Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам передачи информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2024 г. N 1674
1. Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 19, ст. 2279), дополнить пунктами 27 и 28 следующего содержания:
"27. Участник оборота товаров, осуществляющий при розничной реализации (продаже) маркированных товаров расчеты с применением контрольно-кассовой техники, обязан:
а) распознать с использованием технического средства получения информации о товаре код маркировки, содержащийся в средстве идентификации, нанесенном на упаковку реализуемого (продаваемого) товара в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix, и тип такого распознанного кода маркировки (далее - тип кода маркировки), предусмотренные актами Правительства Российской Федерации, определяющими особенности маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и внедрения информационной системы мониторинга в отношении указанных товаров;
б) передать сведения о распознанном коде маркировки и типе кода маркировки с использованием технического средства получения информации о товаре в контрольно-кассовую технику, в том числе с использованием товароучетной системы участника оборота товаров, в случае если она входит в состав технического средства получения информации о товаре;
в) направить сведения о реализованном (проданном) маркированном товаре с использованием контрольно-кассовой техники оператору в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
28. В случаях, предусмотренных правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, при которых при розничной продаже в фискальном документе вместо кода маркировки может быть указан код товара, входящий в состав кода идентификации, вместо двумерного штрихового кода в формате Data Matrix может распознаваться штриховой код стандарта EAN.".
2. В требованиях к техническим средствам, используемым участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для обмена информацией с государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе к техническим средствам проверки кода проверки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 303 "Об утверждении требований к техническим средствам, используемым участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для обмена информацией с государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе к техническим средствам проверки кода проверки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 13, ст. 1917; 2021, N 6, ст. 982):
а) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"технические средства получения информации о товаре - программные и (или) программно-аппаратные средства, функционирующие в том числе с контрольно-кассовой техникой и предназначенные для получения участниками оборота информации о товарах, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, которая содержится на указанных товарах, в том числе на упаковках таких товаров, и в информационной системе мониторинга.";
б) абзацы восьмой и девятый пункта 5 изложить в следующей редакции:
"прием документов от информационной системы мониторинга;
выполнение иных функций, обеспечивающих информационный обмен с информационной системой мониторинга в соответствии с требованиями актов Правительства Российской Федерации, утверждающих правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также особенности внедрения информационной системы мониторинга в отношении отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.";
после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"Технические средства получения информации о товаре должны соответствовать требованиям, установленным настоящим пунктом, за исключением требований, предусмотренных абзацем шестым настоящего пункта.";
в) дополнить пунктами 71 и 72 следующего содержания:
"71. Технические средства получения информации о товаре помимо соответствия требованиям, указанным в пункте 5 настоящего документа, должны обеспечивать функциональную совместимость с техническими средствами оператора, включающую:
а) распознание кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации, нанесенном на упаковку товара в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix, без использования сведений, содержащихся в штриховом коде, нанесенном на упаковку товара в соответствии со стандартом EAN;
б) идентификацию типа распознанного кода маркировки;
в) прием и передачу сведений о коде маркировки и (или) о коде идентификации маркированного товара в контрольно-кассовую технику и информационную систему мониторинга, в том числе с использованием товароучетной системы участника оборота товаров, в случае если она входит в состав технического средства получения информации о товаре;
г) фиксацию состава, целостности и работоспособности технического средства получения информации о товаре;
д) фиксацию сбоев и отказов в работе технического средства получения информации о товаре при работе с информационной системой мониторинга согласно стандартным протоколам передачи данных, формат которых определяется оператором и размещается на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
е) наличие в составе технического средства получения информации о товаре ключа идентификации технического средства, указанного в подпункте "б" пункта 15 настоящего документа.
72. Правила обеспечения функциональной совместимости технических средств получения информации о товаре с техническими средствами оператора утверждаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - правила совместимости).";
г) дополнить пунктами 10-19 следующего содержания:
"10. В целях подтверждения соответствия функциональной совместимости технического средства получения информации о товаре с техническими средствами оператора оператор совместно с производителем (разработчиком) указанного технического средства (далее - производитель технического средства) проводит проверку функциональной совместимости программного обеспечения такого технического средства с техническими средствами оператора (далее - проверка функциональной совместимости) в соответствии с правилами совместимости.
Правилами совместимости устанавливаются в том числе основания для принятия оператором решения об отрицательных результатах проверки функциональной совместимости, порядок направления заявителям уведомлений по результатам проверки функциональной совместимости и порядок обжалования результатов проверки функциональной совместимости.
11. Для проведения проверки функциональной совместимости производитель технического средства или его уполномоченный представитель (далее - заявитель) направляет оператору заявление о проведении проверки функциональной совместимости, подписанное заявителем (далее - заявление):
а) по адресу электронной почты оператора, размещенному на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя заявителя. В случае подачи заявления уполномоченным представителем заявителя (при наличии доверенности, подтверждающей соответствующие полномочия) оно подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или, если уполномоченным представителем заявителя выступает физическое лицо, в том числе при представлении интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, - усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
б) с использованием личного кабинета заявителя в Реестре партнеров и интеграторов, размещенном на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
12. В заявлении указываются:
а) информация о заявителе:
для производителей технического средства, являющихся юридическими лицами, - организационно-правовая форма, полное наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, номер телефона, адрес электронной почты и фамилия, имя, отчество (при наличии) ответственного контактного лица;
для производителей технического средства, являющихся индивидуальными предпринимателями, - фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя), номер телефона, адрес электронной почты (при наличии) и фамилия, имя, отчество (при наличии) ответственного контактного лица;
б) наименование технического средства получения информации о товаре и наименование моделей контрольно-кассовой техники, функционирующих с указанными техническими средствами получения информации о товаре.
13. Основаниями для отказа в рассмотрении заявления являются:
а) непредставление к заявлению доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (при подаче заявления уполномоченным представителем заявителя);
б) неподписание заявления или подписание его лицом, не имеющим полномочий на его подписание от имени участника;
в) отсутствие сведений в отношении заявителя, указанных в заявлении, и (или) их несоответствие сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц либо в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или наличие в указанных реестрах записи о прекращении деятельности заявителя;
г) наличие в заявлении некорректных сведений или отсутствие в заявлении обязательных сведений, установленных правилами совместимости.
14. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 5 рабочих дней со дня его направления оператору.
В случае отсутствия оснований для отказа в рассмотрении заявления оператор осуществляет проверку функциональной совместимости в течение 25 рабочих дней в порядке, установленном правилами совместимости.
15. При отсутствии установленных правилами совместимости оснований для принятия решения об отрицательном результате проверки функциональной совместимости оператор в течение 3 рабочих дней со дня завершения указанной проверки:
а) направляет заявителю способом, которым подано заявление, уведомление о положительном результате проведения проверки функциональной совместимости с приложением документов (в электронной форме) о результатах проверки функциональной совместимости, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью оператора (далее - уведомление о положительном результате проведения проверки);
б) направляет заявителю способом, которым подано заявление, ключ идентификации технического средства получения информации о товаре, являющийся уникальным для каждого проверенного технического средства (далее - ключ идентификации технического средства).
16. В течение одного рабочего дня после направления заявителю уведомления о положительном результате проведения проверки функциональной совместимости и ключа идентификации технического средства в соответствии с пунктом 15 настоящего документа оператор включает информацию, указанную в пункте 12 настоящего документа, в реестр технических средств получения информации о товаре, ведение которого осуществляется оператором на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
17. В случае наличия оснований для принятия решения об отрицательном результате проверки функциональной совместимости, предусмотренных правилами совместимости, оператор в течение одного дня со дня принятия такого решения направляет заявителю способом, которым было подано заявление, уведомление, содержащее сведения об этом решении с указанием оснований для его принятия, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью.
18. Заявитель вправе обжаловать решение об отрицательном результате проверки функциональной совместимости в течение одного календарного месяца со дня направления оператором уведомления об отрицательном результате проверки. Обжалование указанного решения осуществляется путем подачи жалобы на бумажном носителе или в электронной форме в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Жалоба составляется в свободной форме с обязательным указанием обоснований позиции заявителя о несогласии с таким решением оператора и приложением подтверждающих документов.
О результатах рассмотрения жалобы Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уведомляет заявителя способом, которым подана жалоба, не позднее 15 дней со дня ее поступления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
19. До включения технических средств получения информации о товаре в реестр, указанный в пункте 16 настоящего документа, они могут применяться в течение 6 календарных месяцев со дня официального опубликования нормативного правового акта Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об утверждении правил совместимости.".
С 1 марта 2025 г. вносятся изменения в правила маркировки товаров средствами идентификации. При применении ККТ участник оборота будет обязан:
- распознать код маркировки в виде двумерного штрихкода в формате Data Matrix и определить тип распознанного кода с использованием технического средства получения информации о товаре;
- передать распознанный код и сведения о его типе в ККТ;
- направить сведения о реализованном (проданном) маркированном товаре с использованием ККТ оператору.
Если при розничной продаже в фискальном документе вместо кода маркировки указан код товара, то вместо двумерного штрихкода в формате Data Matrix может распознаваться штрихкод стандарта EAN.
Установят требования к техническим средствам получения информации о товаре.