Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу применения контрольно-кассовой техники и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", от юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, наличных денежных средств, в том числе для зачисления сумм принятых наличных денежных средств на банковские счета таких лиц, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Учитывая изложенное, предоставление займа следует рассматривать как изменение срока выполнения обязательства по предоставлению денежных средств в рамках осуществления расчетов (например, по договору купли- продажи), а именно: передача денежных средств покупателем (клиентом) продавцу позднее получения товара, а не в момент такой передачи, либо как изменение порядка оплаты, при котором последняя производится не в полной сумме расчета, а по частям.
Соответственно, погашением займов является исполнение обязательства по оплате покупателем (клиентом) полученных ранее товаров, работ или услуг в рамках осуществляемых расчетов.
Таким образом, предоставление и возврат займа организацией не подпадают под определение "расчеты", сформированное в Федеральном законе N 54-ФЗ, и не требует применения ККТ независимо от целевой либо нецелевой природы предоставляемых займов.
Вместе с тем, внесение клиентом в пользу организации денежных средств в виде процентов и иных вознаграждений по займам является платой за оказанные услуги и требует применения ККТ на сумму такой платы.
При этом, если по условиям договора между клиентом и организацией проценты и иные вознаграждения по займам не отделены от непосредственно суммы займа, то применение ККТ не требуется.
В случаях, прямо не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о применении ККТ, применение ККТ осуществляется исходя из идентичности отражения операций в ККТ и в регистрах бухгалтерского учета.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Начальник Управления |
В.Г. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предоставление и возврат займа организацией не требуют применения ККТ независимо от целевой или нецелевой природы займов. Внесение клиентом в пользу организации денег в виде процентов и других вознаграждений по займам является платой за услуги и требует применения ККТ на сумму такой платы. Если по условиям договора проценты и другие вознаграждения по займам не отделены от непосредственно суммы займа, применение ККТ не требуется.
Письмо Федеральной налоговой службы от 15 июля 2024 г. N ЗГ-2-20/10224@ "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 3-9 сентября 2024 г. N 32
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 16 сентября 2024 г. N 18