Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Иванова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.В. Иванов оспаривает конституционность положений статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а именно ее части 7, согласно которой в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
Как следует из представленных материалов, решением районного суда, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, отказано в удовлетворении административного искового заявления В.В. Иванова о признании незаконным отказа Главного управления Министерства внутренних дел по Свердловской области в предоставлении данных умерших родственников (брата дедушки заявителя, сестры и брата бабушки заявителя) и возложении обязанности выдать запрашиваемые документы (копии заявлений о выдаче паспорта гражданина СССР, о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации). При этом суды исходили из того, что заявитель не является наследником лиц, сведения о которых он запрашивал.
По мнению заявителя, оспариваемые положения статьи 9 Федерального закона "О персональных данных" не соответствуют статьям 29 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют гражданам обрабатывать, получать и хранить персональные данные умерших родственников без согласия более близких родственников, а также в случае отсутствия наследственного дела или смерти всех наследников, вступивших в наследство.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О персональных данных" является базовым законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, и определяет принципы, условия и правила обработки персональных данных.
В целях защиты прав граждан - субъектов персональных данных названный Федеральный закон предусматривает, что по общему правилу обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, который принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе; согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (пункт 1 части 1 статьи 6 и часть 1 статьи 9). При этом в соответствии с оспариваемой частью 7 статьи 9 этого Федерального закона в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
Приведенное регулирование с учетом его предназначения и установленных гражданским законодательством правил наследования предполагает ограничение круга лиц, правомочных давать согласие на обработку персональных данных в случае смерти субъекта персональных данных, только его наследниками, имея в виду, что призвание к наследованию осуществляется с учетом очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК Российской Федерации, и наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей (пункт 1 статьи 1141 ГК Российской Федерации).
Тем самым такое регулирование направлено на внесение определенности в правоотношения, связанные с обработкой персональных данных, в случае смерти субъекта персональных данных и на защиту прав и законных интересов субъекта персональных данных и его наследников, а потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, тем более что, как было установлено судами, он не являлся наследником лиц, сведения о которых он запрашивал, и из представленных им вместе с жалобой материалов не следует, что у него отсутствовала возможность получить соответствующее согласие у их наследников.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, выбор норм права, подлежащих применению с учетом таких обстоятельств, не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Владислава Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 1176-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Владислава Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9 Федерального закона "О персональных данных"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-