Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Экополис" Назарова Павла Юрьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 22 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 26 декабря 2023 г., решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2024 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28 мая 2024 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экополис" (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 22 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 26 декабря 2023 г., оставленным без изменения решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2024 г. и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28 мая 2024 г., общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор общества Назаров П.Ю. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, заявляя об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 3 октября 2023 г. и.о. заместителя руководителя Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) вынесено решение N 644-РЕ о проведении в период с 16 по 27 октября 2023 г. внеплановой выездной проверки в отношении общества по месту нахождения производственного объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Полиграфическая, БСИ, с целью проверки соблюдения обществом обязательных требований в области охраны окружающей среды (л.д. 24-28).
В решении указано на необходимость представить в целях проведения проверки документы по означенному производственному объекту, перечисленные в пункте 13 решения.
Решение о проведении проверки направлено в адрес общества и получено 11 октября 2023 г. (л.д. 29-30).
Также в адрес общества направлено требование от 16 октября 2023 г. о представлении документов в течение двух дней со дня его получения (л.д. 17, 18), в их числе:
- действующая программа производственного экологического контроля;
- журнал первичного учета движения отходов производства и потребления за период с 2022 г.;
- технологические регламенты и иные документы, регламентирующие сбор, обработку, утилизацию, обезвреживание отходов;
- паспорта отходов 1 - 4 класса опасности, документы, подтверждающие отнесение отходов 1 - 5 класса опасности к конкретному классу опасности;
- эксплуатационная документация для газоочистных установок (ГОУ): реестр ГОУ, паспорта ГОУ со всеми необходимыми приложенными документами (наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе ГОУ, о месте установки ГОУ и дате начала эксплуатации); схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав ГОУ, включая схемы размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления, схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; документы завода-изготовителя аппарата очистки газа, оборудования, узлов, приборов, входящих в состав установки, с техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации и обслуживанию; программа проведения технического обслуживания, технического осмотра и проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, сведения о результатах планово-предупредительного или внепланового ремонта ГОУ; протоколы анализов эффективности ГОУ, журналы учета работы ГОУ, приказы о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ;
- журнал первичного учета движения отходов производства и потребления за период с 1 января 2022 г.;
- мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, а также по ликвидации последствий загрязнения природных объектов;
- приказы о назначении на должность лиц, ответственных за охрану окружающей среды и природопользование, их должностные инструкции;
- свидетельства о подготовке в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя организации и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- удостоверения о повышении квалификации работников, допущенных на право работ в области обращения с отходами производства и потребления;
- договоры на передачу отходов сторонним организациям за период с 1 января 2022 г.;
- реестр и сведения, подтверждающие объемы передачи отходов сторонним организациям (приходно-расходные документы, карточки, ведомости складского учета, накладные, приемо-сдаточные акты и т.д.), за период с 1 января 2022 г.;
- сведения и реквизиты о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на объект размещения отходов;
- инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, в том числе расчеты выбросов;
- план-график производственного экологического контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов, утвержденный в установленном порядке;
- информация о внедрении малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня негативного воздействия на атмосферный воздух;
- журналы учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников за период с 2022 г.;
- сведения о мероприятиях по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- документы, подтверждающие получение прогнозов неблагоприятных метеорологических условий и выполнения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период с 2022 г.
Документы, перечисленные в решении и требовании, истребованы как необходимые и (или) имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований (в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Однако в срок, установленный в требовании о представлении документов (в течение двух дней со дня его получения), истребуемые документы обществом в Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора не представлены, в удовлетворении ходатайства о продлении срока для представления документов отказано (л.д. 20-22).
Указанное деяние квалифицировано должностным лицом Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора и впоследствии судебными инстанциями по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общество привлечено к административной ответственности на основании данной нормы.
Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 названного кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что 27 октября 2023 г. должностными лицами Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора составлен акт N 261 о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, согласно которому контролируемое лицо отсутствует по месту нахождения производственного объекта, где назначено проведение проверки, в установленный срок не представлены истребуемые документы.
В означенном акте сделан вывод о том, что по факту воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, повлекшего невозможность проведения проверки, в отношении виновного лица подлежит возбуждению дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; по факту непредставления сведений (информации, документов) в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), - дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 названного кодекса.
Должностным лицом Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 19.4.1, статьей 19.7 названного кодекса.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 14 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 18 декабря 2023 г., оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, повлекшего невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В рамках настоящего дела общество привлечено к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде,
за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частью 1, 2 и 4 статьи 8.21.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3, частями 2, 7, 8 и 9 статьи 19.34 настоящего кодекса (редакция, действовавшая на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образуют действия или бездействие, выразившиеся в непредставлении или несвоевременном представлении, а также предоставление в неполном объеме или в искаженном виде в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что перечисленные выше документы были истребованы должностным лицом Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора в соответствии со статьей 80 Закона N 248-ФЗ с целью проведения дальнейшей проверки соблюдения обществом обязательных требований в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 5 части 8 статьи 73 Закона N 248-ФЗ в ходе выездной проверки в числе иных контрольных (надзорных) действий может совершаться истребование документов.
Согласно статье 80 Закона N 248-ФЗ под истребованием документов в целях названного закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации (часть 1). Истребуемые документы направляются в контрольный (надзорный) орган в форме электронного документа в порядке, предусмотренном статьей 21 названного закона, за исключением случаев, если контрольным (надзорным) органом установлена необходимость представления документов на бумажном носителе (часть 2). Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов, о продлении которого контролируемое лицо может ходатайствовать в случае и порядке, указанных в данной норме (часть 4).
В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 названного закона. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (часть 10 статьи 65 Закона N 248-ФЗ).
Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом (часть 12 статьи 65 Закона N 248-ФЗ).
Исходя из положений указанных правовых норм, обязанность по представлению документов подлежала исполнению обществом для обеспечения уполномоченным должностным лицам возможности оценки соблюдения им обязательных требований при осуществлении деятельности контрольных (надзорных) органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
Из материалов дела не следует, что обществом не представлены в орган, (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведения (информация), представление которых предусмотрено законом.
Закон, возлагающий на общество обязанность по предоставлению документов, перечисленных в решении о проведении проверки и требовании о представлении документов, в судебных актах не приведен.
Вывод судебных инстанций о том, что действия общества подлежат квалификации по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неправильным.
Из материалов дела усматривается, что документы истребованы у общества для проведения проверки, их непредставление в установленный в требовании срок воспрепятствовало законной деятельности должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок и повлекло невозможность проведения проверки.
Данное деяние охватывается диспозицией части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 названного кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки (редакция, действовавшая на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
Как указано выше, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общество уже привлечено к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах вывод о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 названного кодекса, обоснованным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 22 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 26 декабря 2023 г., решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2024 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28 мая 2024 г., вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 22 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 26 декабря 2023 г., решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 6 марта 2024 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28 мая 2024 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экополис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | С.И. Кузьмичев |
Организация не предоставила вовремя запрошенные Росприроднадзором документы для контрольно-надзорного мероприятия (КНМ). На месте проверки организации не оказалось. Составлены два протокола об АП: за непредоставление сведений и за противодействие проверке, повлекшее невозможность ее проведения.
Верховный Суд РФ по первому протоколу прекратил дело в связи с отсутствием состава правонарушения.
Непредоставление сведений образует состав, если предоставление требуемых контрольному органу документов предусмотрено законом. Однако в деле нет указания на закон, обязывающий представить именно перечисленные в решении о проведении КНМ документы.
В данном случае непредставление документов воспрепятствовало проверке и повлекло невозможность ее проведения. То есть деяние охватывается статьей КоАП о противодействии проверке, по которой организацию уже привлекли к ответственности.