Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 июня 2024 г. N 03-03-06/2/52445
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с предложением по внесению изменений в подпункт 3.2 пункта 2 статьи 262 и подпункт 14 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В указанном обращении предлагается дополнить перечень расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) расходами по договорам на оказание услуг по предоставлению удаленного доступа к ресурсам, функционалу сервисов, платформ, инфраструктуре, контенту и иным аналогичным ресурсам, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в части, используемой исключительно для выполнения НИОКР (изменения в подпункт 3.2 пункта 2 статьи 262 Кодекса), а также предусмотреть возможность учитывать расходы на юридические и информационные услуги, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта, путем удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 (изменения в подпункт 14 пункта 1 статьи 264 Кодекса).
При этом данное предложение обосновывается тем, что в настоящее время затраты на потребление сторонних ресурсов и использование функционала специализированных платформ на основании договоров оказания облачных услуг по принципу SaaS, PaaS, IaaS, осуществляемые при выполнении НИОКР, не поименованы в пункте 2 статьи 262 Кодекса в качестве отдельного вида расходов на НИОКР, в связи с чем применение коэффициента 1,5 по ним возможно только с учетом положений подпункта 4 пункта 2 статьи 262 Кодекса, а именно посредством нормирования размера понесенных затрат исходя из суммы расходов на оплату труда сотрудников, задействованных в НИОКР. При этом в обращении также отмечается, что между данными видами расходов существует обратная зависимость - чем больше объем, а соответственно стоимость потребляемых налогоплательщиком "облачных услуг", тем значительнее сокращение размера расходов на оплату труда сотрудников. Это закономерно приводит к уменьшению доли затрат на использование облачных сервисов, которые могут быть включены в налогооблагаемую базу с учетом налоговой преференции (коэффициента 1,5).
В этой связи сообщаем следующее.
Пунктом 2 статьи 262 Кодекса предусмотрены виды расходов, относящихся к расходам на НИОКР.
К ним помимо основных расходов, таких как: суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам, используемым для выполнения НИОКР; расходы на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР, а также суммы страховых взносов, начисленные на указанные расходы на оплату труда; материальные расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, относятся другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР.
При этом другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, включаются в состав расходов на НИОКР в сумме не более 75 процентов суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР, предусмотренные пунктами 1-3 и 21 части второй статьи 255 Кодекса, за период выполнения этими работниками НИОКР, а также суммы страховых взносов, начисленные в установленном Кодексом порядке на указанные расходы на оплату труда (подпункт 4 пункта 2 статьи 262 Кодекса).
Предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 статьи 262 Кодекса 75-процентное ограничение прочих расходов направлено на стимулирование организаций, осуществляющих НИОКР и имеющих большой удельный вес других расходов, непосредственно связанных с выполнением НИОКР, привлекать высококвалифицированные кадры в научную сферу и платить им "достойную" заработную плату.
Исключение данного ограничения, с одной стороны, послужит дестимулирующим фактором в отношении сохранения штата квалифицированных сотрудников, а с другой стороны, приведет к увеличению выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не только в связи с расширением периметра применения повышающего коэффициента 1,5, но и в связи с сокращением "зарплатных" налогов. Кроме того, отмена нормирования других расходов, непосредственно связанных с выполнением НИОКР, может привести к тому, что "неосновные" расходы будут превалировать над основными видами расходов, включаемых в расходы на НИОКР.
Вместе с тем рассматриваемое обращение не содержит экономического обоснования предлагаемого мероприятия, в том числе параметров, которые будут достигнуты в случае его реализации, расчетов сумм, на которые сократятся доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, источников их компенсации.
Учитывая изложенное, внесение предлагаемых изменений в Кодекс не поддерживается.
Дополнительно сообщаем, что аналогичная позиция по данному вопросу направлена в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам письмом Минфина России от 06.06.2024 N 01-0613/03-52171.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин не поддерживает предложения:
- дополнить перечень расходов на НИОКР расходами по договорам на предоставление удаленного доступа к ресурсам, функционалу сервисов, платформ, инфраструктуре, контенту и иным аналогичным ресурсам, в т. ч. через Интернет, для выполнения НИОКР;
- предусмотреть возможность учитывать с коэффициентом 1,5 расходы на юридические и информационные услуги, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр, относящихся к сфере искусственного интеллекта, путем удаленного доступа к ним.
Министерство прокомментировало свою позицию.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 июня 2024 г. N 03-03-06/2/52445
Опубликование:
-