Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Информационное сообщение Минфина России от 27 ноября 2024 г. № ИС-аудит-73 “Определены основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года”

29 ноября 2024

Распоряжением от 22 ноября 2024 г. N 3386-р Правительство Российской Федерации утвердило Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года. Данный документ определяет стратегию дальнейшего развития бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности в стране.

Сфера документа

Основные направления относятся ко всем отраслям и сферам экономики. Направления государственной политики в бюджетной сфере определяются в соответствии с бюджетным законодательством.

Реализация Основных направлений в некоторых отраслях и сферах экономики будет иметь определенные особенности. Это относится, прежде всего, к некоммерческим организациям и финансовой сфере.

Основы государственной политики

Государственная политика будет основываться на действующей системе бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (далее - система финансовой информации). Признано, что основания и необходимость концептуального пересмотра данной системы отсутствуют в настоящее время.

В связи с этим главной целью государственной политики на период до 2030 г. является дальнейшее повышение достоверности, своевременности и комплексности информации о деятельности экономических субъектов, необходимой участникам гражданского оборота. Реализация этой цели и соответственно развитие системы финансовой информации будет достигаться точечными изменениями сложившейся системы и корректировкой направлений ее развития.

Государственная политика будет основываться на следующих принципах:

единство и целостность системы финансовой информации: бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудиторская деятельность рассматриваются как неразрывная цепочка подготовки и предоставления достоверной информации о деятельности экономического субъекта широкому кругу заинтересованных внутренних и внешних пользователей этой информации;

регулирование системы финансовой информации полностью на национальном уровне;

сопоставимость системы финансовой информации с аналогичными системами других государств и лучшей международно признанной практикой;

стабильность системы финансовой информации;

развитие системы финансовой информации в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране, соответствие ее характеру и уровню развития системы управления экономикой;

взаимосвязь системы финансовой информации с формированием иных видов отчетности и раскрываемой информации экономическими субъектами, координация деятельности органов государственной власти и других организаций, уполномоченных на регулирование таких видов отчетности и информации;

преемственность и непрерывность развития системы финансовой информации, реалистичность целей и задач этого развития, возможность оценки достижений развития;

участие в выработке и реализации государственной политики делового, профессионального, научного сообществ.

Главные направления государственной политики

В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики будут:

развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования;

расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО) как способа реализации информационных потребностей пользователей*(1);

совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.

Ключевую роль в дальнейшем развитии системы финансовой информации призваны играть также скоординированные действия уполномоченных органов государственной власти, саморегулируемой организации аудиторов, профессиональных институтов бухгалтеров и иных заинтересованных организаций в: цифровизации бухгалтерского учета и аудита; повышении компетенций и статуса бухгалтерского и аудиторского персонала; популяризации и распространении знаний среди широкого круга заинтересованных лиц. Содержательное наполнение этих трех направлений государственной политики определено отдельными регулирующими актами*(2).

Планируемые действия в сфере аудита

Главная задача государственной политики в сфере аудиторской деятельности - достижение максимального эффекта от существенных изменений модели регулирования и контроля аудиторской деятельности, реализованных в 2021 - 2023 гг. Этот эффект должен выражаться в дальнейшем повышении роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля, уровня востребованности его результатов, доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.

В Основных направлениях провозглашен мораторий на существенные новые изменения модели регулирования и контроля аудиторской деятельности в период до 2030 г. Это время должно стать периодом адаптации субъектов аудиторской деятельности, их институтов, регулирующих и контролирующих органов к построенной модели.

Основные преобразования в сфере аудита, включая уточнение отдельных положений Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и развитие системы контроля аудиторской деятельности, должны обеспечить совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.

Укрепление основ деятельности аудиторских организаций

С целью укрепления основ деятельности аудиторских организаций запланировано:

расширение практики оказания услуг по проведению аудита либо иной проверки систем внутреннего контроля в организациях, по профессиональному подтверждению раскрываемой информации об устойчивости, по оценке технического и программного обеспечения ведения бухгалтерского учета организациями, по оказанию консультационных услуг;

определение случаев, в которых наличие/отсутствие аудиторского заключения или иного документа, выдаваемого аудиторской организацией, должно рассматриваться в качестве фактора оценки экономического субъекта;

расширение методической базы и стимулирование применения информационных технологий в оказании аудиторских услуг; внедрение в ГИРБО технологических решений, позволяющих представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде;

введение в ГИРБО контроля исполнения организациями обязанности проводить аудит своей отчетности, а также полномочий субъектов аудиторской деятельности выдавать аудиторские заключения;

изменение системы закупок аудиторских услуг;

включение субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухгалтерского учета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

усиление ответственности, в том числе имущественной, аудиторских организаций и аудиторов за грубые нарушения обязательных требований в сфере аудиторской деятельности;

увязка механизма подтверждения соблюдения требования безупречной деловой (профессиональной) репутации физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, с утвержденными саморегулируемой организацией аудиторов требованиями к деловой (профессиональной) репутации;

продолжение работы по признанию российской системы регулирования и контроля аудиторской деятельности эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), исходя из потребности российского делового сообщества.

Планируемые корректировки
Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

Провозглашенный Основными направлениями мораторий не означает полный отказ от корректировок отдельных элементов модели регулирования и контроля аудиторской деятельности. Однако такие корректировки должны быть обоснованы и обеспечивать реальный положительный эффект для развития рынка аудиторских услуг.

Так, Основными направлениями определен перечень точечных изменений Федерального закона "Об аудиторской деятельности", направленных на совершенствование конкретных элементов модели и механизмов ее реализации, в частности:

приведение Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в соответствие Соглашению об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза от 19 апреля 2022 г.;

корректировка круга организаций, относящихся к общественно значимым в целях Федерального закона "Об аудиторской деятельности;

уточнение с учетом правоприменительной практики порядка регистрации субъектов аудиторской деятельности, осуществления внешнего контроля (надзора) деятельности аудиторских организаций и применения мер воздействия за нарушение обязательных требований;

введение запрета на одновременное исполнение одним лицом полномочий исполнительного органа в двух и более аудиторских организациях;

совершенствование механизма аннулирования квалификационных аттестатов аудитора;

предоставление саморегулируемой организации аудиторов права обращаться с заявлением в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным.

Развитие системы контроля аудиторской деятельности

Основными направлениями определена главная задача нынешнего этапа развития системы контроля аудиторской деятельности: повышение результативности этой системы. При этом результативность понимается как превращение контроля в действенный фактор обеспечения качества аудиторских услуг. По существу, речь идет об отказе от нацеленности системы контроля на выявление нарушений и недостатков в деятельности контролируемых лиц и привлечение их к ответственности и замене ее нацеленностью на обеспечение легитимности аудиторского заключения как официального документа и повышение доверия делового сообщества и общества в целом к нему.

Для реализации этой задачи Основными направлениями предусмотрена следующая доработка системы контроля:

развитие и углубление подхода к осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов, предусматривающего контроль обоснованности и результативности решений, принятых ими при исполнении процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности, а не только контроль полноты исполнения указанных процедур. Работа по данному направлению была начата в соответствии с Концепцией развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 г. и должна быть продолжена в период до 2030 г.;

расширение взаимодействия контрольных органов при осуществлении контрольных мероприятий, имея в виду оптимизацию административной нагрузки на контролируемых лиц;

стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц посредством активизации разъяснительной работы контрольных органов, совершенствования иных видов мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;

повышение интенсивности мероприятий по профилактике нарушения субъектами аудиторской деятельности законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма одновременно с устранением дублирующих контрольных мероприятий в данной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов в отношении одних и тех же аудиторских организаций;

пересмотр показателей результативности контрольной деятельности контрольных органов и уточнение методики их расчета.

Порядок применения Основных направлений

Реализация государственной политики будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, в том числе Федеральные законы "О бухгалтерском учете", "О консолидированной финансовой отчетности", "Об аудиторской деятельности". Кроме того, предполагается разработка и издание соответствующих профессиональных рекомендаций, проведение разнообразных организационных, образовательных, информационных мероприятий.

Конкретные шаги по реализации Основных направлений будут определены в планах, издание которых поручено Минфину России.

------------------------------

1 О содержательном наполнении направлений "Развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности" и "Расширение функционала ГИРБО" см. Информационное сообщение ИС-учет-54.

2 См., в частности, Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203, и стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. N 637-р, Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. N 2958-р.

------------------------------

Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и
аудиторской деятельности
Минфина России
  

Минфин сообщает об определении Правительством РФ основных направлений госполитики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 г. Относительно последней, в частности, запланировано:

- изменение системы закупок аудиторских услуг;

- расширение практики оказания услуг по проведению аудита либо иной проверки систем внутреннего контроля в организациях, по профессиональному подтверждению раскрываемой информации об устойчивости, по оценке технического и программного обеспечения ведения бухучета организациями, по оказанию консультационных услуг;

- введение в ГИРБО контроля исполнения организациями обязанности проводить аудит своей отчетности, а также полномочий субъектов аудиторской деятельности выдавать аудиторские заключения;

- усиление ответственности, в т. ч. имущественной, аудиторских организаций и аудиторов за грубые нарушения обязательных требований.