Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный законопроект.
Законопроектом предусматривается создание, в дополнение к действующей модели такого правового механизма взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг во внесудебном порядке, как исполнительная надпись нотариуса, в целях оптимизации и упрощения процедуры взыскания такой задолженности.
Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.
В целях соблюдения прав граждан на судебную защиту представляется целесообразным расширить перечень сведений, содержащихся в уведомлении нотариуса (проектируемая редакция части 3 статьи 94.5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), указав на возможность предоставления нотариусу доказательств, подтверждающих факт принятия судом к производству заявления об оспаривании задолженности либо письменных возражений относительно заявленного взыскателем расчета задолженности, срок и способ их предоставления, а также последствия непредставления указанной информации.
При этом семидневный срок, предусмотренный законопроектом для добровольного исполнения нарушенного обязательства, предоставления нотариусу доказательств, подтверждающих факт исполнения нарушенного обязательства, или принятия судом к производству заявления об оспаривании задолженности либо письменных возражений относительно заявленного взыскателем расчета задолженности, представляется недостаточным.
Кроме того, требуется уточнить положение, регламентирующее случаи, когда нотариус направляет уведомление о поступившем требовании взыскателя по адресу должника (месту нахождения жилого помещения, при пользовании которым возникла соответствующая задолженность) и (или) в личный кабинет должника на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с проектируемыми положениями части 7 статьи 94.5 Основ при поступлении в установленный срок письменных возражений должника относительно заявленного взыскателем расчета задолженности, для взыскания которой взыскатель обратился к нотариусу за совершением исполнительной надписи, исполнительная надпись не совершается. При этом представляется необходимым уточнить, кто оценивает обоснованность указанных письменных возражений должника, а также порядок действий нотариуса и взыскателя в случае их необоснованности.
В проектируемой части 2 статьи 94.6 Основ законопроектом не определен механизм извещения судебного пристава-исполнителя о наступлении обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительной надписи нотариуса, подлежит прекращению.
Кроме того, проектируемыми положениями статьи 94.6 Основ предусматривается обжалование задолженности, указанной в исполнительной надписи, при этом обжалование задолженности, указанной в исполнительной надписи, не является предметом правового регулирования Основ.
Согласно статье 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий, в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии.
При этом проектируемыми положениями фактически предлагается альтернативный порядок оспаривания совершенного нотариального действия (исполнительной надписи), не соответствующий положениям ГПК.
Предусмотренные законопроектом положения о возможности вынесения судом решения о соответствии задолженности сумме, указанной в исполнительной надписи, или об отказе в ее взыскании не соответствуют статье 312 ГПК, предусматривающей, что решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.
Также законопроектом предлагается включить нотариусов в число органов и должностных лиц, на которых распространяется действие Федерального закона "Об исполнительном производстве". При этом уже сейчас нотариусы совершают исполнительные надписи на копии документов, устанавливающих задолженность, которые направляются судебным приставам-исполнителям, в связи с чем требуется обоснование внесения изменений в данный Федеральный закон.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его существенной доработки.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |