Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки 3.А. Семакиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка З.А. Семакина оспаривает конституционность части 2 (в жалобе ошибочно поименованной пунктом) статьи 17 Закона Приморского края от 8 апреля 2011 года N 750-КЗ "О здравоохранении в Приморском крае", а фактически ее абзаца первого, согласно которому граждане Российской Федерации, проживающие на территории Приморского края, за исключением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", при наличии медицинских показаний (вызова) имеют право на получение за счет средств краевого бюджета компенсации стоимости проезда к месту оказания высокотехнологичной медицинской помощи и специализированной медицинской помощи (в случаях, установленных абзацами пятым и шестым части 3 данной статьи) и обратно в расположенных за пределами Приморского края федеральных государственных учреждениях, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение, примененное судом при разрешении ее дела, не соответствует статье 41 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно обусловливает предоставление компенсации стоимости проезда к месту оказания высокотехнологичной медицинской помощи наличием вызова на проведение консультации и необходимого медицинского исследования.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняется здоровье людей; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 7; статья 41, часть 1). При этом координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предполагает издание по данным вопросам федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1; статья 76, часть 2).
Реализуя возложенные на него конституционные обязанности в сфере здравоохранения, федеральный законодатель предусмотрел гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, в том числе специализированной (высокотехнологичной), на получение которой граждане вправе рассчитывать (статья 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Согласно положениям указанной статьи, организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8).
Действуя в рамках предоставленного федеральным законодателем полномочия, Министерство здравоохранения Российской Федерации утвердило Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (приказ от 2 декабря 2014 года N 796н) и Порядок организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (приказ от 2 октября 2019 года N 824н).
В целях обеспечения прав граждан на охрану здоровья, доступную и качественную медицинскую помощь законодатель Приморского края в статье 17 Закона Приморского края "О здравоохранении в Приморском крае" определил, что граждане в сфере охраны здоровья пользуются правами и несут обязанности, установленные Федеральным законом (часть 1). В дополнение к этому часть 2 этой статьи установила условия получения дополнительных гарантий реализации права на получение специализированной (высокотехнологичной) медицинской помощи.
Указанное законоположение, принятое в рамках дискреции законодателя субъекта Российской Федерации и направленное на повышение уровня социальной защиты граждан, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, за счет средств субъекта Российской Федерации не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы, у которой, как это следует из материалов жалобы, отсутствовали основания для оказания такой помощи.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Семакиной Зинаиды Андреевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 октября 2024 г. N 2910-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Семакиной Зинаиды Андреевны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 17 Закона Приморского края "О здравоохранении в Приморском крае"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-