Распоряжением от 22 ноября 2024 г. N 3386-р Правительство Российской Федерации утвердило Основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года. Данный документ определяет стратегию дальнейшего развития бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности в стране.
Основные направления относятся ко всем отраслям и сферам экономики. Направления государственной политики в бюджетной сфере определяются в соответствии с бюджетным законодательством.
Реализация Основных направлений в некоторых отраслях и сферах экономики будет иметь определенные особенности. Это относится, прежде всего, к некоммерческим организациям и финансовой сфере.
Государственная политика будет основываться на действующей системе бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (далее - система финансовой информации). Признано, что основания и необходимость концептуального пересмотра данной системы отсутствуют в настоящее время.
В связи с этим главной целью государственной политики на период до 2030 г. является дальнейшее повышение достоверности, своевременности и комплексности информации о деятельности экономических субъектов, необходимой участникам гражданского оборота. Реализация этой цели и соответственно развитие системы финансовой информации будет достигаться точечными изменениями сложившейся системы и корректировкой направлений ее развития.
Государственная политика будет основываться на следующих принципах:
единство и целостность системы финансовой информации: бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудиторская деятельность рассматриваются как неразрывная цепочка подготовки и предоставления достоверной информации о деятельности экономического субъекта широкому кругу заинтересованных внутренних и внешних пользователей этой информации;
регулирование системы финансовой информации полностью на национальном уровне;
сопоставимость системы финансовой информации с аналогичными системами других государств и лучшей международно признанной практикой;
стабильность системы финансовой информации;
развитие системы финансовой информации в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране, соответствие ее характеру и уровню развития системы управления экономикой;
взаимосвязь системы финансовой информации с формированием иных видов отчетности и раскрываемой информации экономическими субъектами, координация деятельности органов государственной власти и других организаций, уполномоченных на регулирование таких видов отчетности и информации;
преемственность и непрерывность развития системы финансовой информации, реалистичность целей и задач этого развития, возможность оценки достижений развития;
участие в выработке и реализации государственной политики делового, профессионального, научного сообществ.
В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики будут:
развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования;
расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО) как способа реализации информационных потребностей пользователей*(1);
совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
Ключевую роль в дальнейшем развитии системы финансовой информации призваны играть также скоординированные действия уполномоченных органов государственной власти, саморегулируемой организации аудиторов, профессиональных институтов бухгалтеров и иных заинтересованных организаций в: цифровизации бухгалтерского учета и аудита; повышении компетенций и статуса бухгалтерского и аудиторского персонала; популяризации и распространении знаний среди широкого круга заинтересованных лиц. Содержательное наполнение этих трех направлений государственной политики определено отдельными регулирующими актами*(2).
Главная задача государственной политики в сфере аудиторской деятельности - достижение максимального эффекта от существенных изменений модели регулирования и контроля аудиторской деятельности, реализованных в 2021 - 2023 гг. Этот эффект должен выражаться в дальнейшем повышении роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля, уровня востребованности его результатов, доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.
В Основных направлениях провозглашен мораторий на существенные новые изменения модели регулирования и контроля аудиторской деятельности в период до 2030 г. Это время должно стать периодом адаптации субъектов аудиторской деятельности, их институтов, регулирующих и контролирующих органов к построенной модели.
Основные преобразования в сфере аудита, включая уточнение отдельных положений Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и развитие системы контроля аудиторской деятельности, должны обеспечить совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
С целью укрепления основ деятельности аудиторских организаций запланировано:
расширение практики оказания услуг по проведению аудита либо иной проверки систем внутреннего контроля в организациях, по профессиональному подтверждению раскрываемой информации об устойчивости, по оценке технического и программного обеспечения ведения бухгалтерского учета организациями, по оказанию консультационных услуг;
определение случаев, в которых наличие/отсутствие аудиторского заключения или иного документа, выдаваемого аудиторской организацией, должно рассматриваться в качестве фактора оценки экономического субъекта;
расширение методической базы и стимулирование применения информационных технологий в оказании аудиторских услуг; внедрение в ГИРБО технологических решений, позволяющих представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде;
введение в ГИРБО контроля исполнения организациями обязанности проводить аудит своей отчетности, а также полномочий субъектов аудиторской деятельности выдавать аудиторские заключения;
изменение системы закупок аудиторских услуг;
включение субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухгалтерского учета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
усиление ответственности, в том числе имущественной, аудиторских организаций и аудиторов за грубые нарушения обязательных требований в сфере аудиторской деятельности;
увязка механизма подтверждения соблюдения требования безупречной деловой (профессиональной) репутации физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, с утвержденными саморегулируемой организацией аудиторов требованиями к деловой (профессиональной) репутации;
продолжение работы по признанию российской системы регулирования и контроля аудиторской деятельности эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), исходя из потребности российского делового сообщества.
Провозглашенный Основными направлениями мораторий не означает полный отказ от корректировок отдельных элементов модели регулирования и контроля аудиторской деятельности. Однако такие корректировки должны быть обоснованы и обеспечивать реальный положительный эффект для развития рынка аудиторских услуг.
Так, Основными направлениями определен перечень точечных изменений Федерального закона "Об аудиторской деятельности", направленных на совершенствование конкретных элементов модели и механизмов ее реализации, в частности:
приведение Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в соответствие Соглашению об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза от 19 апреля 2022 г.;
корректировка круга организаций, относящихся к общественно значимым в целях Федерального закона "Об аудиторской деятельности;
уточнение с учетом правоприменительной практики порядка регистрации субъектов аудиторской деятельности, осуществления внешнего контроля (надзора) деятельности аудиторских организаций и применения мер воздействия за нарушение обязательных требований;
введение запрета на одновременное исполнение одним лицом полномочий исполнительного органа в двух и более аудиторских организациях;
совершенствование механизма аннулирования квалификационных аттестатов аудитора;
предоставление саморегулируемой организации аудиторов права обращаться с заявлением в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным.
Основными направлениями определена главная задача нынешнего этапа развития системы контроля аудиторской деятельности: повышение результативности этой системы. При этом результативность понимается как превращение контроля в действенный фактор обеспечения качества аудиторских услуг. По существу, речь идет об отказе от нацеленности системы контроля на выявление нарушений и недостатков в деятельности контролируемых лиц и привлечение их к ответственности и замене ее нацеленностью на обеспечение легитимности аудиторского заключения как официального документа и повышение доверия делового сообщества и общества в целом к нему.
Для реализации этой задачи Основными направлениями предусмотрена следующая доработка системы контроля:
развитие и углубление подхода к осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов, предусматривающего контроль обоснованности и результативности решений, принятых ими при исполнении процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности, а не только контроль полноты исполнения указанных процедур. Работа по данному направлению была начата в соответствии с Концепцией развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 г. и должна быть продолжена в период до 2030 г.;
расширение взаимодействия контрольных органов при осуществлении контрольных мероприятий, имея в виду оптимизацию административной нагрузки на контролируемых лиц;
стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц посредством активизации разъяснительной работы контрольных органов, совершенствования иных видов мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
повышение интенсивности мероприятий по профилактике нарушения субъектами аудиторской деятельности законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма одновременно с устранением дублирующих контрольных мероприятий в данной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов в отношении одних и тех же аудиторских организаций;
пересмотр показателей результативности контрольной деятельности контрольных органов и уточнение методики их расчета.
Реализация государственной политики будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, в том числе Федеральные законы "О бухгалтерском учете", "О консолидированной финансовой отчетности", "Об аудиторской деятельности". Кроме того, предполагается разработка и издание соответствующих профессиональных рекомендаций, проведение разнообразных организационных, образовательных, информационных мероприятий.
Конкретные шаги по реализации Основных направлений будут определены в планах, издание которых поручено Минфину России.
------------------------------
1 О содержательном наполнении направлений "Развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности" и "Расширение функционала ГИРБО" см. Информационное сообщение ИС-учет-54.
2 См., в частности, Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203, и стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. N 637-р, Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. N 2958-р.
------------------------------
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России |
Минфин сообщает об определении Правительством РФ основных направлений госполитики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 г. Относительно последней, в частности, запланировано:
- изменение системы закупок аудиторских услуг;
- расширение практики оказания услуг по проведению аудита либо иной проверки систем внутреннего контроля в организациях, по профессиональному подтверждению раскрываемой информации об устойчивости, по оценке технического и программного обеспечения ведения бухучета организациями, по оказанию консультационных услуг;
- введение в ГИРБО контроля исполнения организациями обязанности проводить аудит своей отчетности, а также полномочий субъектов аудиторской деятельности выдавать аудиторские заключения;
- усиление ответственности, в т. ч. имущественной, аудиторских организаций и аудиторов за грубые нарушения обязательных требований.