Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 42.6.02-2024
"Гражданская оборона. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Общие требования"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июня 2024 г. N 706-ст)
Civil defense. Ensuring the constant readiness of civil defense forces and means. General requirements
УДК 614.8:006.354
ОКС 13.200
Дата введения - 1 ноября 2024 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июня 2024 г. N 706-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
1.2 Настоящий стандарт предназначен для работников федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих планирование и проведение мероприятий по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.9.22 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства. Классификация
ГОСТ Р 22.9.24 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Машины аварийно-спасательные. Классификация. Общие технические требования
ГОСТ Р 42.0.02 Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий
П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 42.0.02.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
ГО - гражданская оборона;
МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий;
ЧС - чрезвычайная ситуация.
4 Общие положения
4.1 Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО - одна из основных задач ГО (см. [1], статья 1).
4.2 Постоянная готовность сил и средств ГО - это такое состояние сил и средств ГО, при котором они способны организованно, в установленные сроки, приступить к выполнению поставленных задач ГО и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.
4.3 Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи ГО, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств ГО, являются (см. [2], пункт 21):
- создание и оснащение современными техническими средствами сил ГО;
- подготовка сил ГО, проведение учений и тренировок по ГО;
- планирование действий сил ГО;
- разработка высокоэффективных технологий для проведения АСДНР;
- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.
5 Создание сил гражданской обороны и оснащение их современными техническими средствами
5.1 Силы ГО - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования в соответствии с [1].
5.2 Средства ГО - специальная техника, технические устройства, защитные сооружения и оборудование, резервы материальных ресурсов, предназначенные для выполнения задач, возложенных на силы ГО. В зависимости от характера этих задач средства ГО подразделяются на средства защиты населения, разведки, связи, медицинские, инженерные и др.
5.3 Силы ГО создают:
- на федеральном уровне - силы МЧС России (спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС), аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования), используемые, в том числе, для решения задач в области гражданской обороны в мирное и военное время на территориях субъектов Российской Федерации;
- на региональном уровне - силы ГО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (аварийно-спасательные формирования и спасательные службы (АСФ), создаваемые на штатной и нештатной основе), а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области ГО специальные формирования;
- на муниципальном (местном) уровне - силы ГО муниципальных образований и объектов (АСФ, создаваемые на штатной и нештатной основе);
- на объектовом уровне (организации) - АСФ объектов, создаваемые на штатной и нештатной основе.
5.4 Оснащение сил ГО современными техническими средствами осуществляется заблаговременно за счет средств федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, управление гражданской обороной.
5.5 Аварийно-спасательную технику, технические средства, приборы и оборудование классифицируют:
- на аварийно-спасательные машины по ГОСТ Р 22.9.24;
- аварийно-спасательные средства по ГОСТ Р 22.9.22;
- робототехнические аварийно-спасательные средства;
- приборы поиска пострадавших в ЧС (очагах поражения);
- авиационные и воздушно-десантные аварийно-спасательные средства;
- мобильные диагностические комплексы оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий и сооружений;
- вертолетные системы дистанционного взрывного дробления льда и уничтожения ледяных заторов.
5.6 При проведении АСДНР кроме аварийно-спасательной техники, технических средств, приборов и оборудования используется так же другая специальная техника и средства малой механизации. К ним относят:
- инженерную технику;
- автомобильную технику;
- мобильные средства пожаротушения;
- медицинскую технику;
- суда и иные плавсредства;
- средства связи, оповещения и управления;
- средства радиационной, химической и биологической разведки и защиты;
- технические средства тылового обеспечения.
6 Организация подготовки сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне
6.1 Подготовка сил ГО способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера предусматривает:
- подготовку руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к управлению силами и средствами ГО при военных конфликтах, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
- подготовку личного состава сил ГО к действиям в военное время и в условиях ЧС;
- оснащение учебных центров современными техническими средствами подготовки.
6.2 Подготовка и повышение квалификации по ГО руководящего состава и специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нештатных аварийно-спасательных формирований ГО, работников органов, осуществляющих управление ГО, проводится на базе образовательных организаций МЧС России, учебно-методических центров по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, на курсах ГО муниципальных образований, в учебных заведениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (по их планам), а также непосредственно в организациях в порядке, определяемом МЧС России.
6.3 Подготовку личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований проводят непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Основными формами обучения этих формирований ГО по специальной подготовке являются практические и тактико-специальные занятия с использованием учебных городков, защитных и других сооружений, имеющихся на территории объекта. Основной метод - практические занятия. На практических занятиях каждому обучаемому прививаются твердые навыки в выполнении приемов и действий в соответствии со специальностью при проведении АСДНР в очагах поражения, а также отрабатывается слаживание формирований.
6.4 Для приобретения необходимых навыков по ведению АСДНР, а также проверки готовности органов управления и сил ГО с их личным составом в установленном порядке периодически проводят учения и тренировки. Учения в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, а также в организациях проводят по планам МЧС России или соответствующих руководителей, согласованным с заинтересованными органами управления, организациями и учреждениями.
6.5 По своему назначению учения и тренировки классифицируют как плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские [3].
6.6 Плановые учения и тренировки предусмотрены по завершении процесса обучения руководителей, а также органов управления и сил ГО.
6.7 В ходе проверочных учений и тренировок проводится оценка степени готовности органов управления и сил ГО.
6.8 Показные учения и тренировки проводятся в целях разработки единых требований к организации применения группировки сил ГО, а также методов проведения работ в зоне ЧС. Этот вид учений и тренировок направлен на демонстрацию наиболее эффективных способов проведения АСДНР.
6.9 Тактико-специальные учения являются наиболее эффективной формой практического обучения органов управления и подготовки сил ГО при выполнении задач по предназначению в условиях обстановки, максимально приближенной к возможной. Они проводятся в целях совершенствования практических навыков органов управления формирований при организации и проведении АСДНР, при использовании штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты.
6.10 Штабные тренировки являются формой совершенствования навыков должностных лиц и специалистов органов управления ГО в практическом выполнении ими функциональных обязанностей при подготовке и проведении мероприятий по ГО и защите от ЧС.
6.11 Объектовые тренировки по ГО предназначены как для комплекса мероприятий, так и для отдельных вопросов, предусмотренных соответствующими планами ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций (объектов).
7 Общие требования к организации планирования действий сил гражданской обороны
7.1 Планирование действий сил ГО включает:
- оперативное планирование, в том числе разработку планов ГО и защиты населения, планов приведения в готовность ГО;
- разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам ГО.
7.2 Оперативное планирование является составной частью подготовки и ведения ГО и имеет основной целью обеспечение организованного перевода ГО с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения АСДНР в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.
7.3 В обязательном порядке разрабатываются план ГО и защиты населения Российской Федерации, планы ГО федеральных органов исполнительной власти, планы взаимодействия территориальных органов МЧС России с военным округом, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, расположенными на территории региона, планы ГО и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
7.4 План ГО и защиты населения представляет собой комплекс документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение соответствующего руководителя ГО по реализации мероприятий, действиям органов управления и сил ГО, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями ГО.
7.5 План приведения в готовность ГО определяет мероприятия, обеспечивающие повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, и сроки их выполнения в период нарастания угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.
7.6 Планы приведения в готовность ГО должны разрабатываться федеральными органами исполнительной власти (территориальными органами федеральных органов исполнительной власти), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями: разрабатывают планы приведения в готовность ГО федеральных органов исполнительной власти (территориальных органов федеральных органов исполнительной власти), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций соответственно.
8 Организация разработки высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
8.1 Разработка и совершенствование технических средств и технологий организуют органы, осуществляющие управление ГО, руководители ГО с учетом развития средств поражения и способов ведения военных действий, внедрения в практику новых машин, механизмов и аварийно-спасательного оборудования, а также опыта проведения АСДНР при ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в ходе проведения учений и тренировок.
8.2 Основными направлениями совершенствования технических средств и технологий АСДНР являются:
- разработка и внедрение более рациональных приемов и способов поиска и спасения пострадавших, оказавшихся в заваленных защитных сооружениях ГО, блокированных в полуразрушенных и горящих зданиях и сооружениях, извлечения (эвакуации) их из зон поражения и поддержания жизнедеятельности в период проведения спасательных операций; отработка порядка взаимодействия различных формирований и служб, участвующих в этих операциях (поисково-спасательных, инженерно-технических, противопожарных и др.);
- разработка новых наиболее прогрессивных технологий, а также новых видов специальной техники и оборудования для проведения АСДНР, в том числе в зонах радиационного и химического загрязнения (заражения) и при других неблагоприятных условиях, а также выявление для использования в указанных целях имеющихся прогрессивных технологий, новых видов техники и оборудования, используемых в экономике;
- отработка приемов и способов локализации аварий на коммунально-энергетических сетях, проведения АСДНР на объектах со взрыво-, пожароопасной технологией (в т. ч на газовых сетях), методов поддержания физической устойчивости зданий и сооружений, укрепления или обрушения аварийных конструкций;
- оснащение сил ГО современными средствами связи и оповещения, средствами малой механизации, модульными комплектами аварийно-спасательного и медицинского снаряжения;
- создание новых современных приборов, а также развитие кинологической службы для поиска людей в завалах;
- практическая апробация и отработка новых технологий и оборудования в ходе учений и тренировок с силами ГО.
9 Организация взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий
9.1 Организация взаимодействия и привлечения сил и средств ГО
9.1.1 Сущность взаимодействия сил и средств ГО заключается в согласовании намечаемых к проведению мероприятий и действий сил между соответствующими органами управления, подчиненными им силами по целям, задачам, месту (направлениям, районам, участкам, объектам) и времени, а также в оказании им взаимной помощи в интересах наиболее успешного решения возложенных на них задач.
9.1.2 Важнейшей задачей организации взаимодействия является определение взаимоотношений между собой в процессе выполнения задач не подчиненных друг другу органов управления и сил ГО.
9.1.3 Организация взаимодействия осуществляется руководителями ГО и соответствующими органами управления, осуществляющими управление ГО. При этом взаимодействие организуется, прежде всего, в интересах тех органов управления и сил, которые выполняют главную, определяющую задачу. В угрожаемый период взаимодействие между органами, осуществляющими управление ГО, органами государственной власти по управлению экономикой, а также органами военного командования должно быть подчинено созданию необходимых условий для мобилизационного развертывания войск и экономики страны, а при проведении спасательных работ - обеспечению действий сил, участвующих в этих работах.
9.1.4 Порядок организации взаимодействия предусматривает:
- определение состава сил и средств, перечня задач взаимодействующих органов;
- определение сроков совместных действий и их последовательности;
- определение районов (направлений) совместных действий и сосредоточения основных сил и средств;
- разработку планов взаимодействия, практическую отработку вопросов взаимодействия;
- порядок доставки сил и средств в зону ЧС, порядок использования маршрутов выдвижения;
- порядок, время и место прохождения барьерных рубежей;
- порядок преодоления полос (участков) оперативного оборудования местности, а также места встречи и порядок сопровождения сил и средств ГО при нахождении в полосах действий войск;
- порядок организации и обеспечения охраны сил и средств ГО, задействованных на ликвидацию ЧС;
- порядок подвоза (вывоза) материальных ценностей и эвакуации населения из зоны ЧС и районов военных действий;
- состав и порядок представления необходимой информации нижестоящих органов вышестоящим;
- обеспечение связи, взаимодействия, взаимного оповещения и обмена информацией.
9.1.5 Важным способом организации взаимодействия является разработка специальных планов взаимодействия на всех уровнях управления ГО, в том числе в рамках разработки (корректировке) планов ГО и защиты населения.
9.1.6 Особое внимание при организации взаимодействия и привлечения сил и средств ГО должно уделяться проверке состояния системы оповещения, организации боевого (оперативного) дежурства, состояния пунктов управления, боевой и мобилизационной готовности органов управления, сил и средств ГО, а также наличия и состояния средств коллективной и индивидуальной защиты населения.
9.1.7 Спасательные воинские формирования выполняют поставленные задачи по проведению АСДНР в военное время и привлекаются для ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное время [1].
Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Спасательные воинские формирования, привлекаемые в мирное время для проведения работ по предупреждению и ликвидации ЧС, могут передаваться в оперативное подчинение руководителей работ в соответствии с планами действий органов управления по делам ГО и ЧС.
9.1.8 Для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекают воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, а также аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].
9.1.9 Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации ЧС в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС, а также для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории [1].
9.1.10 Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории [1].
9.2 Организация всестороннего обеспечения действий сил и средств ГО
9.2.1 В ходе проведения АСДНР организуется и проводится их всестороннее обеспечение - комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач проведения работ.
9.2.2 К основным видам обеспечения относятся: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка.
9.2.3 При организации обеспечения действий сил ГО все виды разведки, система наблюдения и лабораторного контроля должны своевременно обеспечить органы управления, руководителей формирований необходимыми данными для принятия решений на проведение АСДНР и защиту личного состава сил ГО.
9.2.4 Инженерное обеспечение сил ГО включает:
- инженерную разведку объектов и местности в районе действий;
- оборудование районов, занимаемых силами ГО;
- устройство и содержание путей движения, подвоза и эвакуации;
- оборудование и содержание переправ через водные преграды;
- обеспечение ввода сил ГО в зону ЧС (очаг поражения);
- инженерные мероприятия по преодолению разрушений, затоплений;
- оборудование пунктов водоснабжения.
Фортификационное оборудование районов, занимаемых силами ГО, и районов развертывания пунктов управления осуществляется в целях повышения эффективности защиты и устойчивости управления. Оно осуществляется с максимальным использованием защитных свойств местности и широким применением средств механизации.
9.2.5 Химическое обеспечение - комплекс мероприятий по созданию условий для успешных действий сил ГО в обстановке радиоактивного, химического и бактериологического заражения и обеспечения их радиационной безопасности.
Химическое обеспечение включает:
- радиационную, химическую и бактериологическую разведку;
- своевременное и умелое использование средств индивидуальной и коллективной защиты;
- дозиметрический и химический контроль;
- специальную обработку личного состава и техники, а также дегазацию и дезинфекцию участков местности, дорог и сооружений.
9.2.6 Медицинское обеспечение организуют и осуществляют в целях сохранения здоровья и работоспособности личного состава сил ГО, своевременного оказания медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации, лечения и быстрейшего возвращения в строй, предупреждения возникновения и распространения среди личного состава инфекционных заболеваний.
9.2.7 Техническое обеспечение организуют с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой силами ГО. Оно заключается в организации и осуществлении технически правильного использования, обслуживания, ремонта и эвакуации техники, состоящей на оснащении сил ГО, для проведения АСДНР.
Основными задачами технического обеспечения являются:
- проведение технического обслуживания машин в установленные сроки и в полном объеме;
- текущий ремонт и эвакуация техники, вышедшей из строя в ходе выполнения задач.
Для технического обеспечения действий сил ГО привлекаются их штатные силы и средства - подразделения технического обеспечения.
При организации технического обеспечения определяются порядок снабжения запасными частями и ремонтными материалами, размещение и порядок использования ремонтных мастерских, места развертывания сборных пунктов поврежденных машин и порядок эвакуации на них поврежденной техники. В необходимых случаях производится подготовка машин к действиям в сложных условиях местности и климата.
9.2.8 Транспортное обеспечение имеет своей целью доставку сил ГО к местам проведения работ, вывоз из зоны ЧС (очага поражения) материальных ценностей путем привлечения для перевозок автомобильного и других видов транспорта организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, использование табельных средств сил ГО, эвакуацию пораженных в медицинские организации всеми видами транспорта, а также доставку материальных средств, необходимых для проведения АСДНР.
9.2.9 Дорожное обеспечение направлено на создание условий для беспрепятственного маневра силами и средствами ГО, эвакуации, своевременного подвоза необходимых материально-технических ресурсов путем поддержания дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительства новых дорог, оборудования колонных путей и переправ, технического прикрытия перевозок. Оно включает: ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; осуществление мероприятий по техническому прикрытию автомобильных дорог в целях быстрейшей ликвидации разрушений и повреждений (создание запасов строительных материалов и готовых конструкций, выделение и расстановку сил и средств для выполнения восстановительных работ на важнейших объектах и участках дорог) для обеспечения ввода формирований в очаги поражения и эвакуации пораженных.
9.2.10 Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки погодных условий, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и средств ГО и проведение мероприятий по защите населения.
Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется гидрометеорологическими станциями, входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения, а также экипажами самолетов (вертолетов), выделяемых территориальными управлениями гражданской авиации для ведения радиационной разведки. Добывание данных о гидрометеорологической обстановке осуществляется также разведывательными формированиями в ходе выполнения ими поставленных задач.
9.2.11 Метрологическое обеспечение направлено на поддержание в готовности техники, аппаратуры, приборов, состоящих на оснащении сил ГО. Оно состоит в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва, обеспечении органов управления и сил ГО средствами измерений и т.д.
9.2.12 Материальное обеспечение сил ГО заключается в бесперебойном снабжении их материальными средствами, необходимыми для проведения АСДНР.
Решениями соответствующих должностных лиц устанавливается порядок обеспечения личного состава сил ГО, участвующего в проведении АСДНР, горячей пищей и обменной одеждой и обувью, порядок подвоза материальных средств, заправки техники горючим и смазочными материалами.
9.2.13 Комендантскую службу организуют в целях обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил ГО, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения АСДНР.
Комендантская служба создается:
- в районах развертывания и сосредоточения сил ГО, на маршрутах передвижения;
- в местах расположения пунктов управления и на участках проведения работ;
- в районах установления карантина (обсервации);
- на маршрутах эвакоперевозок населения и пострадавших, массовых перевозок грузов в интересах сил ГО.
9.2.14 Охрану общественного порядка организуют с целью поддержания дисциплины и организованности при проведении АСДНР.
К основным задачам службы охраны общественного порядка относят:
- обеспечение безопасности дорожного движения в период эвакуации населения и проведения АСДНР;
- охрану наиболее важных объектов;
- контроль за соблюдением установленного режима в районах размещения сил ГО и населения, на пунктах специальной обработки;
- воспрещение противоправных действий, распространения ложных и провокационных слухов, возможных массовых беспорядков;
- контроль за соблюдением режима допуска в зоны радиоактивного заражения, очаги химического, биологического (бактериологического) заражения и выполнения правил поведения в них;
- организацию учета эвакуированного населения, его потерь и пострадавших;
- подготовку сил службы для решения задач охраны общественного порядка.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" |
[2] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" |
[3] |
Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (утверждена приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565) |
Ключевые слова: гражданская оборона, силы и средства гражданской обороны, готовность сил и средств гражданской обороны, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 42.6.02-2024 "Гражданская оборона. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Общие требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июня 2024 г. N 706-ст)
Опубликование:
Российский институт стандартизации, Москва, 2024 г.
Дата введения - 1 ноября 2024 г.