изменено, размер назначенного учреждению административного штрафа снижен до 50 000 рублей, в остальной части указанный акт оставлен без изменения.

Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 г. N 16-8530/2022 изменено, из его описательно-мотивировочной части исключено указание на применение положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в остальной части указанные акты оставлены без изменения.

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2023 г. постановление должностного лица и судебные акты, состоявшиеся по результатам нового рассмотрения, оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Латеранский А.С. выражает несогласие с постановлением главного государственного инспектора отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 17 декабря 2021 г. N 61/4-1463-21-ППР/12-22294-И/34-204, решением судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 июня 2022 г. N 12-319/2022, решением судьи Ростовского областного суда от 22 августа 2022 г. N 11-1463/2022 и постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 г. N 16-8530/2022, ставит вопрос об их отмене, приводя доводы о допущенных при производстве по делу процессуальных нарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучение доводов жалобы и материалов дела об административном правонарушении с учетом требований названной нормы приводит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи и частью 3 статьи 11.23 названного кодекса.

Из материалов дела усматривается, что по результатам проведенной 19 ноября 2021 г. прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 29 октября 2021 г. N 7/1-58-21 проверки соблюдения ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области", расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, д. 60, трудового законодательства установлено, что в нарушение государственных нормативных требований охраны труда работодателем не реализованы мероприятия по управлению профессиональными рисками (не обеспечены и не оценены уровни профессиональных рисков в полном объеме, не обеспечено их снижение); не разработан и не утвержден локальный нормативный акт, устанавливающий нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты; 29 водителей автомобилей не обеспечены специальной обувью и средствами индивидуальной защиты (костюм защиты от общих производственных загрязнений, перчатки с точечным покрытием, перчатки резиновые или из полимерных материалов).

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 1 декабря 2021 г. заместителем прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в отношении ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица к административной ответственности на основании названной нормы, с выводами которого согласились судьи районного, областного и кассационного судов.

Вместе с тем с состоявшимися по делу актами нельзя согласиться.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным кодексом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 названного кодекса).

Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 названного кодекса.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором в порядке, установленном указанной статьей.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении и постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении относятся к числу доказательств по делу об административном правонарушении и являются процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

По смыслу статей 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В их отсутствие постановление прокурора может быть вынесено только при наличии сведений об их надлежащем извещении о месте и времени его вынесения.

Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

В настоящей жалобе защитник Латеранский А.С. заявляет о нарушении права учреждения на защиту ввиду вынесения заместителем прокурора постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие законного (или иного) представителя юридического лица, не извещенного о месте, дате и времени его вынесения.

Данные доводы заслуживают внимания.

Из содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении усматривается, что оно вынесено заместителем прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону 1 декабря 2021 г. в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (л.д. 24-28).

При этом в данном постановлении указано на его составление в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведены нормы частей 3 и 4 указанной статьи о разъяснении руководителю учреждения Медовник А.В. процессуальных прав и обязанностей, ознакомлении ее с этим постановлением, однако подписи названного лица в соответствующих графах отсутствуют.

Доказательств, подтверждающих направление в адрес юридического лица извещения о месте, дате и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в материалах дела не содержится.

В свою очередь, к настоящей жалобе приложены копия требования заместителя прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону, датированного 2 декабря 2021 г., то есть после вынесения 1 декабря 2021 г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, о необходимости явки Медовник А.В. в качестве представителя учреждения в районную прокуратуру для вручения копии этого постановления, а также копия отчета, из которого следует, что требование о явке направлено из прокуратуры в адрес учреждения электронной почтой 3 декабря 2021 г. с четырьмя вложениями.

Однако в материалах дела эти документы отсутствуют.

Из постановления заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не усматривается, какие иные материалы дела были направлены вместе с данным постановлением на рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ростовской области, количество листов направляемого материала не указано.

Из определения главного государственного инспектора труда от 10 декабря 2021 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении следует, что при подготовке дела к рассмотрению было изучено только постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 29-30).

По смыслу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное с нарушением требований статьи 28.2 названного кодекса, подлежит возвращению прокурору, которым оно было вынесено, для устранения недостатков.

Однако из материалов дела не следует, что главным государственным инспектором отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ростовской области при подготовке настоящего дела к рассмотрению были надлежащим образом разрешены вопросы, определенные статьей 29.4 названного кодекса.

Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.

В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение постановления прокурора о возбуждении дела для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Указанное процессуальное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.

Должностным лицом и судебными инстанциями приведенные выше обстоятельства и нарушение, допущенное заместителем прокурора при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, оставлены без внимания.

Такое разрешение дела и жалоб на постановление о назначении административного наказания не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

С учетом изложенного постановление главного государственного инспектора отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 17 декабря 2021 г. N 61/4-1463-21-ППР/12-22294-И/34-204, решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 июня 2022 г. N 12-319/2022, решение судьи Ростовского областного суда от 22 августа 2022 г. N 11-1463/2022 и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 г. N 16- 8530/2022, вынесенные в отношении ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

Поскольку на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации настоящей жалобы срок давности привлечения учреждения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу защитника ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Латеранского А.С. удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора отдела надзора и контроля по охране труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 17 декабря 2021 г. N 61/4-1463-21-ППР/12-22294-И/34-204, решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 июня 2022 г. N 12-319/2022, решение судьи Ростовского областного суда от 22 августа 2022 г. N 11-1463/2022 и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 г. N 16-8530/2022, вынесенные в отношении ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

С.И. Кузьмичев

 

Учреждение оштрафовали за нарушение требований охраны труда.

Верховный Суд РФ отменил постановление госинспектора и решения нижестоящих судебных инстанций.

Право учреждения на защиту было нарушено. Прокурор возбудил дело без участия представителя учреждения. Извещение о месте, дате и времени вынесения постановления о возбуждении дела не направлялось. В госинспекцию постановление поступило без иных материалов. Госинспектор должен был вернуть его прокурору для устранения недостатков. Однако он вынес свое постановление, изучив только постановление прокурора. После начала рассмотрения дела возвращение постановления прокурору не предусмотрено.

Производство по делу прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности.

 

Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2024 г. N 41-АД24-8-К4

 

Опубликование:

-