Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2024 г. N 10-КАД24-4-К6 Суд оставил без изменения вынесенные ранее судебные решения о признании недействующим в части постановления администрации г. Кирова от 23 ноября 2020 г. N 2574-п "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году"

12 сентября 2024

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 7 июня 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 29 августа 2023 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 г. по административному делу N 2а-2115/2023 по административному исковому заявлению ПАО "Т Плюс" о признании недействующим постановления администрации г. Кирова от 23 ноября 2020 г. N 2574-п "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "город Киров" в 2021 году" в части.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя администрации г. Кирова Беспятых Е.А., представителя административного истца Боброва С.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

ПАО "Т Плюс" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления администрации г. Кирова от 23 ноября 2020 г. N 2574-п "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "город Киров" в 2021 году" (в редакции постановления администрации г. Кирова от 21 декабря 2020 г. N 3062-п) (далее - постановление от 23 ноября 2020 г.) со дня его принятия. В обоснование требований административный истец указал, что согласно оспариваемому пункту ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов рекомендуется производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток, однако у администрации г. Кирова отсутствовали полномочия по установлению предельно допустимого срока отключения систем горячего водоснабжения при использовании закрытой системы горячего водоснабжения: в результате применения оспариваемого постановления в отношении ПАО "Т Плюс" было возбуждено и рассмотрено более 250 дел об административных правонарушениях за нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Решением Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 7 июня 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 29 августа 2023 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 г., административное исковое заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе администрация г. Кирова указывает, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, просит их отменить, в удовлетворении административного иска общества - отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, посчитал, что оспариваемый пункт 2 постановления от 23 ноября 2020 г. противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку администрация г. Кирова, как орган местного самоуправления, обладая полномочиями лишь по согласованию срока вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей, вышла за пределы своих полномочий и императивно установила пресекательный срок отключения систем горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления определены статьей 17 названного закона, согласно пункту 42 которого органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся помимо прочего организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе в случаях, установленных названным Федеральным законом (пункт 1); согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации (пункт 5).

Согласно части 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных данной статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями названной статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных этой статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (часть 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении).

Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 889 (утратили силу с 17 июля 2023 г.), вывод в ремонт - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.

Вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов (пункт 3 вышеназванных Правил).

Конкретные сроки вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных и тепловых сетей, в ремонт определяются соответственно требованиями раздела IV Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 642, и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 889, действовавшими в период принятия оспариваемого акта.

При этом полномочия по установлению предельных сроков отключения систем горячего водоснабжения указанными нормативными правовыми актами органам местного самоуправления не предоставлены.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в силу пункта 4 приложения N 1 к которым продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Оспариваемое в части постановление от 23 ноября 2020 г. принято администрацией г. Кирова в период действия указанных СанПиН 2.1.4.2496-09, утративших силу с 1 марта 2021 г., в пункте 3.1.11 которых было установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Временных ограничений периода ежегодных профилактических ремонтов действующие Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", - не содержат.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

Между тем, административным ответчиком в оспариваемом постановлении срок установлен для всех без исключения случаев вывода в ремонт, без учета длительности фактической необходимости отключения горячего водоснабжения и в отсутствие возможности ее корректировки.

Исходя из изложенного, указанные выше нормативные акты полномочий органам местного самоуправления по установлению предельно допустимого срока отключения систем горячего водоснабжения не предоставляют.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 7 июня 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 29 августа 2023 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Кирова - без удовлетворения.

Председательствующий В.Н. Александров
Судьи И.Д. Абакумова
   Л.А. Калинина

Городская администрация (ОМСУ) ограничила плановое летнее отключение горячей воды 14 сутками. Теплоснабжающая организация (РСО) оспорила это постановление.

ОМСУ согласовывает вывод объектов в ремонт или из эксплуатации, но предельные сроки периода ежегодных профилактических ремонтов устанавливать не вправе. В действующих СанПиН нет временных ограничений.

В данном случае пресекательный срок был установлен императивно для всех случаев ремонта без учета длительности фактической необходимости отключения ГВС и в отсутствие возможности ее корректировки.