Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2024 г. N 306-ЭС24-7284 по делу N А65-7526/2023
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.07.2023 по делу N А65-7526/2023, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.02.2024 по тому же делу по заявлению инспекции о признании незаконными действий общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "УК "ПЖКХ", общество) по начислению (в том числе доначислению) населению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в д. Татарский Кабан Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан с 01.04.2019 по настоящее время и прекращении начислений платы за сбор населению и вывоз ТКО до организации в установленном порядке сбора и вывоза ТКО на территории д. Татарский Кабан; признании незаконными действия ООО "УК "ПЖКХ" по начислению (в том числе доначислению) населению платы за обращение с ТКО с нарушением прав потребителей, и признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей при предоставлении услуги по обращению с ТКО,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, муниципального учреждения Исполнительный комитет Нармонского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, Прокуратуры Республики Татарстан,
установила:
региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Татарстан с 01.01.2019 является ООО "УК "ПЖКХ".
В адрес инспекции поступило коллективное обращение жителей д. Татарский Кабан Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан относительно необоснованности начисления обществом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (обращение с ТКО).
В обращении жители указывают, что контейнерная площадка в деревне отсутствует, иными способами сбор и вывоз твердых коммунальных отходов не организован.
При этом обществом жителям данного населенного пункта в счет-квитанции за коммунальную услугу "обращение с ТКО" произведено доначисление платы за предыдущий период и предъявлена плата за данную коммунальную услугу с учетом доначисления.
По имеющейся в инспекции информации, указанное нарушение носит системный характер в иных муниципальных образованиях РТ.
Полагая, что предъявление обществом платы за обращение с ТКО при отсутствии в населенном пункте контейнерной площадки и сбора и вывоза твердых коммунальных отходов иными способами, свидетельствует о нарушении требований правил предоставления коммунальных услуг и нарушении прав граждан, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.07.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.02.2024, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе инспекция просит об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2024 дело истребовано из Арбитражного суда Республики Татарстан.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра судебных актов по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам истребованного дела, не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и исходили из следующего.
В соответствии с Правилами N 1156, все собственники жилых помещений обязаны заключить договор с оператором по обращению с ТКО. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и соответствующие документы, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении такого договора на официальном сайте в сети "Интернет".
Предложение о заключении договора было размещено на официальном сайте ООО "УК "ПЖКХ" 28.12.2018. Следовательно, договоры с потребителями, в том числе с жителями д. Татарский Кабан, считаются заключенными с 29.01.2019.
Услуга по обращению с ТКО является платной. Отсутствие заключенного письменного договора не освобождает потребителя от оплаты оказанных услуг.
Создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора. Ответственность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, определению схемы размещения и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО, возложена на органы местного самоуправления.
При отсутствии в реестре контейнерных площадок (мест накопления ТКО) информации об источниках образования ТКО, потребители вправе пользоваться любой контейнерной площадкой, находящейся в собственности муниципального образования.
Обществом вывоз ТКО осуществляется со всех мест (площадок) накопления ТКО, указанных в реестре мест (площадок) накопления ТКО.
Требование истца о снятии начислений за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО противоречит действующему законодательству.
Ответчик как региональный оператор оказывает услуги по вывозу ТКО с ближайших к д. Татарский Кабан населенных пунктов, где имеются места установки контейнеров для сбора ТКО согласно графику.
Согласно разделу 3 территориальной схемы N 149 места накопления ТКО нанесены на карту Республики Татарстан, при этом соответствующее место накопления ТКО в д. Татарский Кабан территориальной схемой N 149 не определено.
Доказательств, подтверждающих, что потребители в д. Татарский Кабан утилизируют ТКО самостоятельно, не представлено.
Доказательств того, что ответчиком как региональным оператором не оказывались (не оказываются) услуги по вывозу ТКО с ближайшей к д. Татарский Кабан площадке накопления ТКО, расположенной в с. Астраханка, ул. Большая, также не представлено.
Судами установлено, что жители д. Татарский Кабан пользуются иными контейнерными площадками.
Кроме того, в суде общей юрисдикции с конкретных должников взыскиваются задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональный оператор начислил жителям деревни плату за вывоз ТКО, хотя в деревне нет ни одной мусорной площадки. ТКО оттуда никто не вывозит.
Но суды поддержали регоператора.
Жители обязаны заключить договор на вывоз ТКО. Если они не направили заявку, договор считается заключенным на условиях типового. Контейнерные площадки должны быть созданы местными властями. При их отсутствии жители вправе пользоваться площадками в соседних поселках, что они и делают. Регоператор вывозит мусор со всех мест, указанных в реестре, в том числе и оттуда.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2024 г. N 306-ЭС24-7284 по делу N А65-7526/2023
Опубликование:
-