Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2024 г. N АКПИ24-465 Об отказе в иске о признании частично не действующим пункта 5 Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2016 г. N 644

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2024 г. N АКПИ24-465

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 октября 2024 г. N АПЛ24-395 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C.

при секретаре Сибиле Г.В.

с участием прокурора Клевцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казакова Николая Витальевича о признании частично недействующим пункта 5 Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2016 г. N 644,

установил:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2016 г. N 644 утверждён Порядок предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года (далее также - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 15 июня 2016 г., регистрационный номер 42532, размещён на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 17 июня 2016 г., опубликован в издании "Российская газета", N 152, 13 июля 2016 г. и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 25 июля 2016 г.

Согласно пункту 5 Порядка продолжительность длительного отпуска, очерёдность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска работающим по совместительству, оплата за счёт средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные Порядком, определяются коллективным договором.

Казаков Н.В., преподаватель в Частном профессиональном образовательном учреждении "Газпром колледж Волгоград им. И.А. Матлашова", обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 5 Порядка в части определения коллективным договором оплаты длительного отпуска за счёт средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, ссылаясь на то, что оспариваемый пункт нарушает его социальные гарантии и права как преподавателя, предусмотренные положениями части 2 статьи 7, части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статей 41, 335 Трудового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта "в" статьи 35-а Правил об очередных и дополнительных отпусках, утверждённых Народным комиссариатом труда СССР 30 апреля 1930 г. N 16.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названных Правил следует читать как "N 169"

Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования переданы Министерству просвещения Российской Федерации (далее также - Минпросвещения России), а в сфере высшего образования - Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (далее также - Минобрнауки России) (пункт 2).

Минобрнауки России, Минпросвещения России и Минюст России в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Иванов И.Г. поддержал заявленное требование.

Представители Минобрнауки России Федоренкова А.С. и Минпросвещения России Панькова В.В. поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях на административное исковое заявление, просили отказать в удовлетворении заявленного требования.

Министерство юстиции Российской Федерации в письменном отзыве заявило о рассмотрении административного искового заявления по существу без участия его представителя.

Выслушав объяснения представителя административного истца Иванова И.Г., возражения представителя Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Федоренковой А.С., представителя Министерства просвещения Российской Федерации Паньковой В.В., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии со статьёй 335 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 4 части 5 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Таким органом являлось Министерство образования и науки Российской Федерации, которое согласно Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, действовавшему на момент принятия Порядка, самостоятельно принимало порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года (пункт 1, подпункт 5.2.26 пункта 5).

Аналогичное полномочие Минобрнауки России в настоящее время предусмотрено подпунктом 4.2.27 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Порядка соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения его в действие.

Вопреки доводам административного истца пункт 5 Положения не содержит предписаний, противоречащих действующему законодательству.

В силу части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Работник имеет право в том числе на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращённого рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков (абзац шестой части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статья 114 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлинённый основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с названным кодексом и иными федеральными законами (статья 115); а также предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днём, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных данным кодексом и иными федеральными законами (часть первая статьи 116).

Исходя из положений части второй статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительные отпуска для работников устанавливаются организациями самостоятельно с учётом своих производственных и финансовых возможностей, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Таким образом, трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрены как основные, так и дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска.

Согласно статье 334 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 3 части 5 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлинённых оплачиваемых отпусках" ежегодные основные удлинённые оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно приложению. Продолжительность ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска зависит от категории работника, наименования его должности, особенностей деятельности, а также от вида образовательной организации и составляет 42 или 56 календарных дней.

Указанные положения законодательства не только закрепляют социальные гарантии педагогических работников на ежегодный оплачиваемый отпуск, установленные частью 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации, но и ежегодно предоставляют им дополнительные дни основного оплачиваемого отпуска.

Следует отметить, что действующее законодательство в отношении педагогических работников помимо ежегодных оплачиваемых отпусков предусматривает дополнительную льготу в виде длительного отпуска сроком до одного года (статья 335 Трудового кодекса Российской Федерации и пункт 4 части 5 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), который не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам.

Порядок устанавливает правила и условия предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года (далее соответственно - длительный отпуск, организация) (пункт 1 Порядка).

Пункт 5 Порядка предусматривает, что продолжительность длительного отпуска, очерёдность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска работающим по совместительству, оплата за счёт средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Порядком, определяются коллективным договором.

В силу пункта 6 Порядка длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику на основании его заявления и оформляется распорядительным актом организации.

За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется место работы (должность). За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется объём учебной нагрузки при условии, что за этот период не уменьшилось количество часов по учебным планам, учебным графикам, образовательным программам или количество обучающихся, учебных групп (классов). Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе работодателя, за исключением ликвидации организации (пункт 7 Порядка).

Оспариваемое законоположение не устанавливает обязанность образовательной организации оплачивать длительный отпуск за счёт средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, а лишь указывает на возможность закрепления такого решения в коллективном договоре в случае его принятия.

Согласно части второй статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Исходя из содержания статей 22, 36 и 40 Трудового кодекса Российской Федерации заключение коллективных договоров - не только право, но и обязанность сторон трудовых отношений, если какая-либо из сторон получила уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, которые по общему правилу завершаются заключением коллективного договора на согласованных условиях. В формировании содержания коллективного договора принимают участие работники, которые вправе выражать несогласие с отдельными положениями коллективного договора.

Из системного анализа приведённых правовых норм следует, что дополнительный отпуск педагогических работников может быть как оплачиваемым, так и нет, в зависимости от условий, закреплённых в коллективном договоре, что не противоречит положениям действующего законодательства.

Законодатель, гарантируя педагогическим работникам возможность воспользоваться своим правом на длительный отпуск и не определяя его как отпуск без сохранения заработной платы, оставляет возможность такой оплаты на усмотрение работодателя за счёт средств, полученных образовательной организацией от приносящей доход деятельности.

Ссылка административного истца на положения пункта "в" статьи 35-а Правил об очередных и дополнительных отпусках, утверждённых Народным комиссариатом труда СССР 30 апреля 1930 г. N 16, является несостоятельной, поскольку указанный нормативный правовой акт действует в части, не противоречащей требованиям Трудового кодекса Российской Федерации (статье 335).

Федерального закона или иного нормативного правового акта, устанавливающего правовое регулирование, которое могло бы вступить в противоречие с пунктом 5 Порядка, не имеется.

С учётом того, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы, прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах не нарушает, в удовлетворении заявленного требования следует отказать на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Казакова Николая Витальевича о признании частично недействующим пункта 5 Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2016 г. N 644, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

B.C. Кириллов

 

Преподаватель пытался оспорить норму, согласно которой оплата, длительность и иные условия дополнительного отпуска до года педагогам определяется коллективным договором.

Верховный Суд РФ пояснил, что норма не обязывает организацию оплачивать длительный отпуск от приносящей доход деятельности, а лишь указывает на возможность закрепления такого решения в коллективном договоре в случае его принятия. Дополнительный отпуск может быть как оплачиваемым, так и нет, в зависимости от условий коллективного договора. Это не противоречит закону, который оставляет возможность оплаты такого отпуска на усмотрение работодателя.

 

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2024 г. N АКПИ24-465

 

Опубликование:

-

 

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 октября 2024 г. N АПЛ24-395 настоящее решение оставлено без изменения